Академия "Российсские автомобильные дилеры" (директор)
Россия
Россия
Сфера образование сегодня не может развиваться как закрытая система, без учета запроса, формулируемого работодателями. Противоречие между требованиями работодателей и результатами, обеспечиваемыми образовательными организациями, – одна из причин снижения качества подготовки кадров. Очевидно, что диалог между сферой образования и сферой труда должен строиться на основании четких взаимных обязательств. В качестве инструмента, который позволяет выстраивать такой диалог, во многих странах используется национальная система квалификаций (далее – НСК). В нашей стране, согласно 238-ФЗ «О независимой оценке квалификаций», это независимая оценка квалификаций (далее – НОК), ее внедрение в трудовые взаимоотношения «работодатель – соискатель» приводит к серьезным изменениям в сфере образования как поставщика квалифицированных кадров для рынка труда. В связи с этим в статье предпринимается попытка оценить методологическое влияние процесса внедрения НОК на сферу высшего образования за счет созданных инструментов взаимодействия, к которым относятся профессиональные стандарты и процедура профессионально-общественной аккредитации как система верификации выполнения их требований. Ведь необходимо иметь возможность правильной оценки степени достижения требований профессиональных стандартов при освоении обучающимися соответствующих образовательных программ вуза, ориентировать в дальнейшем на достижение этой цели процесс проектирования современной образовательной траектории будущих выпускников. Потому что именно от грамотного выполнения этого условия будет зависеть востребованность подготовленных кадров на рынке труда, а, значит, и самой образовательной программы, что уже выгодно образовательной организации.
профессиональные стандарты, система независимой оценки квалификаций, информационные технологии, федеральные государственные образовательные стандарты, профессионально-общественная аккредитация
1. Каракозов С.Д., Петров Д.А., Худжина М.В. Внедрение разработанной программы для подготовки IT-специалистов на основе новых технологий разработчиков // Информатика и образование. – 2017. – № 9. – С. 41–45.
2. Каракозов С.Д., Петров Д.А., Худжина М.В. Проектирование основных образовательных программ в условиях приведения действующих ФГОС высшего образования в соответствие с профессиональными стандартами // Представитель XXI в. – 2015. –№ 2-1. – С. 9–23.
3. Каракозов С.Д., Худжина М.В., Петров Д.А. Проектирование содержания профессиональных компетенций образовательного стандарта ИТ-специалиста на основе требований профессиональных стандартов и работодателей // Информатика и образование. – 2019. – № 7 (306). – С. 7–16.
4. Общие требования к проведению профессионально-общественной аккредитации основных про-фессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополнительных профессиональных программ (утв. Национальным советом 03.07.2017) https://base.garant.ru/72294136/?ysclid=lkwqra0 up5867997520 (дата обращения 04.08.2023).
5. Положение о порядке проведения профессионально-общественной аккредитации основных профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, дополни-тельных профессиональных программ (утв. Национальным советом 30.05.2018) https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_392930/069cf6963c874853d6d37be6de909270d48632d4/?ysclid=lkwqdg4y hj13421590 (дата обращения 04.08.2023).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 10.04.2023 г. № 580 «О разработке и утверждении международных стандартов». http://government.ru/docs/all/147144 / (дата обращения 04.08.2023).
7. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 01.02.2022 № 89 «Об утверждении перечня специальностей и направлений подготовки высшего образования по программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры, программам ординатуры и программам ассистентуры-стажировки». http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001 202203030033?ysclid=lkwm597d7s30000921 (дата обращения 04.08.2023).
8. Постановление Правительства Российской Феде-рации от 24.06.2022 № 1688-р «О концепции подготовки педагогических кадров для системы образование на период до 2030 г.». http://government.ru/docs/all/141781 / (дата обращения 04.08.2023).
9. Система подготовки кадров: точки роста. Вы-пуск 4. – М.: АНО «Национальное агентство развития квалификаций», 2020. – 242 с.: ил. ISBN 978-5-907286-35-1.
10. Шаронов М.А., Шаронова О.В. О проблематике интеграции профессиональных стандартов и системы высшего образования // Двигатель. – 2017. –№ 4 (112). – С. 56–57.4
11. Панасенко В.Е., Власова Т.Г., Жукова З.С., Шаронов М.А., Богиня М.В. Система технического обслуживания для повышения эффективности и конкурентоспособности бизнеса // Исследования в области систем принятия решений и контроля. 2021. Т. 316. С. 705–714.
12. Шаронов М.А., Шаронова О.В., Шаронова В.П. Круги Эйлера (диаграммы Венна) как модель современного экономического образования на основе российских профессиональных стандартов // Физический журнал: Серия конференций 996 (2018) 012022.