ТЕСТИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЛАДЕНИЯ РУССКИМ ЯЗЫКОМ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается проблема методологии и методики оценки коммуникативных компетенций взрослых носителей русского языка. Навык коммуникации является одним из приоритетных soft skills в рамках вузовского обучения. Для оценки качества формирования этого навыка необходим валидный и удобный в использовании инструмент. Целью является создание комплекса заданий для оценки коммуникативных навыков взрослых носителей русского языка, их апробация на фокус-группе студентов, а также изучение социолингвистических факторов, влияющих на результаты теста (возраст, специальность и т.д.). В данной статье описан принцип создания методического комплекса, включающего в себя алгоритм оценки коммуникативных компетенций, комплекты тестовых заданий для оценки уровня владения устной и письменной речью (для взрослых носителей языка), шкалу оценки результатов тестирования. Применялись общенаучные методы анализа и синтеза, метод моделирования. Алгоритм оценки коммуникативных компетенций включает: компонент оценки (языковой, дискурсивно-стилистический, риторико-прагматический, этико-речевой), критерии оценки, шкалу оценки, уровни оценки, типы заданий (правка дефектного текста по нормам русского языка, стилистики; программированный контроль, тесты, создание развернутых текстов, устные публичные выступления – монолог, дебаты и т.д.). Результатом является разработанный методический комплекс, который позволит оценить коммуникативные компетенции студентов вузов. Таким образом, возможен контроль и оценка качества образо вательных программ в аспекте развития коммуникативных навыков у обучающихся. В учебных целях планируется привлечение студентов к реализации проекта, что даст им возможность развивать профессиональные навыки, пользуясь представленными параметрами оценки коммуникативных навыков.

Ключевые слова:
коммуникация, коммуникативные компетенции, оценка коммуникативных компетенций, прикладная лингвистика, коммуникативная лингвистика
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Баранова О.И. Реализация коммуникативных факторов в развитии презентационных навыков студентов [Текст] / О.И. Баранова, И.Н. Воскресенская, М.В. Ланина, Е.С. Курукалова // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2022. — № 6. — С. 50–58. — DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-116-50-58

2. Долгих М.В. Коммуникативная компетенция студентов вузов: траектории развития [Текст] / М.В. Долгих // Актуальные вопросы современной науки. — 2008. — № 4-1. — С. 153–161.

3. Евтюгина A.A. Содержательное обеспечение формирования культурно-речевой образованности студентов вуза [Текст] / A.A. Евтюгина // Теория и практика профессионального образования: педагогический поиск. — Екатеринбург: Изд-во РГППУ, 2003. — Вып. 3. — Ч. 1. — С. 57–71.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании: авторская версия [Текст] / И.А. Зимняя. — М.: Исследовательский центр качества подготовки специалистов, 2004. — URL: https://fgosvo.ru/uploadfiles/npo/20120325214132.pdf (дата обращения: 25.01.2024).

5. Климова М.А. Аннотирование учебного корпуса в аспекте его использования для исследовательских задач [Текст] / М.А. Климова, А.В. Виклова, Д.А. Оверникова // Современная лингвистика: от теории к практике. — Казань: Изд-во Казанского университета, 2023. — С. 46–50.

6. Куликова В.А. Человек и его внутренний мир: учебный комплексный лингвокультурологический словарь [Текст]: учеб.-метод. пособие / В.А. Куликова, Е.А. Жданова, О.В. Крамкова [и др.]. — Н. Новгород: Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского, 2019. 142 c.

7. Леонтьев А.А. Психология общения [Текст] / А.А. Леонтьев. — М.: Смысл, 1999. — 365 с.

8. Молчановский В.В. Профессионально-коммуникативная компетенция преподавателя русского языка как иностранного [Текст] / В.В. Молчановский // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. — 2017. — № 5. — С. 65–68. — DOI: https://doi.org/10.12737/ article_59acff955e9ed5

9. Пассов Е.И. Коммуникативный метод воспитания [Текст] / Е.И. Пассов. — М.: Просвещение, 2014. — 223 с. 10. Романова Т.В. Отбор текстов на продвинутом этапе обучения русскому языку как иностранному [Текст] / Т.В. Романова // Bridge-Мост. Язык и культура. — 2002. — № 9.

10. Романова Т.В. Русский язык. Стилистика, культура речи, фонетика, словообразование, лексика [Текст]: учебно-методические материалы для студентов I–II курсов / Т.В. Романова. — Н. Новгород: Изд-во Нижегород. гос. лингвист. ун-та им. Н.А. Добролюбова, 2010. — 51 с. 12. Рябов В.И. Обучение риторике в технических вузах [Текст] / В.И. Рябов, О.Е. Чернова // Alma mater. — 2002. — № 8. — С. 43–45.

11. Стурикова М.В. Коммуникативная компетенция и ее развитие у студентов вуза в условиях преемственности образования [Текст]: монография / М.В. Стурикова. — Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2020. — 164 с.

12. Сычева Л.В. К вопросу о коммуникативной компетенции иностранных студентов и некоторых способах её формирования на занятиях по РКИ [Текст] / Л.В. Сычева // Актуальные вопросы современной филологии и журналистики. — 2019. — № 4. — С. 33–40.

13. Шаховский В.И. Формирование коммуникативной компетенции через научающую коммуникацию (к методике через лингвистику) [Текст] / В.И. Шаховский // Вопросы психолингвистики. — 2016. — № 1. — С. 274–283.

14. Шерстяных И.В. Овладение речевыми жанрами как один из путей формирования речевой компетенции студентов [Текст] / И.В. Шерстяных // Педагогический ИМИДЖ. — 2018. — № 1. — С. 153–162.

15. Hall J.K., Eggington W.G. The sociopolitics of English language teaching. Clevedon: Multilingual Matters, 2000.

16. Hymes D. Now I know only so far: essays in ethnopoetics. Lincoln: University of Nebraska Press, 2003.

17. Lillis T. Communicative competence // Encyclopaedia of Language and Linguistics / K. Brown, editor. Oxford: Elsevier, 2006, pp. 666–673.

Войти или Создать
* Забыли пароль?