СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ И ЕЕ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ СО СТОРОНЫ СТРАН ЗАПАДА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Сельские территории – это масштабное пространство с всеобъемлющим потенциалом для поддержания и развития сельскохозяйственного производства. Развития сельских территорий предполагает решение вопросов продовольственной безопасности России. Для решения таких проблем нужно создавать и сохранять рабочие места в производстве продуктов питания, переработке, заготовке, логистике и торговле. Качество жизни на селе должно расти и привлекательность сельского труда должна иметь место в нашем обществе. В статье рассмотрено современное социально-экономическое состояние Республики Крым и ее сельских территорий в условиях действия ограничительных мер со стороны стран Запада. Республика Крым вошла в состав Российской Федерации в 2014 г. и является достаточно новым регионом, изучение современного состояния и развития которого -чрезвычайно важный и интересный процесс. По результатам исследования автор делает вывод об устойчивости протекающих в регионе социально-экономических процессах, а также о достаточно благоприятных перспективах их дальнейшего развития.

Ключевые слова:
санкции, ограничительные меры, новый регион, сельские территории, социально-экономическое развитие
Текст

Введение

18 марта 2014 г., по итогам общекрымского референдума, был подписан Договор о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. В 2024 г. наша страна празднует десятилетие воссоединения Крыма с Россией.

В настоящее время Республика Крым является динамично развивающимся и перспективным новым регионом. Для того, чтобы Республика Крым могла полноценно влиться в экономику Российской Федерации и Южного федерального округа по всем направлениям, а также с целью совершенствования путей ее дальнейшего социально-экономического развития, Государственным Советом Республики Крым 28 декабря 2016 г. был принят Закон Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [2]. На федеральном уровне Республика Крым, наряду с другими регионами, участвует в разработанных и внедренных Правительством Российской Федерации государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» [8] со сроком реализации 2020–2025 гг. и «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».

На момент принятия (28.12.2016 г.) Закона Республики Крым об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, против Республики Крым действовало четыре уровня санкций, наиболее комплексные из которых против Республики Крым были приняты странами Европейского Союза и Соединенными Штатами Америки.

Методология исследования

Методологической основу данного исследования составила совокупность научных методов познания, таких как: общенаучные и специальные методы. Конкретно-научные методы, используемые в работе – метод экспертных оценок, наблюдение и сбор фактов, метод факторного и функционального анализа, метод классификации данных, метод системного анализа и синтеза, проектно-аналитический подход, метод статистического анализа

Результаты

Санкции являются ограничительными политическими и экономическими мерами. Впервые их ввели в июне 2014 г., и с тех пор их периодически наращивают. Санкции включают запрет на импорт в ЕС продуктов, происходящих из Республики Крым, а также на инфраструктурные или финансовые инвестиции и туристические услуги. Помимо этого, запрещается экспорт определенных товаров и технологий крымским компаниям для использования в транспортном, телекоммуникационном и энергетическом секторах или для разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов.

В 12-ом пакете санкций против Российской Федерации, в том числе и против Республики Крым, принятом 18.12.2023 г. Европейским Союзом,  ключевыми моментами выступают: запрет на предоставление программного обеспечения, связанного с управлением предприятиями и промышленными процессами; запрет на импорт непромышленных алмазов, произведенных или обработанных в России, а также транзитных; в Европейский Союз запрещен импорт сжиженных нефтяных газов и ряда металлической продукции; расширение списка лиц, находящихся под индивидуальными санкциями и т.д. [14].

Исходя из этого, целью данного исследования является рассмотрение и изучение социально-экономического развития Республики Крым и ее сельских территорий по ключевым направлениям социально-экономической политики в условиях современных реалий и с учетом того, что санкционный режим, введенный в отношении региона, теоретически мог бы выступать фактором пессимистичного сценария развития Республики Крым в настоящем и будущем. Так ли это на самом деле?

В силу своих географических, климатических и исторических особенностей Республика Крым, входящая в состав Южного Федерального Округа, обладает значительным экологическим, социальным и экономическим потенциалом. Территория Республики Крым составляет 26 860 кв. км, из которых 72% – равнина, 20% – горы и 8% – озера и другие водные объекты [9]. Республика Крым располагается на Крымском полуострове и занимает большую часть его площади, за исключением территории, подчинённой городу федерального значения Севастополь. На территории Республики Крым представлено несколько ярко выраженных климатических зон, распределяющихся в зависимости от особенностей местности. Среди них выделяют степной Крым, Крымские горы и Южный берег Крыма Береговая линия Крымского полуострова имеет протяженность более 2500 км, из них на Черное море приходится 750 км, на Азовское – около 500 км. С материком Республику Крым соединяет Перекопский перешеек – небольшой отрезок суши протяженностью около 30 км и минимальной шириной 7,2 км, разделяющий Черное и Азовское моря [4].

Удельный вес сельских территорий, занимающих по площади 23 923,62 кв. км (или 2 392,4 тыс. га), составляет 89,1% от общей территории Республики Крым, их структурный состав представлен 14 районами и 6 городскими округами, имеющими в своем составе сельские территории (в соответствии с Перечнем сельских территорий Республики Крым и перечнем сельских агломераций на территории Республики Крым, утвержденными Постановлением № 723 Совета министров Республики Крым 11 декабря 2019 г. (с изменениями от 13.01.2020, 20.05.2021, 30.11.2022) [7].

Таблица 1 – Площадь сельских территорий Республики Крым

по состоянию на 01.01.2023 г.

 

№ п/п

Район/городской округ

Площадь сельской территории, кв. км

Удельной вес каждой территории в общей площади сельских

территорий, %

1

Ленинский

2869,46

11,99

2

Джанскойский

2666,96

11,15

3

Сакский

2257,47

9,44

4

Белогорский

1868,37

7,81

5

Красногвардейский

1765,79

7,38

6

Симферопольский

1752,53

7,30

7

Бахчисарайский

1532,89

6,41

8

Черноморский

1508,63

6,31

9

Первомайский

1474,35

6,16

10

Раздольненский

1231,38

5,15

11

Красноперекопский

1230,97

5,15

12

Нижнегорский

1212,43

5,07

13

Кировский

1199,31

5,01

14

Советский

1079,44

4,51

15

г/о Алушта

85,25

0,36

16

г/о Феодосия

68,11

0,29

17

г/о Ялта

56,46

0,24

18

г/о Судак

36,41

0,15

19

г/о Евпатория

22,11

0,10

20

г/о Армянск

5,3

0,02

Итого:

23923,62

100,00

 

Самой крупной сельской территорией Республики Крым и, одновременно, самым крупным по площади районом, является Ленинский район. Его площадь составляет 2869,46 кв. км, а удельный вес в общих сельских территориях республики равняется почти 12% (11,99%). Самая малая сельская территория региона – городской округ Армянск; его сельские территории равны 5,3 кв. км (0,02% от общей площади сельских территорий Республики Крым).

На сельских территориях Республики Крым по состоянию на 01.01.2023 г. проживало 933 600 человек сельского населения. От численности населения зависят многие направления социально-экономической политики любого региона, такие как обеспеченность населения жильем, строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, дорожная деятельность, проведение различных мероприятий в области здравоохранения, культуры, досуга, обустройства мест массового отдыха, организация сбора и вывоза бытовых отходов, озеленение, федеральное и муниципальное финансирование, и т.д. [1].

Данные, представленные в таблице 2 позволяют сделать вывод, что самой многочисленной сельской территорией Республики Крым является Симферопольский район. На его территории на 01.01.2023 г. проживало 169100 человек постоянного населения. Это составляет 18,11% от общего сельского населения на 01.01.2023 г. Значение этого же показателя в динамике за 8 лет, с 2015 по 2022 гг. включительно, выросло на 8,37% или на 13065 человек, родившихся и прибывших на постоянное место жительства в Симферопольский район. Город Симферополь является столицей Республики Крым, по этой причине сельские территории вокруг него являются для населения наиболее привлекательными при выборе постоянного места жительства

Наряду с этим, стоит отметить, что самой малой численностью населения характеризуются сельские территории Армянского городского округа Республики Крым. Там проживало на 01.01.2023 г. 2100 человек (0,22% от всего сельского населения Республики Крым).

По плотности населения на сельских территориях Республики Крым по состоянию на 01.01.2022 г. в тройку лидеров вошли сельские территории, расположенные в окрестностях городов-курортов: городской округ Ялта (плотность населения 916 чел./кв. км.), городской округ Евпатория (611 чел./кв. км.) и городской округ Феодосия (475 чел./кв. км.). Высокая плотность населения объясняется, в первую очередь, благоприятными природно-климатическими условиями данных территорий, а также их выгодным географическим местоположением. Самая малая плотность населения на сельских территориях Ленинского района (16 чел./кв. км). Ленинский район - самая крупная из 20-ти сельских территорий Республики Крым (2896 кв. км), но она мало заселена в силу ряда факторов, среди которых можно выделить природные, социальные и экономические. Увеличение плотности населения на сельских территориях напрямую взаимосвязано с повышением уровня качества жизни сельского населения, так как подразумевает увеличение объектов инфраструктуры, доступности государственных и муниципальных услуг, ввод новых рабочих мест.

Таблица 2 – Численность постоянного населения территорий

Республики Крым, относящихся к сельским на 01.01.2023 г.

 

Район/городской округ

Численность сельского населения, чел.

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2022*

2022 г. в % к 2015 г.

Бахчисарайский

63176

62841

62310

61799

62157

61649

61431

65600

103,84

Белогорский

44091

44153

44197

44127

44274

44063

44116

46800

106,14

Джанкойский

67856

66873

65978

65256

64808

64107

63427

66800

98,44

Кировский

41874

41772

41915

42058

42160

42042

41871

41000

97,91

Красногвардейский

84533

84727

84587

84150

83805

83287

82860

82800

97,95

Красноперекопский

24625

24369

24053

23844

23635

23402

23198

26300

106,80

Ленинский

49890

49226

48657

48181

47786

47116

46205

49000

98,22

Нижнегорский

45025

44901

44336

43959

43964

43827

43502

42800

95,06

Первомайский

32643

32262

31851

31343

30953

30640

30319

31500

96,50

Раздольненский

30766

30609

30429

30165

29959

29888

29861

28900

93,93

Сакский

76414

76075

76326

76426

77012

76977

77312

77000

100,77

Симферопольский

156035

158317

160772

161997

163270

165337

167786

169100

108,37

Советский

31997

31693

31545

31412

31284

30987

30749

30600

95,63

Черноморский

30550

30302

30427

30457

30527

30715

31113

30400

99,51

г/о Алушта

24021

24283

24646

24903

25261

25436

25433

24600

102,41

г/о Армянск

2461

2432

2397

2355

2338

2306

2241

2100

85,33

г/о Евпатория

13619

13576

13583

13574

13538

13511

13499

13600

99,86

г/о Судак

15971

15918

16013

16051

16049

15974

15916

16600

103,94

г/о Феодосия

32341

32499

32669

32511

32480

32306

32323

34200

105,75

г/о Ялта

50558

51359

51707

51925

51907

51867

51699

53900

106,61

Итого:

918446

918187

918398

916493

917167

915437

914861

933600

101,65

 

Помимо этого, в ходе проведенного исследования и на основании расчетных данных, можно отметить следующие моменты:

  • трудоспособное население Республики Крым по районам и городским округам с сельскими территориями в составе, по состоянию на 01.01.2022 г. составляет 706,1 тыс. чел., в том числе сельское население – 499,7 тыс. чел.;
  • из двадцати территорий (14 районов и 6 городских округов) с сельскими территориями в составе, ровно половина – территории со стопроцентным сельским населением. Это такие районы как Джанкойский, Красногвардейский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Советский и Черноморский;
  • в четырех районах – Бахчисарайский, Белогорский, Кировский и Ленинский сельское население трудоспособного возраста по состоянию на 01.01.2022 г. составило 71, 73, 82 и 83% соответственно от общей численности трудоспособного сельского населения, проживавшего в Республике Крым в районах и городских округах с сельскими территориями в составе;
  • в шести городских округах с сельскими территориями в составе доля сельского населения трудоспособного возраста в общей численности трудоспособного сельского населения, проживавшего в Республике Крым в районах и городских округах с сельскими территориями в составе составила: городской округ Алушта – 46%, городской округ Армянск – 10%, городской округ Евпатория – 11%, городской округ Судак – 51%, городской округ 33% и городской округ Ялта – 42%;
  • численность безработных за период с 2015 по 2021 г. сократилась на 22,8% (с 69,2 тыс. чел. до 53,4 тыс. чел.).

Таким образом, можно сделать вывод, что основа социального потенциала сельских территорий Республики Крым – его трудовые ресурсы – в основном преобладают на данных территориях, особенно, что касается районов с сельскими территориями в составе; на половине всех сельских территорий сельское население составляет 100%, что позволяет считать, что сельские территории Республики Крым в достаточном количестве обеспечены трудовыми ресурсами, исходя из общей численности трудоспособного населения Республики Крым по районам и городским округам с сельскими территориями в составе.

С момента вхождения Республики Крым в 2014 г. в качестве нового региона в состав Российской Федерации, перед Правительством РФ и Советом министров Республики Крым, достаточно остро встали вопросы, затрагивающие жизнь простых граждан, что, по сути, и является основополагающим моментом или «двигателем» социально-экономического развития любого региона. Следовательно, оценка сельских территорий с помощью социально-экономических показателей является важнейшим условием их существования и дальнейшего устойчивого развития.

В таблице 3 рассмотрена совокупность основных социально-экономических показателей Республики Крым, в том числе её сельских территорий. На региональном уровне обобщающим макроэкономическим показателем, который характеризует уровень развития экономики, является валовой региональный продукт. Темпы его роста определяют многие факторы, такие как социально-политическая обстановка в стране в целом, структура, объем и организация общественного производства, использование достижений научно-технического прогресса в производстве, трудовые и природные ресурсы. С учетом этого и в силу своих особенностей, экономика Республики Крым и ее сельских территорий представлена такими специализированными секторами как: аграрный, промышленный (в том числе пищевая промышленность), строительный, туристический, торговый, санаторно-курортный, добывающий и перерабатывающий, а также виноделием. Проанализируем приведенные табличные данные.

За период с 2015 по 2021 гг. основной экономический показатель развития региона – валовой региональный продукт (ВРП) вырос более, чем вдвое – в 2,2 раза и составил 586497,5 млн руб., что больше показателя 2015 г. на 120,51%. Если взять для сравнения аналогичный показатель 2014 г.

Таблица 3 – Основные социально-экономические показатели

Республики Крым

 

Показатели

2015

2016

2017

2018

2019

2020

2021

2021 г.

в % к 2015 г.

ВРП в текущих ценах, млн руб.

265971

362672

384983

437438

475525

517147

586498

220,51

ВРП на душу населения, руб.

139 873

189917

201251

228693

248677

271170

308848

220,81

Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн руб.

47582

74795

196193

296423

223793

195808

164011

344,7

Число предприятий и организаций (на конец года; по данным государственной регистрации)

28632

31880

33077

33 202

32 291

31370

31418

109,7

Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий
(в фактически действовавших ценах), млн руб.

50111

52880

47290

43841

55007

52444

73053

148,8

Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га

652,2

706,1

744,6

751,1

770,5

762,5

787,7

120,8

Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади жилых помещений

253

286

834

775

800

809

743

293,7

Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), всего, млн руб.

214710

219861

229892

256198

274709

282385

334306

155,7

Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб.

6061

9783,6

10348,7

11 989

13 786

13 853

19 787

326,5

Объем платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн руб.

73772

80102,9

85414,9

86 532

90770 12)

86 675

124 152

168,3

Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км

12492

__

__

12891

12921

13045

13082

104,7

Удельный вес домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств, %

70,6

__

__

81,4

83,2

81,6

84,1

119,1

Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб.

15664

18071

20128

21526

22 366

23 033

26 357

168,3

Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб.

159

227

312

351

377

360

380

239

 

(год вхождения Республики Крым в качестве нового региона в состав Российской Федерации) и соотнести его с тем же 2021 г., то там разница будет еще существеннее. В 2014 г. ВРП составил 189439,2 млн руб. [6], что меньше данного показателя за 2021 г. в 3,1 раза. Непрерывное увеличение значений показателя ВРП свидетельствует об огромном рывке вперед в экономике региона.

Высокие темпы экономического роста региональной экономики, в свою очередь, обеспечивают повышение уровня материального благосостояния граждан региона. Об этом говорит следующий важный экономический показатель – валовой региональный продукт на душу населения, который характеризует уровень жизни населения в конкретном регионе страны. В Республике Крым он растет одновременно со значением валового регионального продукта, что является признаком экономического роста региона. В период с 2015 по 2021 гг. данный показатель в Республике Крым вырос на 120,81% и составил 308847,9 млн. руб., что превышает значение данного показателя за 2015 г. в 2,2 раза, а значение за 2014 г. (100526,4 млн. руб. [6] в 3,1 раза.

Все остальные показатели в динамическом ряду таблицы 3 так же свидетельствуют о происходящем в Республике Крым экономическом росте. Инвестиции в основной капитал выросли на 244,7% или на 116429 млн руб., число предприятий и организаций, зарегистрированных на территории региона с 2015 по 2021 г. выросло на 2786 ед., или на 9,7%, продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий – на 48,8%, или на 22942 млн руб., увеличилась площадь посевных культур в хозяйствах всех категорий на 20,8% или на 135,5 тыс. га. В 2021 г. введено в действие 743 тыс. кв. м. площади жилых помещений, что в 2,9 раза больше значения 2015 г.

В Республике Крым идет неуклонный рост оборота розничной торговли, с 214 710 млн руб. в 2015 г. до 334 306 млн руб. в 2021 г. (оборот вырос на 55,7%, или в 1,5 раза), в том числе данный показатель растет в расчете на душу населения (с 112916 в 2015 г. до 176 044 в 2021 г.). Демонстрируют рост такие показатели, как оборот общественного питания и объем платных услуг населению (в 3,2 и в 1,6 раза соответственно), протяженность автомобильных дорог общего пользования (на 4,7%), удельный вес домашних хозяйств с доступом к широкополосному интернету в общем числе домашних хозяйств (на 19,1%). Среднедушевые денежные доходы в месяц в анализируемом динамическом ряду выросли на 68,3%, среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя также вырос за этот период на 139% (со 159 руб. в 2015 г. до 380 руб. в 2021 г.).

Одними из отличительных особенностей Республики Крым, на основе которых формировалась экономика полуострова, являются его плодородные почвы, теплый климат, прибрежные природные территории и акватории Черного и Азовского морей. В регионе, в частности на сельских территориях, интенсивно развивается сельскохозяйственное производство, ведущей отраслью которого является растениеводство.

В 2021 г. в Республике Крым было произведено всего продукции сельского хозяйства на сумму 71 340 991 тыс. руб. (в фактически действовавших ценах), из них в районах и округах с сельскими территориями в составе - на сумму 70 733 912 тыс. руб., в том числе продукции растениеводства на сумму 46 658 605 тыс. руб., продукции животноводства – на сумму 24 075 307 тыс. руб. Разумеется, подобные достижения произошли не одномоментно, для этого понадобился определенный временной период. На территориях районов и округов с сельскими территориями в составе показатель общего производства продукции сельского хозяйства в 2021 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 42,5%, показатель производства продукции растениеводства – на 8,7%, животноводства – на 9,4%.

Начиная с 2015 г. сельские территории Республики Крым подвергаются положительным трансформациям, прямым следствием которых является стабильно устойчивое экономическое развитие региона, в том числе его сельскохозяйственного производства, как основной отрасли экономики. Благодаря этому, Республика Крым и ее сельские территории занимают свою определенную нишу в экономике Южного федерального округа (ЮФО), в который регион входит с 28 июля 2016 г., и Российской Федерации в целом.

Несмотря на то, что сельские территории Республики Крым в составе ЮФО занимают по площади всего 5,3% (23,9 тыс. кв. км по отношению к 447,8 тыс. кв. км), а сельское хозяйство Республики Крым не имеет большого удельного веса в сельском хозяйстве Российской Федерации и Южного федерального округа, о чем, в частности, свидетельствуют данные таблицы 4, оно достаточно перспективно в силу географических и климатических особенностей Крымского полуострова, а также благодаря федеральным и республиканским программам развития [15].

Таблица 4 – Удельный вес производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) на сельских территориях

Республики Крым в РФ, ЮФО, РК (2021 г.)

 

Регионы

Млн руб.

Доля в % РК

Российская Федерация (РФ)

7572345,0

0,9

Южный федеральный округ (ЮФО)

1397495,4

5,1

Республика Крым (РК)

71341,0**

99,2

Сельские территории Республики Крым

70733,9**

х

** Расчетные данные.

 

Исходя из данных таблицы 4, удельный вес производства продукции сельского хозяйства на сельских территориях Республики Крым составляет 99,2% от общего производства продукции сельского хозяйства в Республике Крым, 5,1% – в ЮФО и 0,9% в целом по Российской Федерации. Важнейшей, а по сути, и стратегической продукцией сельского хозяйства нашей страны являются зерновые культуры. Природные условия региона благоприятны для производства зерна высокого качества, достичь которого в условиях северных территорий России невозможно (табл. 5). На данный продукт всегда существует спрос на мировых рынках, а цены на него существенно выше, чем на обычное зерно. Однако для его получения одних естественных ресурсов недостаточно, в перспективе нужны специальные технологии, которые помимо обычных приемов возделывания будут направлены на улучшение качества конечной продукции [5].

Таблица 5 – Удельный вес валового сбора зерновых

(в хозяйствах всех категорий) на сельских территориях

Республики Крым в РФ, ЮФО, РК (2021 г.)

 

Регионы

Млн тонн

Доля в % РК

Российская Федерация (РФ)

121400,00

1,1

Южный федеральный округ (ЮФО)

35192,1

3,8

Республика Крым (РК)

1411,8

95,4

Сельские территории Республики Крым

1346,8**

х

** Расчетные данные.

 

Удельный вес валового сбора зерновых в хозяйствах всех категорий на сельских территориях Республики Крым составляет 95,4% в общем валовом сборе зерновых всей Республики Крым, 3,8% – в общем валовом сборе зерновых по Южному федеральному округу и 1,1% – в общем валовом сборе зерновых по стране в целом. Значение показателя удельного веса валового сбора зерновых культур, как мы видим, невелико в масштабах ЮФО и всей страны в целом, но, с поиском и внедрением новых путей развития сельского хозяйства Республики Крым, и зерноводства, как подотрасли растениеводства, в частности, оно будет расти с каждым годом еще больше, чем это можно было наблюдать по предыдущему периоду.

Заключение

Таким образом, с учетом рассмотренного и изученного в данном исследовании материала, на примере проанализированных статистических и полученных математических данных, можно сделать вывод, что, начиная с 2015 г. большинство основных показателей социально-экономического развития Республики Крым и ее сельских территорий демонстрируют стабильный рост в динамике, что, в свою очередь, свидетельствует о росте уровня благосостояния и улучшения качества жизни граждан в Республике Крым и на ее сельских территориях. Даже в условиях жестких ограничительных мер и, с учетом того, что в настоящее время вся экономика Российской Федерации проходит период адаптации к новым экономическим реалиям в условиях санкций со стороны недружественных нам стран, наш новый регион Республика Крым уверенно движется по пути устойчивого социально-экономического развития.

Список литературы

1. Бобер В.С. Устойчивое развитие сельских территорий // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2022. – № 3. – С. 175-182. – DOIhttps://doi.org/10.37984/2076-9288-2022-3-175-182.

2. Закон Республики Крым от 09 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [Электронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/11146 (дата обращения 05.04.2024).

3. Кондрашова О.Н., Бобер В.С. Особенности государственной поддержки сельскохозяйственных территорий. Маркетинг, как стимулирующий фактор территории // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2020. – № 32(37). – С. 76-80.

4. Крымания. Ру [Электронный ресурс] – URL: https://krymania.ru (дата обращения 05.04.2024).

5. Министерство сельского хозяйства Республики Крым [Электронный ресурс] – URL: https://msh.rk.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).

6. Палей Т.Ф. Влияние уровня инфраструктурного потенциала региона на выбор стратегии инвестирования // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 3(51). – С. 8.

7. Постановление от 11 декабря 2019 года № 723 «Об утверждении перечня сельских территорий Республики Крым» [Электронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru/documents/6f39da60-cc72-43ca-a014-936d52054fc6 (дата обращения 05.04.2024).

8. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополyениями) [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/72260516 (да-та обращения 25.03.2024).

9. Правительство Республики Крым. Официальный портал [Элек-тронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).

10. Сборник «Социально-экономическое положение Южного Феде-рального округа в 2021 году», ФСГС, Москва, 2022 [Электронный ре-сурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ujn_fo_21.pdf (дата обращения 05.04.2024).

11. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республики Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс] – URL: https://crimea.gks.ru (дата обращения 05.04.2024).

12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).

13. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] – URL: https://customs.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).

14. Юридическая фирма АЛРУД [Электронный ресурс] – URL: https://www.alrud.ru (дата обращения 12.03.2024).

15. Methodological approaches to assessing the cooperative potential of rural areas / S. Sushentsova, N. Bykovskaya, N. Litvina [et al.] // E3S Web of Conferences. – 2023. – Vol. 380. – P. 01012.


Войти или Создать
* Забыли пароль?