Россия
Сельские территории – это масштабное пространство с всеобъемлющим потенциалом для поддержания и развития сельскохозяйственного производства. Развития сельских территорий предполагает решение вопросов продовольственной безопасности России. Для решения таких проблем нужно создавать и сохранять рабочие места в производстве продуктов питания, переработке, заготовке, логистике и торговле. Качество жизни на селе должно расти и привлекательность сельского труда должна иметь место в нашем обществе. В статье рассмотрено современное социально-экономическое состояние Республики Крым и ее сельских территорий в условиях действия ограничительных мер со стороны стран Запада. Республика Крым вошла в состав Российской Федерации в 2014 г. и является достаточно новым регионом, изучение современного состояния и развития которого -чрезвычайно важный и интересный процесс. По результатам исследования автор делает вывод об устойчивости протекающих в регионе социально-экономических процессах, а также о достаточно благоприятных перспективах их дальнейшего развития.
санкции, ограничительные меры, новый регион, сельские территории, социально-экономическое развитие
Введение
18 марта 2014 г., по итогам общекрымского референдума, был подписан Договор о вхождении Республики Крым и города Севастополь в состав Российской Федерации. В 2024 г. наша страна празднует десятилетие воссоединения Крыма с Россией.
В настоящее время Республика Крым является динамично развивающимся и перспективным новым регионом. Для того, чтобы Республика Крым могла полноценно влиться в экономику Российской Федерации и Южного федерального округа по всем направлениям, а также с целью совершенствования путей ее дальнейшего социально-экономического развития, Государственным Советом Республики Крым 28 декабря 2016 г. был принят Закон Республики Крым «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [2]. На федеральном уровне Республика Крым, наряду с другими регионами, участвует в разработанных и внедренных Правительством Российской Федерации государственной программе «Комплексное развитие сельских территорий» [8] со сроком реализации 2020–2025 гг. и «Стратегии устойчивого развития сельских территорий Российской Федерации на период до 2030 года».
На момент принятия (28.12.2016 г.) Закона Республики Крым об утверждении Стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года, против Республики Крым действовало четыре уровня санкций, наиболее комплексные из которых против Республики Крым были приняты странами Европейского Союза и Соединенными Штатами Америки.
Методология исследования
Методологической основу данного исследования составила совокупность научных методов познания, таких как: общенаучные и специальные методы. Конкретно-научные методы, используемые в работе – метод экспертных оценок, наблюдение и сбор фактов, метод факторного и функционального анализа, метод классификации данных, метод системного анализа и синтеза, проектно-аналитический подход, метод статистического анализа
Результаты
Санкции являются ограничительными политическими и экономическими мерами. Впервые их ввели в июне 2014 г., и с тех пор их периодически наращивают. Санкции включают запрет на импорт в ЕС продуктов, происходящих из Республики Крым, а также на инфраструктурные или финансовые инвестиции и туристические услуги. Помимо этого, запрещается экспорт определенных товаров и технологий крымским компаниям для использования в транспортном, телекоммуникационном и энергетическом секторах или для разведки и добычи нефти, газа и минеральных ресурсов.
В 12-ом пакете санкций против Российской Федерации, в том числе и против Республики Крым, принятом 18.12.2023 г. Европейским Союзом, ключевыми моментами выступают: запрет на предоставление программного обеспечения, связанного с управлением предприятиями и промышленными процессами; запрет на импорт непромышленных алмазов, произведенных или обработанных в России, а также транзитных; в Европейский Союз запрещен импорт сжиженных нефтяных газов и ряда металлической продукции; расширение списка лиц, находящихся под индивидуальными санкциями и т.д. [14].
Исходя из этого, целью данного исследования является рассмотрение и изучение социально-экономического развития Республики Крым и ее сельских территорий по ключевым направлениям социально-экономической политики в условиях современных реалий и с учетом того, что санкционный режим, введенный в отношении региона, теоретически мог бы выступать фактором пессимистичного сценария развития Республики Крым в настоящем и будущем. Так ли это на самом деле?
В силу своих географических, климатических и исторических особенностей Республика Крым, входящая в состав Южного Федерального Округа, обладает значительным экологическим, социальным и экономическим потенциалом. Территория Республики Крым составляет 26 860 кв. км, из которых 72% – равнина, 20% – горы и 8% – озера и другие водные объекты [9]. Республика Крым располагается на Крымском полуострове и занимает большую часть его площади, за исключением территории, подчинённой городу федерального значения Севастополь. На территории Республики Крым представлено несколько ярко выраженных климатических зон, распределяющихся в зависимости от особенностей местности. Среди них выделяют степной Крым, Крымские горы и Южный берег Крыма Береговая линия Крымского полуострова имеет протяженность более 2500 км, из них на Черное море приходится 750 км, на Азовское – около 500 км. С материком Республику Крым соединяет Перекопский перешеек – небольшой отрезок суши протяженностью около 30 км и минимальной шириной 7,2 км, разделяющий Черное и Азовское моря [4].
Удельный вес сельских территорий, занимающих по площади 23 923,62 кв. км (или 2 392,4 тыс. га), составляет 89,1% от общей территории Республики Крым, их структурный состав представлен 14 районами и 6 городскими округами, имеющими в своем составе сельские территории (в соответствии с Перечнем сельских территорий Республики Крым и перечнем сельских агломераций на территории Республики Крым, утвержденными Постановлением № 723 Совета министров Республики Крым 11 декабря 2019 г. (с изменениями от 13.01.2020, 20.05.2021, 30.11.2022) [7].
Таблица 1 – Площадь сельских территорий Республики Крым
по состоянию на 01.01.2023 г.
№ п/п |
Район/городской округ |
Площадь сельской территории, кв. км |
Удельной вес каждой территории в общей площади сельских территорий, % |
1 |
Ленинский |
2869,46 |
11,99 |
2 |
Джанскойский |
2666,96 |
11,15 |
3 |
Сакский |
2257,47 |
9,44 |
4 |
Белогорский |
1868,37 |
7,81 |
5 |
Красногвардейский |
1765,79 |
7,38 |
6 |
Симферопольский |
1752,53 |
7,30 |
7 |
Бахчисарайский |
1532,89 |
6,41 |
8 |
Черноморский |
1508,63 |
6,31 |
9 |
Первомайский |
1474,35 |
6,16 |
10 |
Раздольненский |
1231,38 |
5,15 |
11 |
Красноперекопский |
1230,97 |
5,15 |
12 |
Нижнегорский |
1212,43 |
5,07 |
13 |
Кировский |
1199,31 |
5,01 |
14 |
Советский |
1079,44 |
4,51 |
15 |
г/о Алушта |
85,25 |
0,36 |
16 |
г/о Феодосия |
68,11 |
0,29 |
17 |
г/о Ялта |
56,46 |
0,24 |
18 |
г/о Судак |
36,41 |
0,15 |
19 |
г/о Евпатория |
22,11 |
0,10 |
20 |
г/о Армянск |
5,3 |
0,02 |
Итого: |
23923,62 |
100,00 |
Самой крупной сельской территорией Республики Крым и, одновременно, самым крупным по площади районом, является Ленинский район. Его площадь составляет 2869,46 кв. км, а удельный вес в общих сельских территориях республики равняется почти 12% (11,99%). Самая малая сельская территория региона – городской округ Армянск; его сельские территории равны 5,3 кв. км (0,02% от общей площади сельских территорий Республики Крым).
На сельских территориях Республики Крым по состоянию на 01.01.2023 г. проживало 933 600 человек сельского населения. От численности населения зависят многие направления социально-экономической политики любого региона, такие как обеспеченность населения жильем, строительство и ввод в эксплуатацию объектов инфраструктуры, дорожная деятельность, проведение различных мероприятий в области здравоохранения, культуры, досуга, обустройства мест массового отдыха, организация сбора и вывоза бытовых отходов, озеленение, федеральное и муниципальное финансирование, и т.д. [1].
Данные, представленные в таблице 2 позволяют сделать вывод, что самой многочисленной сельской территорией Республики Крым является Симферопольский район. На его территории на 01.01.2023 г. проживало 169100 человек постоянного населения. Это составляет 18,11% от общего сельского населения на 01.01.2023 г. Значение этого же показателя в динамике за 8 лет, с 2015 по 2022 гг. включительно, выросло на 8,37% или на 13065 человек, родившихся и прибывших на постоянное место жительства в Симферопольский район. Город Симферополь является столицей Республики Крым, по этой причине сельские территории вокруг него являются для населения наиболее привлекательными при выборе постоянного места жительства
Наряду с этим, стоит отметить, что самой малой численностью населения характеризуются сельские территории Армянского городского округа Республики Крым. Там проживало на 01.01.2023 г. 2100 человек (0,22% от всего сельского населения Республики Крым).
По плотности населения на сельских территориях Республики Крым по состоянию на 01.01.2022 г. в тройку лидеров вошли сельские территории, расположенные в окрестностях городов-курортов: городской округ Ялта (плотность населения 916 чел./кв. км.), городской округ Евпатория (611 чел./кв. км.) и городской округ Феодосия (475 чел./кв. км.). Высокая плотность населения объясняется, в первую очередь, благоприятными природно-климатическими условиями данных территорий, а также их выгодным географическим местоположением. Самая малая плотность населения на сельских территориях Ленинского района (16 чел./кв. км). Ленинский район - самая крупная из 20-ти сельских территорий Республики Крым (2896 кв. км), но она мало заселена в силу ряда факторов, среди которых можно выделить природные, социальные и экономические. Увеличение плотности населения на сельских территориях напрямую взаимосвязано с повышением уровня качества жизни сельского населения, так как подразумевает увеличение объектов инфраструктуры, доступности государственных и муниципальных услуг, ввод новых рабочих мест.
Таблица 2 – Численность постоянного населения территорий
Республики Крым, относящихся к сельским на 01.01.2023 г.
Район/городской округ |
Численность сельского населения, чел. |
||||||||
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2022* |
2022 г. в % к 2015 г. |
|
Бахчисарайский |
63176 |
62841 |
62310 |
61799 |
62157 |
61649 |
61431 |
65600 |
103,84 |
Белогорский |
44091 |
44153 |
44197 |
44127 |
44274 |
44063 |
44116 |
46800 |
106,14 |
Джанкойский |
67856 |
66873 |
65978 |
65256 |
64808 |
64107 |
63427 |
66800 |
98,44 |
Кировский |
41874 |
41772 |
41915 |
42058 |
42160 |
42042 |
41871 |
41000 |
97,91 |
Красногвардейский |
84533 |
84727 |
84587 |
84150 |
83805 |
83287 |
82860 |
82800 |
97,95 |
Красноперекопский |
24625 |
24369 |
24053 |
23844 |
23635 |
23402 |
23198 |
26300 |
106,80 |
Ленинский |
49890 |
49226 |
48657 |
48181 |
47786 |
47116 |
46205 |
49000 |
98,22 |
Нижнегорский |
45025 |
44901 |
44336 |
43959 |
43964 |
43827 |
43502 |
42800 |
95,06 |
Первомайский |
32643 |
32262 |
31851 |
31343 |
30953 |
30640 |
30319 |
31500 |
96,50 |
Раздольненский |
30766 |
30609 |
30429 |
30165 |
29959 |
29888 |
29861 |
28900 |
93,93 |
Сакский |
76414 |
76075 |
76326 |
76426 |
77012 |
76977 |
77312 |
77000 |
100,77 |
Симферопольский |
156035 |
158317 |
160772 |
161997 |
163270 |
165337 |
167786 |
169100 |
108,37 |
Советский |
31997 |
31693 |
31545 |
31412 |
31284 |
30987 |
30749 |
30600 |
95,63 |
Черноморский |
30550 |
30302 |
30427 |
30457 |
30527 |
30715 |
31113 |
30400 |
99,51 |
г/о Алушта |
24021 |
24283 |
24646 |
24903 |
25261 |
25436 |
25433 |
24600 |
102,41 |
г/о Армянск |
2461 |
2432 |
2397 |
2355 |
2338 |
2306 |
2241 |
2100 |
85,33 |
г/о Евпатория |
13619 |
13576 |
13583 |
13574 |
13538 |
13511 |
13499 |
13600 |
99,86 |
г/о Судак |
15971 |
15918 |
16013 |
16051 |
16049 |
15974 |
15916 |
16600 |
103,94 |
г/о Феодосия |
32341 |
32499 |
32669 |
32511 |
32480 |
32306 |
32323 |
34200 |
105,75 |
г/о Ялта |
50558 |
51359 |
51707 |
51925 |
51907 |
51867 |
51699 |
53900 |
106,61 |
Итого: |
918446 |
918187 |
918398 |
916493 |
917167 |
915437 |
914861 |
933600 |
101,65 |
Помимо этого, в ходе проведенного исследования и на основании расчетных данных, можно отметить следующие моменты:
- трудоспособное население Республики Крым по районам и городским округам с сельскими территориями в составе, по состоянию на 01.01.2022 г. составляет 706,1 тыс. чел., в том числе сельское население – 499,7 тыс. чел.;
- из двадцати территорий (14 районов и 6 городских округов) с сельскими территориями в составе, ровно половина – территории со стопроцентным сельским населением. Это такие районы как Джанкойский, Красногвардейский, Красноперекопский, Нижнегорский, Первомайский, Раздольненский, Сакский, Симферопольский, Советский и Черноморский;
- в четырех районах – Бахчисарайский, Белогорский, Кировский и Ленинский сельское население трудоспособного возраста по состоянию на 01.01.2022 г. составило 71, 73, 82 и 83% соответственно от общей численности трудоспособного сельского населения, проживавшего в Республике Крым в районах и городских округах с сельскими территориями в составе;
- в шести городских округах с сельскими территориями в составе доля сельского населения трудоспособного возраста в общей численности трудоспособного сельского населения, проживавшего в Республике Крым в районах и городских округах с сельскими территориями в составе составила: городской округ Алушта – 46%, городской округ Армянск – 10%, городской округ Евпатория – 11%, городской округ Судак – 51%, городской округ 33% и городской округ Ялта – 42%;
- численность безработных за период с 2015 по 2021 г. сократилась на 22,8% (с 69,2 тыс. чел. до 53,4 тыс. чел.).
Таким образом, можно сделать вывод, что основа социального потенциала сельских территорий Республики Крым – его трудовые ресурсы – в основном преобладают на данных территориях, особенно, что касается районов с сельскими территориями в составе; на половине всех сельских территорий сельское население составляет 100%, что позволяет считать, что сельские территории Республики Крым в достаточном количестве обеспечены трудовыми ресурсами, исходя из общей численности трудоспособного населения Республики Крым по районам и городским округам с сельскими территориями в составе.
С момента вхождения Республики Крым в 2014 г. в качестве нового региона в состав Российской Федерации, перед Правительством РФ и Советом министров Республики Крым, достаточно остро встали вопросы, затрагивающие жизнь простых граждан, что, по сути, и является основополагающим моментом или «двигателем» социально-экономического развития любого региона. Следовательно, оценка сельских территорий с помощью социально-экономических показателей является важнейшим условием их существования и дальнейшего устойчивого развития.
В таблице 3 рассмотрена совокупность основных социально-экономических показателей Республики Крым, в том числе её сельских территорий. На региональном уровне обобщающим макроэкономическим показателем, который характеризует уровень развития экономики, является валовой региональный продукт. Темпы его роста определяют многие факторы, такие как социально-политическая обстановка в стране в целом, структура, объем и организация общественного производства, использование достижений научно-технического прогресса в производстве, трудовые и природные ресурсы. С учетом этого и в силу своих особенностей, экономика Республики Крым и ее сельских территорий представлена такими специализированными секторами как: аграрный, промышленный (в том числе пищевая промышленность), строительный, туристический, торговый, санаторно-курортный, добывающий и перерабатывающий, а также виноделием. Проанализируем приведенные табличные данные.
За период с 2015 по 2021 гг. основной экономический показатель развития региона – валовой региональный продукт (ВРП) вырос более, чем вдвое – в 2,2 раза и составил 586497,5 млн руб., что больше показателя 2015 г. на 120,51%. Если взять для сравнения аналогичный показатель 2014 г.
Таблица 3 – Основные социально-экономические показатели
Республики Крым
Показатели |
2015 |
2016 |
2017 |
2018 |
2019 |
2020 |
2021 |
2021 г. в % к 2015 г. |
ВРП в текущих ценах, млн руб. |
265971 |
362672 |
384983 |
437438 |
475525 |
517147 |
586498 |
220,51 |
ВРП на душу населения, руб. |
139 873 |
189917 |
201251 |
228693 |
248677 |
271170 |
308848 |
220,81 |
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн руб. |
47582 |
74795 |
196193 |
296423 |
223793 |
195808 |
164011 |
344,7 |
Число предприятий и организаций (на конец года; по данным государственной регистрации) |
28632 |
31880 |
33077 |
33 202 |
32 291 |
31370 |
31418 |
109,7 |
Продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий |
50111 |
52880 |
47290 |
43841 |
55007 |
52444 |
73053 |
148,8 |
Посевная площадь всех сельскохозяйственных культур в хозяйствах всех категорий, тыс. га |
652,2 |
706,1 |
744,6 |
751,1 |
770,5 |
762,5 |
787,7 |
120,8 |
Ввод в действие жилых домов, тыс. м2 общей площади жилых помещений |
253 |
286 |
834 |
775 |
800 |
809 |
743 |
293,7 |
Оборот розничной торговли (в фактически действовавших ценах), всего, млн руб. |
214710 |
219861 |
229892 |
256198 |
274709 |
282385 |
334306 |
155,7 |
Оборот общественного питания (в фактически действовавших ценах), млн руб. |
6061 |
9783,6 |
10348,7 |
11 989 |
13 786 |
13 853 |
19 787 |
326,5 |
Объем платных услуг населению (в фактически действовавших ценах), млн руб. |
73772 |
80102,9 |
85414,9 |
86 532 |
90770 12) |
86 675 |
124 152 |
168,3 |
Протяженность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием (на конец года), км |
12492 |
__ |
__ |
12891 |
12921 |
13045 |
13082 |
104,7 |
Удельный вес домашних хозяйств, имевших широкополосный доступ к сети Интернет, в общем числе домашних хозяйств, % |
70,6 |
__ |
__ |
81,4 |
83,2 |
81,6 |
84,1 |
119,1 |
Среднедушевые денежные доходы (в месяц), руб. |
15664 |
18071 |
20128 |
21526 |
22 366 |
23 033 |
26 357 |
168,3 |
Среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя, руб. |
159 |
227 |
312 |
351 |
377 |
360 |
380 |
239 |
(год вхождения Республики Крым в качестве нового региона в состав Российской Федерации) и соотнести его с тем же 2021 г., то там разница будет еще существеннее. В 2014 г. ВРП составил 189439,2 млн руб. [6], что меньше данного показателя за 2021 г. в 3,1 раза. Непрерывное увеличение значений показателя ВРП свидетельствует об огромном рывке вперед в экономике региона.
Высокие темпы экономического роста региональной экономики, в свою очередь, обеспечивают повышение уровня материального благосостояния граждан региона. Об этом говорит следующий важный экономический показатель – валовой региональный продукт на душу населения, который характеризует уровень жизни населения в конкретном регионе страны. В Республике Крым он растет одновременно со значением валового регионального продукта, что является признаком экономического роста региона. В период с 2015 по 2021 гг. данный показатель в Республике Крым вырос на 120,81% и составил 308847,9 млн. руб., что превышает значение данного показателя за 2015 г. в 2,2 раза, а значение за 2014 г. (100526,4 млн. руб. [6] в 3,1 раза.
Все остальные показатели в динамическом ряду таблицы 3 так же свидетельствуют о происходящем в Республике Крым экономическом росте. Инвестиции в основной капитал выросли на 244,7% или на 116429 млн руб., число предприятий и организаций, зарегистрированных на территории региона с 2015 по 2021 г. выросло на 2786 ед., или на 9,7%, продукция сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий – на 48,8%, или на 22942 млн руб., увеличилась площадь посевных культур в хозяйствах всех категорий на 20,8% или на 135,5 тыс. га. В 2021 г. введено в действие 743 тыс. кв. м. площади жилых помещений, что в 2,9 раза больше значения 2015 г.
В Республике Крым идет неуклонный рост оборота розничной торговли, с 214 710 млн руб. в 2015 г. до 334 306 млн руб. в 2021 г. (оборот вырос на 55,7%, или в 1,5 раза), в том числе данный показатель растет в расчете на душу населения (с 112916 в 2015 г. до 176 044 в 2021 г.). Демонстрируют рост такие показатели, как оборот общественного питания и объем платных услуг населению (в 3,2 и в 1,6 раза соответственно), протяженность автомобильных дорог общего пользования (на 4,7%), удельный вес домашних хозяйств с доступом к широкополосному интернету в общем числе домашних хозяйств (на 19,1%). Среднедушевые денежные доходы в месяц в анализируемом динамическом ряду выросли на 68,3%, среднемесячный размер социальной поддержки на одного пользователя также вырос за этот период на 139% (со 159 руб. в 2015 г. до 380 руб. в 2021 г.).
Одними из отличительных особенностей Республики Крым, на основе которых формировалась экономика полуострова, являются его плодородные почвы, теплый климат, прибрежные природные территории и акватории Черного и Азовского морей. В регионе, в частности на сельских территориях, интенсивно развивается сельскохозяйственное производство, ведущей отраслью которого является растениеводство.
В 2021 г. в Республике Крым было произведено всего продукции сельского хозяйства на сумму 71 340 991 тыс. руб. (в фактически действовавших ценах), из них в районах и округах с сельскими территориями в составе - на сумму 70 733 912 тыс. руб., в том числе продукции растениеводства на сумму 46 658 605 тыс. руб., продукции животноводства – на сумму 24 075 307 тыс. руб. Разумеется, подобные достижения произошли не одномоментно, для этого понадобился определенный временной период. На территориях районов и округов с сельскими территориями в составе показатель общего производства продукции сельского хозяйства в 2021 г. увеличился по сравнению с 2015 г. на 42,5%, показатель производства продукции растениеводства – на 8,7%, животноводства – на 9,4%.
Начиная с 2015 г. сельские территории Республики Крым подвергаются положительным трансформациям, прямым следствием которых является стабильно устойчивое экономическое развитие региона, в том числе его сельскохозяйственного производства, как основной отрасли экономики. Благодаря этому, Республика Крым и ее сельские территории занимают свою определенную нишу в экономике Южного федерального округа (ЮФО), в который регион входит с 28 июля 2016 г., и Российской Федерации в целом.
Несмотря на то, что сельские территории Республики Крым в составе ЮФО занимают по площади всего 5,3% (23,9 тыс. кв. км по отношению к 447,8 тыс. кв. км), а сельское хозяйство Республики Крым не имеет большого удельного веса в сельском хозяйстве Российской Федерации и Южного федерального округа, о чем, в частности, свидетельствуют данные таблицы 4, оно достаточно перспективно в силу географических и климатических особенностей Крымского полуострова, а также благодаря федеральным и республиканским программам развития [15].
Таблица 4 – Удельный вес производства продукции сельского хозяйства (в хозяйствах всех категорий) на сельских территориях
Республики Крым в РФ, ЮФО, РК (2021 г.)
Регионы |
Млн руб. |
Доля в % РК |
Российская Федерация (РФ) |
7572345,0 |
0,9 |
Южный федеральный округ (ЮФО) |
1397495,4 |
5,1 |
Республика Крым (РК) |
71341,0** |
99,2 |
Сельские территории Республики Крым |
70733,9** |
х |
** Расчетные данные.
Исходя из данных таблицы 4, удельный вес производства продукции сельского хозяйства на сельских территориях Республики Крым составляет 99,2% от общего производства продукции сельского хозяйства в Республике Крым, 5,1% – в ЮФО и 0,9% в целом по Российской Федерации. Важнейшей, а по сути, и стратегической продукцией сельского хозяйства нашей страны являются зерновые культуры. Природные условия региона благоприятны для производства зерна высокого качества, достичь которого в условиях северных территорий России невозможно (табл. 5). На данный продукт всегда существует спрос на мировых рынках, а цены на него существенно выше, чем на обычное зерно. Однако для его получения одних естественных ресурсов недостаточно, в перспективе нужны специальные технологии, которые помимо обычных приемов возделывания будут направлены на улучшение качества конечной продукции [5].
Таблица 5 – Удельный вес валового сбора зерновых
(в хозяйствах всех категорий) на сельских территориях
Республики Крым в РФ, ЮФО, РК (2021 г.)
Регионы |
Млн тонн |
Доля в % РК |
Российская Федерация (РФ) |
121400,00 |
1,1 |
Южный федеральный округ (ЮФО) |
35192,1 |
3,8 |
Республика Крым (РК) |
1411,8 |
95,4 |
Сельские территории Республики Крым |
1346,8** |
х |
** Расчетные данные.
Удельный вес валового сбора зерновых в хозяйствах всех категорий на сельских территориях Республики Крым составляет 95,4% в общем валовом сборе зерновых всей Республики Крым, 3,8% – в общем валовом сборе зерновых по Южному федеральному округу и 1,1% – в общем валовом сборе зерновых по стране в целом. Значение показателя удельного веса валового сбора зерновых культур, как мы видим, невелико в масштабах ЮФО и всей страны в целом, но, с поиском и внедрением новых путей развития сельского хозяйства Республики Крым, и зерноводства, как подотрасли растениеводства, в частности, оно будет расти с каждым годом еще больше, чем это можно было наблюдать по предыдущему периоду.
Заключение
Таким образом, с учетом рассмотренного и изученного в данном исследовании материала, на примере проанализированных статистических и полученных математических данных, можно сделать вывод, что, начиная с 2015 г. большинство основных показателей социально-экономического развития Республики Крым и ее сельских территорий демонстрируют стабильный рост в динамике, что, в свою очередь, свидетельствует о росте уровня благосостояния и улучшения качества жизни граждан в Республике Крым и на ее сельских территориях. Даже в условиях жестких ограничительных мер и, с учетом того, что в настоящее время вся экономика Российской Федерации проходит период адаптации к новым экономическим реалиям в условиях санкций со стороны недружественных нам стран, наш новый регион Республика Крым уверенно движется по пути устойчивого социально-экономического развития.
1. Бобер В.С. Устойчивое развитие сельских территорий // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2022. – № 3. – С. 175-182. – DOIhttps://doi.org/10.37984/2076-9288-2022-3-175-182.
2. Закон Республики Крым от 09 января 2017 года № 352-ЗРК/2017 «О стратегии социально-экономического развития Республики Крым до 2030 года» [Электронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru/ru/document/show/11146 (дата обращения 05.04.2024).
3. Кондрашова О.Н., Бобер В.С. Особенности государственной поддержки сельскохозяйственных территорий. Маркетинг, как стимулирующий фактор территории // Вестник Российского государственного аграрного заочного университета. – 2020. – № 32(37). – С. 76-80.
4. Крымания. Ру [Электронный ресурс] – URL: https://krymania.ru (дата обращения 05.04.2024).
5. Министерство сельского хозяйства Республики Крым [Электронный ресурс] – URL: https://msh.rk.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).
6. Палей Т.Ф. Влияние уровня инфраструктурного потенциала региона на выбор стратегии инвестирования // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. – 2017. – № 3(51). – С. 8.
7. Постановление от 11 декабря 2019 года № 723 «Об утверждении перечня сельских территорий Республики Крым» [Электронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru/documents/6f39da60-cc72-43ca-a014-936d52054fc6 (дата обращения 05.04.2024).
8. Постановление Правительства РФ от 31 мая 2019 г. N 696 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Комплексное развитие сельских территорий» и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (с изменениями и дополyениями) [Электронный ресурс] – URL: https://base.garant.ru/72260516 (да-та обращения 25.03.2024).
9. Правительство Республики Крым. Официальный портал [Элек-тронный ресурс] – URL: https://rk.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).
10. Сборник «Социально-экономическое положение Южного Феде-рального округа в 2021 году», ФСГС, Москва, 2022 [Электронный ре-сурс] – URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/ujn_fo_21.pdf (дата обращения 05.04.2024).
11. Управление Федеральной службы государственной статистики по Республики Крым и г. Севастополю [Электронный ресурс] – URL: https://crimea.gks.ru (дата обращения 05.04.2024).
12. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс] – URL: https://rosstat.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).
13. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс] – URL: https://customs.gov.ru (дата обращения 05.04.2024).
14. Юридическая фирма АЛРУД [Электронный ресурс] – URL: https://www.alrud.ru (дата обращения 12.03.2024).
15. Methodological approaches to assessing the cooperative potential of rural areas / S. Sushentsova, N. Bykovskaya, N. Litvina [et al.] // E3S Web of Conferences. – 2023. – Vol. 380. – P. 01012.