ВЫБОР ТАКСОНОМИИ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ ПО ХИМИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье затрагивается проблема поиска новых, эффективных педагогических средств обучения учащихся общеобразовательных учреждений, одним из которых является ситуационная задача. Авторы отмечают проблему конструирования задач данного типа в силу отсутствия каких-либо методик по их составлению, приводят собственную начальную структуру ситуационной задачи, демонстрируя необходимость внесения в нее дополнительных корректив. Целью статьи является уточнение структурного блока вопросов и заданий ситуационной задачи с помощью выбранной таксономии, что позволит устранить проблему составления и подбора, определения количества и последовательности вопросов в данном блоке, а также сохранить логическую последовательность возврата к поставленному проблемному вопросу после выполнения всех заданий этого блока. Для достижения поставленной цели были проведены теоретический анализ литературы по проблеме конструирования ситуационных задач, обобщение полученных сведений, сравнение различных таксономий и выбор наиболее оптимальной для использования, синтез. В статье решается проблема составления вопросов и заданий ситуационной задачи, предлагается новая детализированная структура-эталон ситуационной задачи, закладывающая единый подход к составлению задач данного типа, а также позволяющая самостоятельно их конструировать педагогам-практикам. После проведенного анализа научной литературы было выделено несколько основных таксономий учебных целей (таксономия Б. Блума с модификациями, В. Герлаха и А. Салливана, А. де Блока, Дж. Гилфорда, Р. Ганье и М. Мэрилла), результатом сравнения которых стал выбор оригинальной таксономии Б. Блума, отличающейся высокой эффективностью и легкостью использования в перспективе другими педагогами. Также в статье приводится пример химической ситуационной задачи по теме «Эпоксиды (оксираны)», предназначенной для учащихся 10-го класса, составленной с применением таксономии Б. Блума. В заключение делается вывод об успешности применения таксономии Б. Блума для конструирования блока вопросов и заданий ситуационной задачи.

Ключевые слова:
химическая ситуационная задача, таксономия учебных целей, таксономия Б. Блума, конструирование задач
Список литературы

1. Халилова Ш.Т. Технология конструирования ситуационных задач в содержании практического обучения // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2012. – № 2(5). – С. 142-148.

2. Шабанова И.А., Ковалева С.В. Учебные кейсы в преподавании дисциплины "Методика обучения химии" // Вестник Томского государственного педагогического университета. – 2015. – № 11(164). – С. 57-61.

3. Жулькова Н.В. Использование ситуационных задач по химии в учебном процессе // Наука и школа. – 2013. – № 5. – С. 122-125.

4. Лузгина Н.Н. Ситуационные задачи по химии как средство формирования ключевых компетенций // Достижения фундаментальной, клинической медицины и фармации : материалы 73-ой научной сессии ВГМУ, Витебск, Республика Беларусь, 29–30 января 2018 года. – Витебск, Республика Беларусь: Витебский государственный медицинский университет, 2018. – С. 575-578.

5. Сагалакова А.М. Ситуационные задачи по химии как средство формирования УУД // Молодежь и наука XXI века. Методика обучения дисциплин естественнонаучного цикла: проблемы и перспективы : Материалы XVI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и школьников, Красноярск, 18 мая 2017 года. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2017. – С. 132-135.

6. Калугин И.А., Иншина Т.В. Ситуационные задачи как способ развития мышления учащихся на уроке химии // Учебный эксперимент в образовании. – 2023. – № 1(105). – С. 66-75.

7. Приходько М.А., Смирнова О.Б. Ситуационные задачи как средство интеграции фундаментальных и специальных знаний // Интернет-журнал «Мир науки». – 2018. – Т. 6, № 3. – С. 44.

8. Кларин М.В. Инновационные модели обучения: Исследование мирового опыта : Рекомендовано к изданию Учёным советом ФГБНУ Институт стратегии развития стратегии образования РАО 5.10.2015. – Москва : ООО ИД "Луч", 2016. – 632 с.

9. Калугин И.А., Иншина Т.В. Таксономия Б. Блума как основополагающий компонент ситуационных задач по химии // Химия и химическое образование XXI века: материалы VII Всероссийской студенческой конференции с международным участием, посвященной 110-летию со дня рождения профессора В. В. Перекалина и 60-летию факультета химии РГПУ им. А. И. Герцена. – Санкт-Петербург : Изд-во РГПУ им. А И. Герцена, 2023. – 232 с.

10. Султанова Г.С. Таксономия Блума как инструмент интеллектуально развивающего обучения студентов // Высшее образование сегодня. – 2019. – № 1. – С. 14-19.

11. Чошанов М.А. Инженерия обучающих технологий. 3-е изд. (эл.). Электрон. текстовые дан. (1 файл pdf: 242 с.). М.: БИНОМ, 2015. (Педагогическое образование) // Лаборатория знаний. URL: http://files.pilotlz.ru/pdf/cC2973-1-ch.pdf (дата обращения: 20.08.2023).

Войти или Создать
* Забыли пароль?