с 17.09.2015 по настоящее время
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
В статье представлены результаты исследования факторов внешней и внутренней среды, оказывающих наибольшее влияние на развитие гостиничного бизнеса в России. Дана авторская оценка степени влияния этих факторов на развитие гостиничного бизнеса. Определены основные проблемы в развитии гостиничного бизнеса в нашей стране.
гостиницы, туризм, стратегический анализ, стратегия развития, гостиничный менеджмент
Туризм и гостиничный бизнес являются достаточно динамичными видами деятельности (по прогнозам в 2030 году каждый день в мире будет совершаться около пяти миллионов поездок), поэтому важно понимать, какие факторы в перспективе будут оказывать на них наибольшее влияние.
В стратегическом анализе принято все факторы, оказывающие воздействие на тот или иной процесс, делить на факторы внешней среды и факторы внутренней среды. К факторам внутренней среды относятся те, на которые руководство гостиницы может влиять непосредственным образом, например, принимать решение о том, как именно проводить ремонт номерного фонда, какой персонал принимать на работу, какие стандарты обслуживания использовать и т. д. Факторы внешней среды, в свою очередь, делятся на факторы внешней среды косвенного и прямого воздействия. К последним относятся те, на которые руководство гостиницы напрямую влиять не может, но все-таки непосредственно с ними связано и каким-то образом может на них влиять. Например, к факторам внешней среды прямого воздействия относится степень лояльности гостей, которых можно заинтересовать скидками, льготами по карте постоянного клиента и т. д., что, впрочем, не гарантирует лояльности гостя при появлении на рынке более интересных предложений.
К факторам внешней среды косвенного воздействия относятся такие характеристики общества, на которые руководство гостиниц никак не может влиять, но которые могут оказывать решающее влияние на то, есть ли перспективы у данного бизнеса или он, скорее всего, станет убыточным, а возможно и противозаконным, как это стало с казино на большинстве территорий России. Рассмотрим вначале основные факторы внешней среды косвенного воздействия, которые оказывают наибольшее влияние на современное состояние и перспективы развития гостиничного бизнеса в нашей стране.
Изменения в стратегии развития страны и отдельных законодательных актах
Как видно из выступлений первых лиц государства и по принятым законодательным актам, туризм рассматривается как важное направление развития страны в целом и отдельных регионов в частности. Проведение крупномасштабных мероприятий дало существенный импульс развитию туризма в Казани, Сочи, Владивостоке, а также в других городах, в которых пройдет Чемпионат Европы 2018. Кроме того, активно развиваются особые ту-ристско-рекреационные зоны, туристские кластеры [3]. При этом сохраняется неравномерность в развитии гостиничного бизнеса: большинство гостиниц находятся в Москве и Санкт-Петербурге. Так, в столице на начало 2013 года работало 423 отеля с совокупной вместимостью около 90 тыс.человек. Из них 24 отеля под марками известных международных гостиничных брендов [2].
1. http://kommersant.ru/ - сайт издательского дома «Коммерсантъ» (дата обращения: 15.03.2013).
2. littp://proliotel.ru/ - портал про гостиничный бизнес (дата обращения: 15.03.2013).
3. http://mssiatourism.ru/ - официальный сайт Федерального агентства по туризму Министерства культуры Российской Федерации (дата обращения: 11.03.2013).
4. http://www.frontdesk.ru/ - сообщество профессионалов гостиничного бизнеса (дата обращения: 17.03.2013).
5. http://www.vedomosti.ru/ - сайт газеты «Ведомости» (дата обращения: 14.02.2013).