сотрудник
Россия
г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Россия
В данной статье представлены особенности изучения переживания чувства вины у осужденных в исправительном учреждении. Признание осужденными чувства вины является особым критерием исправления осужденных. Отражены теоретико-методологические подходы, изучающие вину как психологическую характеристику, а также не раз отмечена комплексность проводимых исследований по данной тематики. Так, исследователи в области пенитенциарных наук обращают свое внимание на особенности переживания чувства вины осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Актуальность исследования подтверждается малой изученностью феномена переживания вины осужденными в исправительном учреждении. Для эмпирического исследования была определена цель: изучить особенностей переживания чувства вины у осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Объектом исследования выбрано чувство вины. Предметом исследования были выбраны особенности переживания чувства вины осужденными в исправительном учреждении. Гипотеза проведенного исследования определена таким образом, что чувство вины у рецидивистов выражено меньше, чем у тех, кто совершил преступление впервые. Выборка исследования составила 60 осужденных мужского пола в возрасте от 30 до 60 лет, которые были разделены на 2 экспериментальные группы с учетом рецидива совершения преступлений. Диагностическим инструментарием определены следующие методики: методика «Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect - TOSCA) (Tangney J.P.) (Дж. П. Тангней) TOSCA и тест «Измерение неадаптивной вины» (IGQ), разработанный американскими психологами (O’Connor et al.) в адаптации Е. В. Коротковой. Проведенное исследование позволило определить ряд закономерностей и особенностей. По результатам исследования были даны некоторые практические рекомендации сотрудникам психологических служб исправительного учреждения по организации профилактического, просветительского и психокоррекционного воздействия на личности осужденных с нахождения их в карантинном отделении. Особо важно проведение соответствующей работы по обучению осужденных исправительного учреждения навыкам социально приемлемого общения, принятию соответствующего социально одобряемого образа жизни, который поможет адаптироваться к последующей жизни после освобождения и справиться с переживанием чувства вины в настоящий момент времени.
осужденные, исправительное учреждение, переживание чувства вины, исправление осужденных, вина, совесть, рецидивисты, впервые осужденные
Исследователи в области пенитенциарных наук обращают особое внимание на особенности переживания чувства вины осужденными, находящимися в местах лишения свободы. Одним из важных критериев исправления осужденных в местах лишения свободы является признание ими чувства вины. Ранее вина, как психологическая характеристика, изучалась в контексте психоаналитических подходов к изучению личности. В последнее время вина изучается различными направлениями и школами, рассматривается с точки зрения ученых по многим научным областям.
Как правило, понятие вины и совести взаимосвязаны между собой. Переживание вины следует рядом с совестью. В современной действительности совесть влияет на общественное мнение людей. Совесть определяется значимостью ее изучения как объекта. В современной научной теории, понятие вины является достаточно широким, затрагивает многие области научных знаний и является основным во многих гуманитарных исследованиях. Проблема малой изученности данного феномена предопределяет поиск особых подходов к изучению и осмыслению вопроса. Отсутствие эмпирических исследований по определенной тематике определяет актуальность проводимого исследования. Понятие «переживание чувства вины» остается малоизученным по сегодняшний день, так как оно включает не только теоретическое изучение, но и выявление, и исследование конкретных личностных особенностей, обусловливающих формирование понятия.
Имеющиеся основания, которые способны объединить теоретические подходы по изучению чувства вины, как правило, подчеркивает особую психологическую и социальную природу изучаемого феномена. Суть природы человека, как целостного субъекта общественных отношений, заключается в связи культурно-исторических явлений личности и детерминантов развития.
Стоит отметить, что в отечественной психологии понятие вины рассматривается в контексте изучения понятия совести, т.е. этического чувства, о чем упоминалось нами ранее. С точки зрения научной интерпретации, совесть относится к самосознанию человека и является его нравственным регулятором поведенческих актов и проявлений. Исследователи отечественных направлений упоминают возможность преобразования совести и наличия чувства вины у осужденных во время организации воспитательного процесса при использовании методологических основ педагогических концепций.
Вина оказывает серьезное влияние на психологическое, и даже физиологическое здоровье человека. Как правило, положительное и отрицательное воздействие имеет особый вес. Возникновение данного чувства возможно беспочвенно и в хаотичном порядке. Как правило, чувство вины может привести к формированию заниженной самооценки, возникновению депрессивных состояний, хронической усталости или привести к деструктивным проявлениям [1].
Отечественные психологи, изучающие вину как психологическую характеристику, понимают ее в рамках общей теории эмоций и чувств, в теории морального развития и воспитания [3,7]. Так, исследователь К. Муздыбаев предпринял попытку, которая позволила представить вину в контексте ее комплексного изучения и формулирования последующей теории.
Другой ученый К. Изард в теории дифференциальных эмоций раскрывает описание эмоции вины, определяя «эмоцию вины как одну из базовых эмоций, которая подобно другим базовым эмоциям, прошла долгий путь эволюционно-биологического развития» [2]. С точки зрения К. Изарда, человека не могут научить эмоции вины, которые могут возникнуть вследствие сложившейся неприятной ситуации. Существующие в общественном устройстве нормы морали и этики определяют поведение его субъектов, позволяют ориентироваться на устойчивые образцы поведения. Когнитивная составляющая деятельности человека помогает сформулировать необходимые образцы и паттерны, научиться действовать при различных ситуациях и при взаимодействии с другими людьми.
Исследователь А. Г. Ковалев объяснял понятие «совести» как эмоционально-оценочное отношение личности к собственным поступкам [5]. Как правило, человек постоянно испытывает разные эмоции, подвергается чувственным переживаниям. Он испытывает угрызение совести или даже чувство вины, если совершенный им поступок не является моральным и принятым в обществе. Эмоционально-оценочное отношение вырабатывается человеком при взаимодействии с окружающим миром и принятии соответствующих норм общества. Так, автор определяет высшей ступенью развития совести способность предопределить возможные последствия совершенного проступка и заведомо его предотвратить.
Наше исследование, направленное на изучение особенностей переживания чувства вины осужденными, находящимися в местах лишения свободы, получило свою идею благодаря теоретическим и эмпирическим концепциям диссертационного исследования О. М. Манхаевой [4]. В данном исследовании был поднят вопрос по изучению асоциального поведения лиц мужского пола. Испытуемые, как было отмечено автором, сравнивались с социально направленными мужчинами. Первые, по итогам исследования, наиболее интенсивно и длительно переживают чувство вины по поводу различных ситуаций, как бытового, так и производственного характера. Такими ситуациями, вызывающими чувство вины, могут быть: детские травмы, проблемы в коммуникации с близкими людьми, семьей, участниками общественных взаимоотношений, проблемы с нарушением законных требований, как, например, совершение преступления, что для нас актуально.
Как указывают выводы, полученные в ходе проведенного эмпирического исследования, чувство вины у лиц мужского пола может проявляться в угрызениях совести, ненавистном отношении к себе и окружающим, а также во мнении своей непригодности и ненужности. Проведенное исследование указывает на то, что асоциально ориентированные мужчины действуют против социальных норм, не принимают нормы, чаще переживают чувство вины ввиду совершения противоправных действий. Они переживают это чувство наиболее интенсивно и продолжительно, им свойственна склонность полагать, что переживание вины в различных ситуациях может, как положительно, так и отрицательно, повлиять практически на все их сферы жизни [8].
Как правило, в процессе исправления осужденных принимает участие очень большое количество личностных конструктов, относящихся к различным сферам человеческой деятельности: познавательной, интеллектуальной, поведенческой и, соответственно, эмоциональной. Понятие вины является одним из компонентов эмоциональной сферы личности осужденного.
Как отмечают исследователи, переживание чувства вины свойственно не всем людям. Вина характерна для людей со сложной структурой личности, с развитым чувством долга и совести. Это чувство относится к высшим чувствам. Оно формируется в онтогенезе под влиянием родительских установок, которые используют родители при воспитании своих детей. Например, чувство вины может возникнуть впервые у ребенка, когда тот начинает брать на себя ответственность за совершенный проступок. Родители должны воспитать в своем ребенке социальные качества, подготовить его к дальнейшей самостоятельной жизни, где он будет брать на себя ответственность за свои поступки, принимать важные решения и следовать своей жизненной цели. Вина, как сильное негативное чувство, может помешать нормальному развитию личности, стать причиной ухудшения самочувствия и общего эмоционального настроения. Исследователи в области психологических наук, отмечают, что человек часто пытается избавиться от навязчивого чувства вины ввиду ухудшения психоэмоционального состояния личности.
Интерес исследователей к изучению феномена вины связан с наличием большого количества пробелов в понятийном поле изучаемой проблемы. Необходимо наличие прикладных исследований, которые будут ориентированы на организацию воспитательных мероприятий педагогического воздействия для исправительных учреждений уголовно-исполнительной системы. Так, если существует проблема в переживании чувства вины у осужденных, находящихся в местах лишения свободы, необходимо научить их прорабатывать данное чувство самостоятельным образом с помощью различных упражнений и мер психокоррекционного воздействия [6].
В связи с подтвержденной актуальностью исследования по изучению особенностей переживания чувства вины осужденными в исправительном учреждении была определена цель: изучение особенностей переживания чувства вины у осужденных, содержащихся в местах лишения свободы. Объектом исследования определено чувство вины, как психологический феномен. Предметом исследования были выбраны особенности переживания чувства вины осужденными в исправительном учреждении. В результате выбранного объекта и предмета исследования, мы определили гипотезу, которая подтверждает, что чувство вины у рецидивистов выражено меньше, чем у тех, кто совершил преступление впервые.
Выборка исследования составила 60 осужденных мужского пола в возрасте от 30 до 60 лет, которые были разделены на 2 экспериментальные группы с учетом рецидива совершения преступлений. В первую экспериментальную группу было включено 30 осужденных, впервые отбывающих наказание. Во вторую экспериментальную группу было отобрано 30 осужденных, неоднократно отбывающих наказание. Важно отметить, что обе группы, принимавшие участие в исследовании, были уравновешены по возрасту, образованию и иным значимым параметрам.
На основе определения ключевых организационных моментов и формирования выборки эмпирического исследования были сформулированы ведущие задачи, которые позволяют определить основные моменты и наметить план работы:
1)Провести теоретико-методологический анализ чувства вины, привести основные концептуальные положения и классификации отечественных и зарубежных исследователей.
2) Сопоставить особенности переживания чувства вины у осужденных с различным криминальным опытом.
3) Разработать некоторые рекомендации для сотрудников психологической службы по ресоциализации осужденных с учетом проведенного исследования.
С целью осуществления непосредственного эмпирического исследования нами был выбран диагностический инструментарий, позволяющий наиболее точно отразить выраженность особенностей изучаемого феномена:
1) методика«Измерение чувства вины и стыда» (Test of Self-Conscious Affect - TOSCA) (Tangney J.P.) (Дж. П. Тангней) TOSCA;
2) тест «Измерение неадаптивной вины» (IGQ), разработанный американскими психологами (O’Connor et al.) в адаптации Е. В. Коротковой.
А также была проведена математико-статическая обработка полученных результатов исследования с помощью U-критерия Манна-Уитни.
Далее перейдем к результатам сравнения полученных данных с помощью методики «Измерение чувства вины и стыда» в обеих экспериментальных группах проводимого исследования. Ранее был проведен анализ выраженных показателей, полученных по методике в каждой экспериментальной группе.
Таблица 1. Результат сравнения данных средних значений в экспериментальных группах, полученных с помощью методики «Измерение чувства вины и стыда».
Показатель |
Экспериментальная группа №1 |
Экспериментальная группа №2 |
U критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости различий |
Вина |
52,19 |
51,8 |
292 |
0,01 |
Стыд |
27,52 |
41,15 |
198 |
- |
Экстернальность |
29,95 |
41 |
93 |
- |
Отстраненность |
25,19 |
31,45 |
222 |
- |
Так, по результатам сравнений данных средних значений в экспериментальной группе №1 и экспериментальной группе №2 получились следующие результаты. Статистические различия в результате сравнения были выявлены по шкале «Вина». Различия по данной шкале указывают на различное восприятие явной действительности у осужденных обеих групп выборки. Например, осужденные первой группы испытывают чувство вины в большей степени, так как они отбывают уголовное наказание в местах лишения свободы впервые, в отличие от осужденных, совершивших преступление повторно. Осужденным впервые трудно справляться своими эмоциями и в том числе с возникающим чувством вины, на что указывают средние значения, полученные по результатам исследования: 52,19 и 51,8 соответственно.
Так, во время ситуаций, приводящих в состояние чувства вины, осужденных впервые, представителей экспериментальной группы №1, имея более низкую склонность к ощущению стыда, способны более конструктивно действовать, контролировать свои чувства и эмоции, поскольку стыд блокирует проявляющуюся активность в отличии от осужденных второй группы исследования.
По шкале «Стыд» явных различий не наблюдается. Чувство стыда способствует переоценке человеком всего происходящего. Он придает значение вещам, которые этого значения не имеют и, наоборот, недооценивает значения действительно важных для него явлений [6]. Чувство стыда, возникающее у осужденных, делает их поведение иррациональным. Они способны поддаться эмоциональному фону и настроению других осужденных, непосредственно отбывающих наказание в исправительном учреждении.
Исходя из полученных результатов по шкале «Экстернальность», можно говорить о том, что осужденные впервые склонны брать ответственность за происходящее на себя, возможно, это связано с тем, что каждый проступок может понести за собой определенное наказание и страх совершения противоправных действий в местах лишения свободы. В свою очередь, у рецидивистов зона разрешенных действий немного больше, что позволяет им не всегда брать за все ответственность на себя, а иногда приписывать это случаю, характеру самого действия или другим окружающим людям. Средние значения, полученные по данной шкале, говорят о том, что осужденные впервые наименее склонны перекладывать ответственность за свои поступки на окружающих (29,95), в отличие от осужденных повторно (41).
Отстраненность у осужденных отбывающих наказание неоднократно, также проявляется чаще, чем у осужденных впервые, что говорит о том, что испытуемые экспериментальной группы № 2 менее эмоционально включены в ситуации и последствие происходящего, что также может говорить о возможности осужденных впервые брать на себя определенную ответственность за свои действия и поступки. Так, по шкале «Отстраненность» статистически значимых различий между впервые осужденными к лишению свободы и неоднократно осужденными выявлено не было.
Теперь перейдем к результатам сравнения данных полученных с помощью методики «Измерение неадаптивной вины» (IGQ), разработанной американскими психологами (O’Connor et al.) в адаптации Е. В. Коротковой в обеих экспериментальных группах.
Таблица 2. Результаты сравнения данных средних значений в экспериментальных группах, полученных с помощью методики «Измерение неадаптивной вины».
Показатель |
Экспериментальная группа №1 |
Экспериментальная группа №2 |
U критерий Манна-Уитни |
Уровень значимости различий |
Вина выжившего |
65 |
73 |
69 |
- |
Вина отделения |
63 |
75,5 |
29,5 |
- |
Вина гиперответственности |
75,1 |
82 |
161 |
- |
Вина ненависти к себе |
49,6 |
59,4 |
120,5 |
0,01 |
Результаты сравнений двух экспериментальных выборок по данной методике получились следующие. Так, по шкале «Вина ненависти к себе» между двумя выборками наблюдаются статистические различия (0,01). Для осужденных, отбывающих уголовное наказание впервые – экспериментальная группа №1 – понимание чувства ненависти к себе по причине наличия эмоциональной зависимости от референтной группы ниже, чем у осужденных экспериментальной группы №2, отбывающих срок в местах лишения свободы неоднократно. Такое различие возникло ввиду непонимания первыми значимости поддержания эмоциональной связи в исправительном учреждении со своими близкими и окружающими людьми – другими осужденными. Респонденты первой группы испытывают более сильные чувства по причине расставания со своими близкими и нахождения в исправительном учреждении. Как правило, они более ярко воспринимают происходящие события и пытаются найти выход из сложившейся ситуации. Так, вступив в группу или став членом «тюремной семьи», где его смогут защитить и поддержать, они пытаются обрести эмоциональную поддержку с другими осужденными. Осужденные второй группы исследования понимают, что нахождение в местах лишения свободы может серьезно отразиться на их психическом здоровье, если они будут внушаться эмоциональному воздействию со стороны окружающих. Так, они, на основе имеющегося опыта, могут взвесить все аргументы и принять верное решение.
По другим шкалам статистически значимых различий между впервые осужденными к лишению свободы и неоднократно осужденными выявлено не было. В целом осужденные обеих групп испытывают неудовлетворенность явной действительностью, они испытывают вину за свои совершенные поступки и пытаются справиться со своими эмоциями.
Таким образом, на что указывают результаты проведенного эмпирического исследования по выбранным методикам, определено, что существует необходимость в проведении диагностики чувства вины вновь прибывших осужденных. Диагностические мероприятия следует начинать как можно раньше, желательно уже в карантинном отделении. Далее, по получившимся результатам диагностики составлять индивидуальные программы психологического сопровождения с учетом полученных результатов [9].
Особую важность в проведении психологической работы приобретает формирование у осужденных представления о существующих положительных традициях, обычаях, правоотношениях и дальнейших жизненных перспективах после освобождения из мест лишения свободы [10]. Как правило, если эту работу проводить несвоевременно, то чувство вины у осужденного ввиду нахождения в закрытой среде может усиливаться и повлечь за собой проявление других негативных чувств и эмоций. При организации исправительного процесса необходимо также обращать внимание на систематичность проведения коррекционной работы с осужденными, так как от этого напрямую зависит эффективность ее воздействия.
Таким образом, сотрудникам уголовно-исполнительной системы, а в частности сотрудникам психологических служб исправительного учреждения, необходимо не допускать развитие и установление тюремной субкультуры как единственного образца поведения в исправительном учреждении. Следует проводить пропаганду социально приемлемого общения, образа жизни, который поможет адаптироваться к последующей жизни после освобождения [11].
1. Алимов А. А. Взаимосвязь моральной нормативности с показателями вины и стыда у представителей разных этнических групп // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2015. № 57. С. 70-76.
2. Васильева О. Особенности переживания вины в современном обществе // Московский психотерапевтический журнал. 2004. №1. С.48-73.
3. Горнаева С. В. Специфика переживания вины и стыда у лиц с различными социально-психологическими характеристиками // Современные исследования социальных проблем. 2012. № 3.
4. Гроголева О. Ю. Взаимосвязь социально-психологичсеких характеристик прощения как феномена межличностного общения с агрессией: гендерный аспект // Вестник Омского университета. 2014. № 1. С. 4-16.
5. Ефремова М. В. Коллективные эмоции вины и стыда: обзор современных исследований // Современная зарубежная психология. 2014. № 4. С. 71-88.
6. Калистратов П. Ю. Гендерные особенности проявления вины у осужденных // Известия Саратовского университета. Сер. «Философия. Психология. Педагогика». 2011. № 3. С. 95-97.
7. Мальцева Т.В. Особенности проявления субъективной витальности у осужденных руководителей силовых структур // В сборнике: V Международный пенитенциарный форум "Преступление, наказание, исправление" (приуроченный к проведению в 2021 году в Российской Федерации года науки и технологий). Сборник тезисов выступлений и докладов участников : в 9 т.. Рязань, 2021. С. 348-351.
8. Манхаева О. М. О становлении понятия «чувство вины» // Актуальные проблемы клинической и прикладной психологии. 2009. С. 63-70.
9. Одинцова М. А. К вопросу об исследованиях проблемы жертвы в психологии // Вестник Южно-Уральского государственного университета. 2011. № 18. С. 56-65.
10. Пастушеня А. Н. Психолого-педагогическая модель индивидуального исправительного процесса // Вестник Академии МВД Республики Беларусь. 2018. № 1. С. 227-233.
11. Черникова Е. Е. Эмоциональная составляющая раскаяния как критерия степени исправления осужденных // Сборник материалов IV Международного пенитенциарного форума «Преступление, наказание, исправление». Рязань. 2020. Т. 5. С. 323-330.