ЛОЯЛЬНОСТЬ ПЕРСОНАЛА КАК ФАКТОР ЭФФЕКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены вопросы повышения лояльности как важнейшего условия эффективной деятельности организации и сохранения ключевых сотрудников. Выявлены различия в мотивации персонала в различных областях экономики. Рассмотрены вопросы кадровой безопасности. При- ведены различные методики диагностики лояльности персонала, программы развития лояльнос- ти в организации, проанализирована роль HR-служб в управлении лояльностью. Предлагается объединить усилия HR-служб, служб безопасности, маркетинговых подразделений в управлении лояльностью.

Ключевые слова:
лояльность, мотивация, методы диагностики лояльности, программы развития лояльности, потребности, кадровая безопасность, эффективность организации.
Текст

Уже вряд ли у кого возникают сомнения в том, что залогом успешной работы организации является эффективный персонал. Более того, на современном этапе человеческие ресурсы рассматриваются в качестве не только ключевого актива организации, способного к саморазвитию, отличающегося своей индивидуальностью и неповторимостью, но и ее основного конкурентного преимущества. По данным исследований группы компаний «Институт тренинга — АРБ Про», в сфере управления человеческими ресурсами руководители 180 компаний на первое место поставили задачу «сохранения» ключевых сотрудников, на второе — повышение качества кадрового состава и на третье — сохранение лояльности сотрудников [1, с. 35].

Как показывает практика, когда во главе организации стоят руководители, четко понимающие потребности и ожидания своих работников и проводящие политику, направленную на их удовлетворение, вероятность успешной работы такой организации весьма велика. Как подобрать, воспитать и удержать преданных, талантливых сотрудников, которые не будут уходить из компании, унося с собой накопленный опыт, а порой и коммерческие секреты? Ведь потенциальный ущерб, который могут нанести организации сотрудники, по оценкам ряда специалистов, превышает вред от всех других угроз. Поэтому проблема лояльности становится весьма острой, а может быть, самой главной для компаний.

В современной российской практике наряду с руководителями, которые имеют достаточно четкое представление о лояльности и ищут пути ее обеспечения, много и других, которые не вполне четко понимают важность данной проблемы, а чаще всего ее просто недооценивают.

РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ ИЗУЧЕНИЯ ЛОЯЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА

В 1970-е гг. как за рубежом, так и в России произошел всплеск интереса к исследованию субъективных факторов, характеризующих трудовую деятельность. Особенно это касалось психологов и, в частности, промышленных социологов: они стали активно изучать вопросы лояльности, удовлетворенности, вовлеченности, мотивации персонала.

Наибольший вклад в исследования удовлетворенности трудом внесли Э. Локк [2], Д. Мейер и H. Ален, П. Мучински, Дж. Гринберг, Р. Бейрон, Р. Канунго и др. В СССР работы по изучению трудовой мотивации проводились под руководством В.А. Ядова, А.Г. Здравомыслова, А.А. Русалиновой.

Список литературы

1. HR практики и кризис. Отчет по исследованию ГК «Институт тренинга - АРБ Про». 2009.

2. Locke E. The Nature and Causes of Job Satisfaction / Handbook of Industrial and Organizational Psychology. Chicago, 1976.

3. Blanchflower D., Oswald A. Well-being over time in Britain and the USA. Journal of Public economics. 2004. V. 88. № 7-8.

4. Kristensen N., Johansson E. New edivence on cross - Country Differences in Job Satisfaction using anchoring Vignetles. Labor Economics. 2008. № 15.

5. Даль В.И. Толковый словарь русского языка. Републикация на основе 2-го изд. http://vidall.agava.ru

6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. Републикация на основе 4-го изд. - М.: Азъ, 1992.

7. Брокгауз Ф.А., Эфрон И.А. Энциклопедический словарь. Републикация на основе т. 55. - Ярославль: Терра, 1992.

8. Новый французско-русский словарь. - М.: Русский язык медиа, 2004.

9. Большой энциклопедический словарь. - М.: Большая российская энциклопедия, 2003.

10. Баранская С.С. Проблема этимологии понятия «организационная лояльность» // Вестник КГУ им. Некрасова. - 2012. - Т. 16. - № 2.

11. Мучински П. Психология, профессия, карьера. - 7-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

12. Бондаренко Е.А. Обеспечение корпоративной безопасности организаций посредством совершенствования системы управления конфликтами // Вестник Российской академии естественных наук (Серия «Экономика»). - 2009. - № 2.

13. Энциклопедия государственного управления в России. Републикация на основе т. 2. - М.: Изд-во РАГС, 2005.

14. Meyer J.P., Allen N.J. Testing the «side bet theory» of organizational commitment: Some methodological considerations, Jornal of Applied Psychology, 1984. Vol. 69. № 3.

15. Бедненко А. Термометр лояльности // Служба кадров и персонал. - 2010. - № 9.

16. Харский К.В. Благонадежность и лояльность персонала. - СПб.: Питер, 2003.

17. Баранская С.С. Методика измерения лояльности // Психологические исследования: Электрон. науч. журн. - 2011. № 1(15). URL: http://psystudy.ru 0421100116/0008

18. Файбушевич С.И. Оценка лояльности сотрудников // Элитариум: Центр дистанционного образования (www.elitarium.ru)

19. Доминяк В.И. Измерение лояльности: действующая модель // Персонал-Микс. - 2004. - № 2,3.

20. Мельникова Н.Н. Диагностика трудовой мотивации // Мельникова Н.Н., Полев Д.С. Современная психодиагностика в изменяющейся России: Сб. тез. Всерос. научн. конф. / отв. ред. Н.А. Батурин. - Челябинск: Изд-во ЮУр ГУ, 2008.

21. Витман Д.С. Мотивации и стабильность персонала в организации: Дис. … канд. психол. наук. - СПб., 2004.

22. Успенская Е., Афонина М., Удалова А. Атмосфера лояльности // Справочник по управлению персоналом. - 2011. - № 7.

23. Belbin R. Meredith. Management teams. Why they succed of tail. : Heinemann. 1981; Team roles at work. Oxford: Buttes worth. Heinemann, 1993.

24. Гаудж П. Исследование мотивации персонала. - Днепропетровск, 2008.

25. Мякинченко О. Оценка эффективности методов управления лояльностью сотрудников компании // Управление персоналом. - 2008. - № 10.

26. Мансуров Р.Е. Как оценить лояльность персонала компании // Управление персоналом. - 2008. - № 3.

Войти или Создать
* Забыли пароль?