Московский государственный строительный университет
Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Россия
В статье рассматриваются основные направления использования искусственного интеллекта (ИИ) в политической жизни общества. Отмечается, что от темпов внедрения ИИ в различные сферы общественной жизни зависит уровень и качество жизни населения. Анализ проведенного исследования в формате экспертного интервью позволяет выявить ключевые тенденции, преимущества и вызовы, с которыми сталкивается российская политическая система при внедрении ИИ. Результаты экспертного опроса предоставляют ценные практические рекомендации и основу для обсуждения возможных направлений развития ИИ в политическом управлении в России. В статье отмечается недостаточная разработанность проблематики искусственного интеллекта в российском научном, в частности, политологическом дискурсе, что, в свою очередь, видится перспективным в увеличении возможностей для исследований. Целью работы является выявление основных тенденций использования искусственного интеллекта в политическом управлении и перспектив его развития в политической сфере общества. Рассмотрение проблемы основывалось на результатах инициативного политико-социологического исследования в формате экспертного интервью (N=7). Для анализа полученных результатов применялись следующие общенаучные методы: описание, анализ, синтез, классификация. Также в исследовании использовался SWOT-анализ, чтобы выявить сильные и слабые стороны использования ИИ в сфере внутренней политики государства и в электоральных системах, а также показать возможности и угрозы его применения. Анализ результатов экспертного опроса показал, что наиболее востребован искусственный интеллект в таких сферах как аналитика, принятие решений, сценарное прогнозирование, политические коммуникации, повышение эффективности работы политических институтов, особенно избирательной системы, мониторинг настроений избирателей в сфере безопасности. Выделяя недостатки в применении ИИ, эксперты отметили возможную субъективность и предвзятость при принятии решений, проблему транспарентности и защиты персональных данных. В качестве вариантов решения данной проблемы были предложены разработка соответствующих нормативных актов, защищающих право человека на конфиденциальность и приватность, «прозрачных» алгоритмов, тщательный отбор данных, на основе которых ИИ принимает решение. Перспектива дальнейших исследований заключаются в разработке этических стандартов, способных обеспечить прозрачность и безопасность при внедрении ИИ в политические системы. Важным выводом статьи является заключение о том, что существует объективная необходимость разработки нормативного фундамента и проведения регулярных проверок систем ИИ для поддержания доверия и эффективного использования цифровых технологий в политике.
искусственный интеллект (ИИ), политическое управление, электоральные системы, политическая коммуникация, прогнозирование
1. Алексеев Р.А. Искусственный интеллект на службе государства: аргументы «за» и «против»// Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 58-69.
2. Анисимова А.С. Правовая политика в сфере искусственного интеллекта: глобальный уровень// Юридическая мысль. 2019. № 4-5 (114-115). С. 8-17.
3. Афанасьев С.Ф. К вопросу о правовой политике в сфере придания правосубъектности искусственному интеллекту// Правовая политика и правовая жизнь. 2022. № 2. С. 226-235.
4. Багдасарян В.Э., Балдин П.П. Перспективы развития искусственного интеллекта в актуальной повестке политических и социальных рисков глобальных трансформаций// Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 10-22.
5. Блануца В.И. Государственная политика развития искусственного интеллекта в России: анализ стратегических целей// Вестник Забайкальского государственного университета. 2020. Т. 26. № 8. С. 69-76.
6. Блануца В.И. Российская политика пространственного развития цифровой экономики с искусственным интеллектом: концептуальный анализ стратегий// Азимут научных исследований: экономика и управление. 2020. Т. 9. № 4 (33). С. 67-70.
7. Болгов Р.В. Политика в сфере искусственного интеллекта как область исследования: предварительные результаты библиометрического анализа// Управленческое консультирование. 2023. № 9 (177). С. 118-123.
8. Бычков В.В. Искусственный интеллект: государственная политика и векторы применения// Расследование преступлений: проблемы и пути их решения. 2020. № 4 (30). С. 45-50.
9. Виловатых А.В. Искусственный интеллект как фактор военной политики будущего// Проблемы национальной стратегии. 2019. № 1 (52). С. 177-192.
10. Ильина Е.М. Политика и управление в условиях цифровой трансформации: политологический ракурс искусственного интеллекта// Ars Administrandi (Искусство управления). 2022. Т. 14. № 3. С. 403-421.
11. Краснобаева М.С., Осипов В.А. Применение искусственного интеллекта в кадровой политике государства// Российский экономический интернет-журнал. 2021. № 2. С. 1-13.
12. Малько А.В. Проект концепции российской правовой политики в сфере искусственного интеллекта как доктринальный документ// Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 4 (29). С. 348-352.
13. Околышев Д.А. Реализация государственной политики в области развития искусственного интеллекта в современных социально-экономических системах// Муниципальная академия. 2022. № 3. С. 60-66.
14. Пикалов Б.В. Формирование государственной политики развития искусственного интеллекта в российской федерации// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2021. Т. 11. № 4. С. 160-169.
15. Полякова Т.А., Камалова Г.Г. Проблемы формирования правовой политики в сфере применения технологии искусственного интеллекта// Правовая политика и правовая жизнь. 2023. № 1. С. 28-36.
16. Синицына Ю.В. Проблемы искусственного интеллекта и вызовы политике// Молодежный научно-технический вестник. 2013. № 5. С. 50.
17. Солдаткина О.Л. Правовая политика российской федерации в сфере искусственного интеллекта// Право и бизнес: правовое пространство для развития бизнеса в России. - М.: Проспект, 2020. С. 181-189.
18. Степанов А.О. Перспективы использования искусственного интеллекта при осуществлении регуляторной политики// Современное право. 2021. № 11. С. 5-7.
19. Томинец Л.В. Политика в области интеллектуальной собственности в условиях развития искусственного интеллекта: подходы и направление развития //Advances in Law Studies. 2022. Т. 10. № 2. С. 41-45.
20. Устинович Е.С. Искусственный интеллект в государственном управлении и бизнесе: преимущества для общества и социальной политики //Социальная политика и социальное партнерство. 2021. № 8. С. 562-578.
21. Федорченко С.Н. Феномен искусственного интеллекта: гражданин между цифровым аватаром и политическим интерфейсом// Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. № 2. С. 34-57.
22. Федорченко С.Н. Технологии легитимации политических режимов в условиях цифровизации: дис… д-ра полит. наук: 23.00.02. М., 2022. 564 с.
23. Шамсиев Б.М., Курбанов Н.И. Экономическая политика для искусственного интеллекта// Вестник современных исследований. 2018. № 12.7 (27). С. 553-557.
24. Шедий М.В. Политика Российской Федерации в области развития искусственного интеллекта через призму ее национальных интересов и стратегии развития// Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: История и право. 2022. Т. 12. № 1. С. 174-183.
25. Чернов С.Б. Политика противодействия финансированию терроризма: определение и угрозы в условиях развития рынка искусственного интеллекта// Экономические науки. 2019. № 176. С. 85-91.