КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
в статье представлены результаты исследования концептуальных основ инновационного развития университетов в современных условиях. Проанализирована динамика значения емкости мирового рынка услуг высшего образования. Сформулированы принципы обеспечения инновационного развития университета. Схематически представлены концептуальные основы инновационного развития университета.

Ключевые слова:
инновационное развитие, университет, услуги высшего образования
Текст

Современный мир стремительно меняется под воздействием новых технологий. Сфера высшего образования тесно соприкасается с процессами инновационного развития, при этом такого рода связь имеет взаимный характер. Современные университеты играют ключевую роль в научных исследованиях и разработках. Инновационное развитие позволяет им создавать новые технологии, методы и знания, что влияет на прогресс в различных областях и сферах.Вузовские структуры являются источником инноваций, генерируя их в своих исследовательских операционных процессах. В тоже время, высокая динамика мирового рынка университетского образования определяет потребность вузов аккумулировать значительное количество инновационных решений, адаптируя к ним свою внутреннюю среду. Генерация собственных и абсорбция внешних инноваций является основой развития вузов и основным инструментом их конкурентной борьбы. Актуализация портфеля инноваций и их интеграция в образовательный процесс позволяют обеспечивать соответствие требованиям рынка труда с опережающим темпом.

Комплекс теоретических, методических и практических аспектов обеспечения инновационного развития вузовских структур получил развитие в работах таких ученых, как Михайлов В.А., Михайлов С.В. [1], Ванштейн А.И., Головлев И.А. [2], Юрченко Н.А. [3], Шулятьев Е.Е. [4], Ратнер С.В. [5], Тинькова Е.В., Бушуев Н.И. [6]

В условиях глобальной конкуренции важно, чтобы университеты обеспечивали высокое качество образования и научных исследований. Инновации позволяют им привлекать лучших студентов и исследователей, а также поддерживать свою репутацию, позиции в рейтингах, а также доверие со стороны ключевых заинтересованных сторон.Глобальная конкуренция оказывает существенное влияние на университеты и стимулирует их к инновационному развитию. В современных условиях, когда максимально доступной стала индивидуальная мобильность студентов и исследователей, а дистанционные технологии позволяют практически полностью удовлетворять потребности off-line обучения (ранее считавшиеся безальтернативными), значительно обостряется конкуренция за лучших студентов, ученых и преподавателей. Инновационные подходы в образовании, современные методы исследований и высокотехнологичные учебные программы помогают вузам привлекать и удерживать наиболее талантливых индивидов, формирующих интеллектуальный капитал вуза.

Успехи в научных исследованиях и инновационные разработки повышают репутацию университета, как центра исследований, разработок и генерации новых знаний. Высокий рейтинг вуза может привести к увеличению числа иностранных студентов и инвестиций, что способствует росту его признания на мировом рынке, объем которого к 2028 г. по оценкам иностранных специалистов может увеличиться в 2,2 раза и достигнуть 170 млрд. долл. США. (Рисунок 1)

 

 

Рисунок 1 – Емкость мирового рынка услуг высшего образования, млрд. долл. США

 

Университеты в процессе своей учебной и научной деятельности активно сотрудничают с субъектами бизнес-сообщества в поисках взаимовыгодного партнерства, финансирования, а также возможностей трансфера инноваций и технологий. Инновационные проекты и исследования, поддерживаемые предпринимательскими структурами имеют значительно больший потенциал реализации и доведения до практического результата, а также способствуют успеху в конкурентной борьбе за грантовое финансирование. В современных условиях государственные фонды и фонды НКО более настроены на осуществление софинансирования инновационной деятельности, предпочитая такой подход прямым донорским выплатам.

Глобальная конкуренция обусловливает необходимость подготовки студентов к работе в международной среде. Наша страна, несмотря на все попытки со стороны недружественных государств в части ее изоляции, активно участвует в развитии целого ряда международных проектов мега-масштаба. Прежде всего это трансконтинентальные торгово-транспортные коридоры «Север-Юг», проект «Нового шелкового пути», «Северный морской путь». Помимо этого, российские корпорации «Росатом», «Газпром», «Новатек», «Роснефть», «Лукойл» и др. фактически выполняют роль системообразующих элементов архитектуры мировой энергетической инфраструктуры. Несмотря на санкции и фактические проявления военной агрессии (подрыв «Северных потоков»), российские энергетические корпорации продолжают реализацию масштабных международных проектов. В этих условиях, российские университеты должны продолжать процесс интеграции в международное пространство, фактически сопровождая (ассистируя) соответствующие международные проекты лидеров российского делового сообщества. На рисунке 2 представлена инфографика глобального присутсвия корпорации «Росатом», очевидно указывающая на потребность развития международных компетенций российских вузов (в т.ч. в инновационной сфере).

 

 

Рисунок 2 – Инфографика международных проектов корпорации «Росатом»

 

В тоже время, следует также учитывать и тот факт, что значительная часть университетов расположена в периферийных регионах и с одной стороны – не интегрирована в столичную инфраструктуру инновационного развития и взаимодействия с лидерами делового сообщества, однако, с другой стороны – выполняет функции региональных центров формирования интеллектуального капитала, развития трудового потенциала и прикладной инновационной деятельности в интересах локального бизнеса. Региональные университеты могут стать движущей силой экономического развития территорий через коммерциализацию исследований, создание стартапов и предоставление квалифицированных кадров для предприятий.

В целом, глобальная конкуренция создает стимул для университетов разрабатывать и внедрять инновационные подходы в образование, научные исследования и взаимодействие с внешним миром, что способствует их успешности в мировом масштабе.Работодатели ожидают, что выпускники будут обладать не только теоретическими знаниями, но и практическими навыками, адаптированными к современным требованиям. Инновации в образовании могут помочь университетам подготовить студентов к вызовам современного рынка труда. Заинтересованные стороны в регионах исходят из того, что университеты будут не только центрами образования, но и средой, где формируются новые идеи, решаются социальные проблемы и создаются инновации, способствующие улучшению качества жизни населения.

Концепция инновационного развития университета представляет собой систему идей, принципов и стратегий, направленных на стимулирование генерации новых научных результатов в различных отраслях знаний и сферах деятельности университета. Эта концепция охватывает не только образовательные аспекты, но и научные исследования, взаимодействие с обществом, управление и другие аспекты университетской жизни. Основные элементы концепции инновационного развития университета включают в себя: новые технологии генерации и передачи актуальных знаний; научно-исследовательскую деятельность; технологический трансфер; международное сотрудничество; менеджмент инноваций; социальные коммуникации; развитие человеческого капитала. Цель концепции инновационного развития университета заключается в создании благоприятной среды для генерации новых и оригинальных научных результатов, обеспечивая тем самым университету конкурентоспособность, конструктивное влияние на социально-экономические процессы и подготовку студентов к вызовам современного мира.

В рамках такого рода концепции прежде всего определяются возможности развития новаторских методов обучения, внедрения передовых технологий в образовательный процесс, создание гибких и адаптивных программ, способствующих формированию компетенций креативного, оригинального и самостоятельногонаучного поиска у студентов. В это направлении ресурсы должны быть направлены на содействие интенсивному и высококачественному научному исследованию, создание инновационных лабораторий, центров и проектов, сотрудничество с бизнес-сообществом и другими научными учреждениями. Это позволит осуществлять оперативное преобразование результатов научных исследований в практически применяемые технологии, обеспечит стимулирование создания стартапов и коммерциализацию созданных в их рамках инноваций. Как следствие роста количества и качества конкурентных преимуществ, университеты имеют возможностьразвития международных партнерств и обменов, привлечения иностранных студентов и исследователей, участия в мировых образовательных и исследовательских проектах.

В числе приоритетных вопросов, которые должны быть решены на концептуальном уровне и обоснованы с точки зрения организационных аспектов их реализации следует отметить внедрение современных методов управления инновациями в университетскую структуру, поддержку инновационной культуры среди персонала и студентов, а также создание механизмов стимулирования инновационной активности. В этом контексте также следует упомянуть и необходимостьразработки алгоритмов и процедур обеспечения Участия университета в решении социальных проблем, его взаимодействие с бизнес-сообществом, государственными структурами и общественными организациями.

Принципы инновационного развития университета определяют основные направления и подходы, которые помогают интегрировать инновации в различные аспекты учебного заведения. В числе принципов, которые следует положить в основу концепции инновационного развития университета следует определить следующие (Таблица 1)

 

Таблица 1 – Принципы обеспечения инновационного развития университета

Гибкость и адаптивность

Университеты должны быть готовы к изменениям и быстро реагировать на новые вызовы и возможности. Гибкость в учебных программах, структуре управления и поддержке исследовательских и образовательных инициатив позволяет эффективно адаптироваться к стремительно меняющимся условиям внешней среды окружению

Интеграция образовательных и исследовательских процессов

Сближение образовательного процесса с научной деятельностью помогает студентам более полно погружаться в актуальные проблемы и развивать критическое мышление. Также это способствует созданию инновационной среды, где исследования и обучение взаимодействуют синергетически

Поддержка стартапов и инновационного молодежного предпринимательства.

Создание условий для развития стартапов и предпринимательских инициатив на базе университета способствует коммерциализации научных разработок и укреплению связей с бизнес-сектором. Инкубаторы, акселераторы и программы поддержки инновационного молодежного предпринимательства являются важными компонентами ориентированной на перспективу подготовки кадров. Формирование инфраструктуры для венчурной поддержки молодежных научных инициатив

Междисциплинарность

Содействие сотрудничеству между представителями различных научных направлений стимулирует творческий обмен и совместные исследования. Это способствует созданию новаторских решений, основанных на разнообразии знаний и опыта

Ориентация на международные коллаборации

Укрепление связей с университетами и организациями за рубежом способствует обмену знаний, опытом и лучшими практиками. Это также предоставляет студентам и преподавателям возможность работать в международной среде

Центральная роль студентов

Вовлечение студентов в процесс принятия решений, управления университетскими проектами и учебными программами способствует развитию лидерских навыков и повышению активности в инновационной сфере

Системный подход к инновационному менеджменту

Развитие эффективной системы управления, ориентированной на поддержку инноваций, включая выделение финансовых ресурсов, поддержку персонала и создание подходящей инфраструктуры

Транспарентность

Создание открытой и прозрачной среды, в которой стимулируется обмен идеями, знаниями и опытом. Это включает в себя открытый доступ к информации, открытые лекции, семинары и другие мероприятия

 

Принципы инновационного развития могут различаться в зависимости от конкретных целей и стратегий университета, но они обычно ориентированы на создание поддерживающей среды для инноваций в сфере высшего образования. Таким образом, концептуальные основы инновационного развития университета в современных условиях может быть представлена схематически на Рисунке 3.

 

Рисунок 3. Концептуальные основы инновационного развития университета

 

Таким образом, в качестве перспективных направлений инновационного развития университета в современных условиях следует выделить разработку и внедрение новых образовательных технологий, таких как искусственный интеллект, виртуальная и дополненная реальность, онлайн-обучение, а также исследование эффективности технологических инноваций в обучении и их воздействия на результаты студентов. Перспективными также являются исследования эффективности активных методов обучения и их воздействия на усвоение новых знаний.В числе требующих развития следует также определить методические основы анализа влияния организационной культуры университетов на готовность к инновациям, а также разработку методов и программ по развитию лидерских компетенций в контексте инновационного управления.

Список литературы

1. Михайлов В.А., Михайлов С.В. Вузовское сообщество как фактор инновационного развития региона // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Экономика и управление. 2014. № 3. С. 149-159

2. Ванштейн А.И., Головлев И.А. Реальность инноваций в науке, образовании, бизнесе // Совет ректоров. 2015. № 2. С. 16-25

3. Юрченко Н.А. Методика оценки инновационного развития университета на основе концепции открытых инноваций // Экономика и предпринимательство. 2022. № 3 (140). С. 1331-1336

4. Шулятьев Е.Е. Специфические черты формирования интеллектуальных сред в контексте развития инновационной системы России // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 17. № 1. С. 249-258

5. Ратнер С.В. Влияние мощности потока инновационного знания на эффективность функционирования научно-инновационной сети // Экономический анализ: теория и практика. 2010. № 2 (167). С. 69-73

6. Тинькова Е.В., Бушуев Н.И. Проблемы и перспективы развития технопарков России // Экономика и предпринимательство. 2020. № 1 (114). С. 719-723


Войти или Создать
* Забыли пароль?