Воронеж, Воронежская область, Россия
Россия
УДК 33 Экономика. Народное хозяйство. Экономические науки
Текущая ситуации в России приводит к качественным изменениям в ее экономической жизни: производство продукции стало в большей степени ориентироваться на запросы потребителей, а появление совершенно новых производств и технологий повлекло за собой резкое сокращение жизненного цикла товаров, рост требований к качеству и престижности товара, его бренду (торговой марки), а также к экологичности продукции. Параллельно с этим, увеличивается степень изменчивости рыночной конъюнктуры в мебельном производстве, усиливается роль конкуренции, характерна высокая ценовая динамика и максимальный объем рынка по стоимости. В рамках настоящей статьи раскрываются инновационная деятельность предприятий мебельной промышленности, которая объединяет существующие подходы к ее оценке, анализу, моделированию и прогнозированию инновационной деятельности. Авторы статьи рассматривают инновационные технологии на мебельных предприятиях, рационально использующие сырье и экологически безопасные покрытия в условиях удержания завоеванных рыночных позиций. Ежегодно инновации в производстве мебели совершенствуются, существенно упрощающих производство изделий из самых современных материалов с использованием инновационных решений. Технологии производства мебели и использование лакокрасочных покрытий для издателей стали завесить не только от спроса потребителей на высокачественную продукцию, но и от внедрения в практику экологизации производства и износостойкости поверхности. В ходе исследования обобщен опыт формирования качественно нового отношения к проблеме использования инновационного подхода в производстве лакокрасочных покрытий для предприятий, производящих мебель и даны рекомендации по повышению эффективности использования инновационных решений.
мебельное производство, инновационные технологии, экологическая безопасность, лакокрасочные материалы
Введение
Одним из инновационных подходов в совершенствовании технологического процесса изготовления мебели в современном дизайне является использование лакокрасочных материалов (ЛКМ), обеспечивающих экологическую безопасность в дальнейшем пользовании потребителем мебельной продукции.
«Современные социально-экономические и политические условия требует качественно нового отношения к проблеме использования инновационного подхода в производстве лакокрасочных покрытий для предприятий, производящих мебель» [7]. «По мнению специалистов, несмотря на кризисные явления в экономике, рынок лакокрасочных материалов получил новый импульс для развития» [7].
C 2020 года после пандемии люди более трепетно беспокоятся о своем здоровье. «Этот тренд привёл к росту спроса на материалы, обладающие антибактериальной активностью. Более 25% потребителей лакокрасочных материалов для мебели, при выборе краски обращали внимание на лёгкость нанесения, экологичность, щадящий состав и гипоаллергенность» [2]. Лакокрасочные материалы для изделий из дерева позволяют подчеркнуть красоту фактуры, скорректировать оттенок и повысить износостойкость поверхности. На сегодняшний день в мебельном производстве представлен очень широкий класс материалов. Они обладают оптимальным соотношением цены и качества, хорошим сухим остатком, быстро сохнут и устойчивы к бытовой химии. Это достаточно технологичные материалы, которые подходят для паркета, столов, фасадов, мебели для влажных помещений и так далее.
Учитывая текущую ситуацию в российской экономике, а также поведение ряда иностранных компаний, рынок лакокрасочных материалов характеризуется высокой ценовой динамикой и максимальным объемом рынка в стоимостном выражении. Наибольший объем производства ЛКМ на отечественном рынке приходится на краски и лаки на основе акриловых или виниловых полимеров. Эта группа составляет 51-65% всей структуры производства России.
Структура российского лакокрасочного рынка характеризуется достаточной стабильностью ассортимента. Наибольшим спросом на российском рынке пользуются китайские лакокрасочные материалы, так как основной ассортимент рынка лакокрасочных материалов основан на импортных акриловых и виниловых полимерах.
Стоимость импорта красок и лаков за пятилетний период показывает абсолютный максимум и приближается к 900 миллионам долларов. Именно такие объемы теряют российские производители лакокрасочных материалов из-за неспособности полноценно конкурировать с зарубежными заводами.
Основной вклад в увеличение объема рынка лакокрасочных материалов в России вносит именно продукция российских производителей. Анализируя структуру рынка и долю российских лакокрасочных материалов, можно сделать вывод о значительном росте. Предложение импорта и объем закупок красок и лаков на российском рынке показали значительное увеличение, при этом себестоимость красок и лаков в натуральном выражении значительно возросла.
Объем рынка в нашей стране в 3 раза выше, чем в Польше, но в среднем объем потребления– очень низкий в Европе. Это говорит о возможном росте потенциала, что связано с внедрением новых технологий и инструментов в производстве мебели [3]. Российский рынок, использования лакокрасочных покрытий в мебельном производстве может вырасти на 2–4%.
Материал и методы исследования
Инновации характеризуют инновационное развитие предприятия. Как считают специалисты, «с учетом специфических особенностей функционирования предприятий мебельной промышленности, инновационная деятельность должна рассматриваться как эффективный вид экономической деятельности, отличающейся применением новых технологий, постоянным обновлением ассортимента, новыми формами поведения участников инновационного процесса на рынке, что позволяет обеспечивать опережающие конкурентные преимущества предприятия по качеству, ценам и сервису» [10,13,14]. «В настоящее время перед предприятиями мебельной промышленности стоят задачи, которые связаны с обеспечением эффективного инновационного подхода» [1], а именно: производство экологичной и «умной» мебели; внедрением эффективных инновационных лакокрасочных покрытий; освоением российского и зарубежного рынка.
Важно отметить, что инновационная деятельность предприятий мебельной промышленности объединяет существующие подходы к оценке, анализу и прогнозам развития ее инновационной деятельности. В рамках данной стратегии ставится следующий приоритетный перечень задач:
- по результатам уточнения содержания инновационной деятельности на мебельных предприятиях определить методы количественной оценки инновационной активности предприятий, производящих ЛМК для мебельных предприятий;
- выявить факторы, которые влияют на развитие предприятий, производящих лакокрасочные покрытия для мебельной промышленности;
- создать методику оценки внедрения инновационных технологий с использованием ЛМК для мебельных предприятий.
Таким образом, использование инновационных технологий в отрасли, в том числе новых технологий лакокрасочного покрытия, является важным фактором укрепления его конкурентных преимуществ.
Производством лакокрасочных материалов в России, по оценкам экспертов рынка, занимаются более 1200 предприятий и частных предпринимателей, выпускающих в России лакокрасочную продукцию [4, 6].
«Производство лакокрасочной продукции в России за последние 25 лет переживало упадок трижды. Первый период снижения объемов производства был отмечен в 2001-2003 гг., когда объем выпуска уменьшался в течение трех лет на 2-5%, а второй, более трудный период, пришелся на 2008-2009 годы, связанные с мировым кризисом. В 2009 г. производство лакокрасочной продукции в России упало на 15,5%, а вместе с 2008 г. снижение составило более 18% по сравнению с 2007 годом» [7].
Затем наступил период снижения в 2014-2015 годы, обусловленный ухудшением экономической ситуации в результате введения санкций. Но в 2016 году объем производства вышел на докризисный уровень.
2022 «год для всех сфер бизнеса в России стал настоящим испытанием на прочность. Многие мировые производители отказались от инвестиций в российский рынок, закрыли или продали свои предприятия, значительно усложнился доступ к сырьевым компонентам. Для российских производителей лакокрасочной продукции это стало отличной возможностью занять освободившиеся ниши. На конец 2022 года в лабораториях прорабатывалось уже около 40 новых жидких и порошковых материалов, в том числе трубных, антикоррозионных и огнезащитных покрытий. Выпуск всех этих материалов будет выводиться на рынок в течение всего 2023 года. По данным Росстата, объем выпуска лакокрасочных материалов в 2022 году составил 1,4 млн тонн, что меньше объема выпуска 2021 года на 3,4 %, хотя предполагалось, что падение производства будет катастрофическим. Введенные против России санкции привели в 2022 году к напряженной работе производителей сырья для ЛКМ, потребовали» [7] перестройки логистических цепочек и вызвали прочие проблемы.
1. Авдеева И. Л. Анализ перспектив развития цифровой экономики в России и за рубежом. М.: Кнорус, 2016. 231 с. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=28986542
2. Бабина С.И. Цифровые и информационные технологии в управлении предприятием: реальность и взгляд в будущее // Креативная экономика. 2019. Том 13. № 4. С. 723-742. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38211976
3. Безрукова Т.Л. Стратегирование использования потенциала лесной промышленности России в условиях развития цифровой экономики // Современные вызовы и реалии экономического развития России. Материалы V Международной научно-практической конференции. Под ред. Л.И. Ушвицкого, А.В. Савцовой. Ставрополь. 2018. C. 217-218. Режим доступа: https://scienceforum.ru/2020/article/2018023719
4. Борисова О. В. Основные тенденции развития цифровой экономики // РИСК-Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция, 2019. № 1. С. 128-131. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=38590441
5. Евсикова О. О. Преимущества развития цифровой экономики // Молодой ученый. - 2020. № 1 (291). С. 83-84. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/291/65949/.
6. Российский рынок ЛКМ в 2022 году. Пессимизм роста производства. "ЛКМ портал". 3 мая 2023. https://advis.ru/php/view_news_ajax.php?id=00930F35-01C5-9647-9CB9-F966899F506F
7. Российский рынок лакокрасочных материалов - Строительный рынок, новости, исследования 16 Августа 2011. Режим доступа: https://vsedlyastroiki.ru/ru/stroitelnyiy-ryinok-obzoryi-issledovaniya/rossiyskiy-ryinok-lakokrasochnyih-materialov/
8. Цифровые технологии в лесном секторе: материалы Всероссийской научно-технической конференции. - СПб. : Политех-Пресс, 2020. 175 с. Режим доступа: https://spbftu.ru/wp-content/uploads/2021/04/Sbornik-materialov-konferentsii-TSifrovye-tehnologii.pdf
9. Чермных А. И. Годовалов Г. А. Информационные технологии в лесном хозяйстве // Успехи современного естествознания. 2018. № 10. С. 85-89. Режим доступа: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36325028
10. Цуканова Н. Е. Формирование и реализация стратегии управления инновационным развитием предприятий мебельной промышленности 08.00.05 - Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями): автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук, Орел, 2012 Режим доступа: https:// https://new-disser.ru/_avtoreferats/01006543263.pdf
11. Bezrukova T.L. Larionov V.G., Zinovyeva I.S., Kuksova I.V. Assessment of innovation impact on the economic development of the forest complex // В сборнике: Proceedings of the 33rd International Business Information Management Association Conference, IBIMA 2019: Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 33, Education Excellence and Innovation Management through Vision 2020. 2019. С. 3822-3828.
12. Bezrukova T.L. Larionov V. G. Kuksova I. V. Ecological and economic management tools in forestry/ International Forestry Forum "Forest ecosystems as global resource of the biosphere: calls, threats, solutions" 9-10 September 2021, Voronezh, Russian Federation. 2021. С. 012044. Режим доступа: https://iopscience.iop.org/issue/ 1755-1315/875/1. - Библиогр.: 22назв. - eLIBRARY
13. Bezrukova T.L. Gyiazov A.T., Kuksova I.V. Socio-ecological and economic efficiency of the territories of forestry // В сборнике: IOP Conference Series: Earth and Environmental Science. International Forestry Forum "Forest ecosystems as global resource of the biosphere: calls, threats, solutions". 2020. С. 012050.
14. Raymbaev C.K., Кulueva C., Giyazov A., Bezrukov B.A., Bezrukova T.L. (2017) Concept of innovational development of entrepreneurial potential of small enterprises. In: Integration and Clustering for Sustainable Economic Growth. Contributions to Economics. Popkova E.G., Sukhova V.E., Rogachev A.F., Tyurina Y.G., Boris O.A., Parakhina V.N. (eds) Springer, Cham, 2017. doi:https://doi.org/10.1007/978-3-319-45462-7_16.