ПРЕДСТАВЛЕНИЯ СОТРУДНИКОВ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ О ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ СУБЪЕКТА СЛУЖЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе анализа теоретических подходов к трактовке феномена «психологическая безопасность личности» в современной психологической науке и собственного эмпирического исследования представлений сотрудников ОВД об изучаемом феномене, уточнено понятие «психологическая безопасность субъектов служебной деятельности». Методом экспертного опроса, в котором приняло участие 18 сотрудников ОВД, проходящих службу на должностях адъюнктов факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, была выявлена его пятикомпонентная структура, включающая: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, социально-психологический, и психофизиологический компоненты. Установлено, что наиболее важными проявлениями психологической безопасности субъектов служебной деятельности эксперты считают субъективную оценку ситуации как не угрожающей и подконтрольной, а своих возможностей для ее регулирования как достаточных; отсутствие социальной тревожности и страха взаимодействия; отсутствие психологического насилия от Других; отсутствие социальной фрустрированности (удовлетворенность жизнью и служебной деятельностью). При этом автор приходит к выводу, что дифинициирование психологической безопасности субъекта служебной деятельности в категориях психических явлений следует осуществлять, скорее, через категорию «психического образования», чем через категорию «психического состояния», как это делается в большинстве современных научных исследований.

Ключевые слова:
психологическая безопасность защищенность, опасность, компоненты структуры психологической безопасности, субъекты служебной деятельности, эмпирическое исследование, сотрудники органов внутренних дел
Текст

Введение. Существующее на сегодняшний день разнообразие трактовок понятия «психологическая безопасность личности» требует его уточнения для субъектов служебной деятельности органов внутренних дел Российской Федерации. При этом необходимо решение вопроса о разграничении понятий общей психологической безопасности личности и особенностей ее проявления в ходе осуществления трудовых функций.

Ряд теоретико-эмпирических исследований феномена психологической безопасности личности, создание ее имплицитной и эксплицитной концепций позволило выявить ее составляющие – «позитивное окружение, опытность и внутренний комфорт, их психологические корреляты - социальная поддержка и суверенность» [11].

Из всего множества имеющихся на сегодняшний день подходов к определению психологической безопасности личности Ю.В. Быховец, О.А. Ворона, Е.Н. Дымова, Н.Н. Казымова, Н.В. Тарабрина, Н.Е. Харламенкова, Н.Е. Шаталова наиболее точной считают следующую ее трактовку: «это интегративная характеристика субъекта, отражающая степень удовлетворенности его базисной потребности в безопасности и определяемая по интенсивности переживания психологического благополучия/неблагополучия» [11]. С.К. Рощин и В.А. Соснин, анализируя значение термина «психологическая безопасность» обнаружили, что чаще всего «безопасность» понимается как «отсутствие угрозы» и связывается с конкретными состояниями, чувствами и переживаниями людей [12].

Теоретический анализ изучаемой проблемы в психологии труда и инженерной психологии (С.А. Багрецов [1], В.М. Львов [8], А.А. Обознов [10], Н.Е. Харламенкова [17] и др.), безопасности субъектов труда с разным личностным типом и должностным статусом (Ю.П. Зинченко [2], О.Ю. Зотова [3], В.А. Сведюк [13], Н.Л. Шлыкова [18]), факторов снижения психологической безопасности (Т.С. Кабаченко, В.Н. Софьина, М.Е. Лебедева и др [4, 14]), в том числе в экстремальных ситуациях деятельности (Т.М. Краснянская [7], Г.Ю. Фоменко [16]) показал, что в любой профессиональной деятельности переживание безопасности обусловливается, прежде всего, когнитивной оценкой условий осуществления данной деятельности. Субъективное оценивание условий деятельности как приемлемых, мотивирует личность к принятию этой деятельности на уровне самореализации.

Методика исследования.  Замысел нашего исследования предполагает выявление конкретных психологических конструктов, составляющих интегративную характеристику субъекта, оценивающего свое состояние как психологическую безопасность в процессе служебной деятельности.

На основе проведенного ранее теоретического анализа понятия психологическая безопасность личности и его компонентной структуры, был сконструирован опросник, который отражает эмоциональную, когнитивную
и мотивационную сферы субъекта служебной деятельности, а также особенности социально-психологического взаимодействия и психофизиологического самочувствия.

Сотрудникам, участвующим в экспертном опросе, предлагалось оценить 50 утверждений, которые предваряло одно общее «Когда сотрудник ОВД в ходе выполнения служебной деятельности находится в психологической безопасности, то есть оценивает обстановку и общение как не несущие угроз и опасностей, а свои возможности для выполнения деятельности как достаточные, то:

  1. Ему комфортно самовыражаться.
  2. Он способен сопереживать.
  3. Он способен утешить другого человека, если будет нужно.
  4. Он чувствует сострадание к другим.
  5. Он чувствует себя настолько связанным с другими, что хочет им помочь.
  6. Он чувствует себя проявляющим заботу.
  7. Он чувствует, что нужен другим.
  8. Он чувствует радость и воодушевление от работы и общения.
  9. Он чувствует интерес к происходящим событиям.
  10. Он испытывает благодарность за добро, сделанное ему.
  11. Его ценят на работе.
  12. Люди ему доверяют.
  13. Его уважают.
  14. Его чувствуют и понимают.
  15. Он не безразличен.
  16. О нем заботятся.
  17. Рядом люди, которые ему не угрожают.
  18. Его рабочее место не представляет опасности.
  19. Его не унижают и не осуждают.
  20. У него хорошая репутация.
  21. Он понимает, что делает.
  22. Он знает и понимает, зачем он это делает.
  23. Он осознает, что то, что он делает полезно и справедливо.
  24. Он понимает, что то, что он делает законно, он не делает зла.
  25. Его жизнь гармонична, и он счастлив.
  26. Его жизнь осознанна, и он этим удовлетворен.
  27. Он контролирует свою жизнь и все ее обстоятельства.
  28. Он анализирует то, что со ним происходит, и понимает причины.
  29. Ему нравится то, что со ним происходит.
  30. Он имеет достаточно возможностей управлять своей жизнью.
  31. Его потребности в безопасности удовлетворены.
  32. То, что для него имеет смысл реализуемо.
  33. Он вовлечен в происходящее, оно имеет для него смысл и значение.
  34. Он принимает «вызовы» жизни потому, что ему есть чем на них ответить.
  35. Он оптимистично смотрит на жизнь.
  36. Он позитивно относится к себе (он самоценен).
  37. Он способен к эффективной деятельности и совладанию с трудными ситуациями.
  38. Он удовлетворен жизнью.
  39. Он имеет выбор и поступает, как считает нужным и правильным.
  40. Он свободен, хотя и находится в рамках системы, так как сам контролирует свою жизнь.
  41. Он чувствует, что его сердце бьется ровно.
  42. Он чувствует, что ему дышится легко.
  43. Он чувствует, что говорит нормальным, спокойным голосом.
  44. Он чувствует, что его тело расслабленно.
  45. Он чувствует, что его желудок спокоен.
  46. Его дыхание ровное.
  47. Он чувствует, что может стоять/ сидеть/ лежать спокойно.
  48. Он чувствует, что его лицо расслабленно.
  49. У него нет физических проявлений тревоги («сосет под ложечкой» «покрываюсь испариной», испытываю нервную дрожь и т.д.).
  50. Он чувствует себя сильным и энергичным.

По каждой из выделенных пяти сфер проявления психологической безопасности было сформулировано 10 утверждений, которые по нашему предположению, должны содержательно описывать мысли, чувства, переживания и особенности взаимоотношений человека, оценивающего и эмоционально реагирующего на ситуацию служебной деятельности, как на «не опасную» [5]. Респонденты должны были оценить предложенное утверждение по шкале от 0 до 10 в зависимости от того насколько, по их мнению, это утверждение отражает переживание психологической безопасности субъектом служебной деятельности. При этом перед респондентами ставилась цель – описать не свое собственное состояние в данный момент времени, а сформировать идеальное представление о феномене психологической безопасности сотрудника ОВД в целом. То есть создать обобщенный психологический портрет сотрудника ОВД, находящегося в состоянии психологической безопасности. По результатам опроса предполагалось уточнить сущность и структурно-содержательную характеристику психологической безопасности субъекта служебной деятельности.

Полученные результаты опроса были обработаны с использованием аппарата математической статистики программного обеспечения SPSS – Statistics 23.0. Для анализа разброса и согласованности оценок применялись статистические характеристики – меры разброса.

Вариационный размах (R): R = Xmax - Xmin, где Xmax - максимальная оценка объекта; Xmin - минимальная оценка объекта.

Согласованность мнений экспертов проверялась с использованием коэффициента конкордации (W) Кендалла. Значения коэффициента конкордации Кендалла располагаются в диапазоне 0 < W < 1. Если W = 0, то согласованность во мнениях экспертов полностью отсутствует, а при W =1 мнения экспертов полностью согласованы. Обычно считается, что согласованность вполне достаточна, если W > 0,5.

В целях проверки того, что согласованность, соответствующая W, не случайная, применялся критерий χ2 Пирсона.

Результаты эксперимента и их обсуждение. Опросник был предложен группе экспертов, состоящей из 18 сотрудников ОВД (9 мужчин и 9 женщин), проходящих службу в органах внутренних дел на должностях адъюнктов факультета подготовки научных и научно-педагогических кадров Московского университета МВД России им. В.Я. Кикотя, уже имеющих опыт служебной деятельности в органах внутренних дел Российской Федерации, достаточный жизненный опыт и занимающихся научной работой, что характеризовало их способность выступить экспертами в проводимом психологическом исследовании. Опрос проводился индивидуально, что исключало групповые социально-психологические эффекты при проведении массового опроса. Качественно-количественное описание группы экспертов представлено в таблице 1.

Таблица 1. – Характеристика группы экспертов

Эксперты

Кол-во

По возрасту, лет

По стажу работы, лет

23-25

26-30

31-35

36-40

> 41

5-10

11-15

16-20

21-25

>25

мужчины

9

1

6

0

2

0

4

3

1

1

0

женщины

9

3

4

1

0

1

8

0

1

0

0

всего

18

4

10

1

2

1

12

3

2

1

0

Первым шагом обработки полученных от экспертов ответов было определение значимости предложенных утверждений при описании содержания понятия психологической безопасности субъекта служебной деятельности. Представленность мнений экспертов об изучаемом феномене отражена в таблице 2.

Таблица 2. - Описательные статистики представлений экспертов о психологических конструктах входящих в содержание психологической безопасности субъекта служебной деятельности

Эксперт

Среднее

Медиана

Мода

Дисперсия

Минимум

Максимум

Эксперт 1

10,0

 

10

0,00

10

10

Эксперт 2

7,9

7,9

8

0,37

5

8

Эксперт 3

4,1

4,5

6

4,65

1

7

Эксперт 4

7,7

7,9

8

1,52

3

10

Эксперт 5

8,0

 

8

0,00

8

8

Эксперт 6

7,3

7,3

8

1,92

4

10

Эксперт 7

8,4

8,6

9

1,63

3

10

Эксперт 8

7,6

8,4

9

5,22

2

10

Эксперт 9

8,7

8,9

10

1,48

6

10

Эксперт 10

8,8

9,3

10

2,94

3

10

Эксперт 11

9,3

9,5

10

0,96

6

10

Эксперт 12

10,0

 

10

0,00

10

10

Эксперт 13

8,5

9,1

10

3,36

4

10

Эксперт 14

7,8

8,0

9

2,65

5

10

Эксперт 15

5,6

5,4

4

3,63

2

8

Эксперт 16

9,6

9,8

10

1,22

5

10

Эксперт 17

10,0

 

10

0,00

10

10

Эксперт 18

9,7

9,8

10

0,41

8

10

 

Анализ средних значений оценки всех утверждений показал, что они соответствуют диапазону высокого уровня (от 7,44 до 9,0). Медиана данных, лежит в диапазоне от 8,00 до 9,18 баллов, что тоже соответствует высокому уровню. Мода, как наиболее часто встречающееся в числовом ряду значение, представлена оценками 8 и 10. То есть, в своем большинстве, эксперты в высокой степени (8 – 10 баллов) согласны с тем, что представленное утверждение соответствует содержательному наполнению понятия психологическая безопасность субъекта служебной деятельности.

Между тем, отдельные эксперты оценивают предложенные утверждения, как имеющие низкое и среднее отношение к исследуемому феномену, об этом свидетельствует размах мнений и дисперсия ответов экспертов.

Исследование показало, что вариационный размах мнений экспертов колеблется от 1 до 10, т.е. одни эксперты присвоили каждому утверждению только высший ранг, а другие эксперты считают отдельные утверждения не соответствующими сущности опроса.

Поскольку при участии в опросе нескольких экспертов некоторые расхождения в их оценках неизбежны, необходимо изучение их согласованности по исследуемому явлению. Расчет согласованности мнений экспертов
с использованием коэффициента конкордации Кендалла показал, что он равен 0,628, при критическом значении 0,5, что позволяет говорить о достаточной согласованности экспертных позиций (Таблица 3).

Таблица 3 - Установление степени согласованности мнений экспертов

Количество утверждений

50

Коэффициент согласия Кендалла (W)

0,628

Хи-квадрат

533,423

степени свободы

17

Асимптотическая значимость

0,000

 

 

 

 

 

 

Значение реального критерия χ2 Пирсона составило 533,423, что больше табличного значения этого критерия при 17 степенях свободы, равного 27,6 при уровне значимости α = 0,05. Величина асимптотической значимости реального критерия χ2 Пирсона составила p = 0,000, что меньше чем 0,05 и свидетельствует о том, что согласованность мнений экспертов (W) не является случайной.

На рисунке 1 изображена коробчатая диаграмма, отражающая распределение ответов респондентов по каждому утверждению.

Рисунок 1 - Распределение представлений экспертов о психологических конструктах входящих в содержание психологической безопасности субъекта служебной деятельности

 

Она обобщает оценки 18 экспертов по всем 50 утверждениям опросника. Шкала от 0 до 10 отображает количество баллов, присвоенных экспертами. Самые «короткие» линии на диаграмме обозначают наибольшую согласованность мнений экспертов по предложенным утверждениям и наивысшие баллы, присвоенные им. Такими утверждениями оказались № 12 «Люди ему доверяют» и № 17 «Рядом люди, которые ему не угрожают». По этим двум утверждениям мы наблюдаем абсолютную согласованность экспертов и высшую оценку всех без исключения респондентов (от 8 до 10 баллов). Далее следуют утверждения, имеющие наибольшую согласованность при высших баллах: № 11 «Его ценят на работе», № 19 «Его не унижают и не осуждают», № 20 «У него хорошая репутация» и № 47 «Он чувствует, что может стоять/ сидеть/ лежать спокойно».

Это подтвердило наши предположения, что наибольшее значение в структуре психологической безопасности субъектов служебной деятельности в представлениях экспертов будет иметь социально-психологический компонент, отражающий особенности взаимоотношений с социальным окружением и характеризующий отсутствие угроз от других людей. Кроме того, все эксперты отметили психофизиологический компонент в структуре психологической безопасности, когда в ходе служебной деятельности у субъекта отсутствуют организменные проявления тревоги.

Наиболее не согласованными и низкими оказались оценки экспертов по эмоциональному компоненту психологической безопасности. Эксперты отметили, что с психологической безопасностью субъекта служебной деятельности в меньшей степени связаны такие понятия, как проявление заботы о других, чувство нужности другим связанности с другими и желания им помочь (утверждения № 5, № 6, № 7). Эмоциональный компонент, по их мнению, представлен, скорее, чувством радости и воодушевления от работы и общения, интересом к происходящим событиям и благодарностью за добро, сделанное ему и способностью утешить другого человека, если будет нужно (утверждения № 3, № 8, № 9, № 10).

На рисунке 1 так же видно, что наиболее гармоничная картина мнений экспертов наблюдается по серии утверждений с № 20 по № 30, которые в нашем опроснике отражали когнитивный компонент психологической безопасности и обозначали понимание смысла и цели деятельности; осознание достаточности возможностей управлять своей жизнью; общую удовлетворенность жизнью и службой; осознание полезности и справедливости своей деятельности, осознание законности и гуманности своей деятельности, общую удовлетворенность жизнью и службой, осознанность и подконтрольность жизни и всех ее обстоятельств; анализ и понимание причин происходящего. Разброс мнений по серии утверждений № 30 - № 40 и сниженные оценки по вопросам № 30 «Он имеет достаточно возможностей управлять своей жизнью», № 31 «Его потребности в безопасности удовлетворены», № 32 «То, что для него имеет смысл реализуемо» и № 35 «Он оптимистично смотрит на жизнь», вероятнее всего, свидетельствует  о том, что респонденты, несмотря на инструкцию создавать обобщенный идеальный портрет сотрудника ОВД, находящегося в состоянии психологической безопасности,  оценивали свой собственный ее уровень «здесь и сейчас». Как показывает практика, уровень психологической безопасности адъюнктов и курсантов, являющихся переменным составом образовательных организаций МВД России, значительно ниже, чем аналогичные показатели у среднего и старшего начальствующего состава органов внутренних дел. Об этом же свидетельствует разброс мнений по утверждению № 40 «Он свободен, хотя и находится в рамках системы, так как сам контролирует свою жизнь». По нашему мнению, оценки респондентов в данном случае проективны и отражают их собственное внутреннее ощущение свободы и подконтрольности ситуации.

Выводы. Таким образом, обобщив результаты пилотажного исследования, приходим к выводу, что представления экспертов о психологической безопасности субъекта служебной деятельности сосредоточились вокруг следующих параметров:

1. Отсутствие угроз от окружающих людей; отсутствие унижения и осуждения от окружающих людей, особенно «значимых других», взаимопонимание и «взаимочувствование», отсутствие опасности на рабочем месте, хорошая репутация.

2. Понимание смысла и цели служебной деятельности; осознание достаточности возможностей управлять своей жизнью; общая удовлетворенность жизнью и службой; осознание полезности и справедливости своей деятельности, осознание законности и гуманности своей деятельности, общая удовлетворенность жизнью и службой, осознанность и подконтрольность жизни и всех ее обстоятельств; анализ и понимание причин происходящего.

3. Удовлетворенность потребности в безопасности, отсутствие сильных фрустрирующих факторов; реализуемость того, что для субъекта имеет смысл; вовлеченность в происходящее, имеющее смысл и значение; способность ответить на «вызовы» жизни и поэтому спокойное их принятие; оптимистичный взгляд на жизнь; самоценность (высокая самооценка); возможность выбирать и поступать как считает нужным и правильным; наличие свободы, хотя и находится в рамках системы, в силу подконтрольности своей жизни.

4. Комфортное самовыражение; способность сострадать другим; чувство связанности с другими; чувство нужности другим; интерес к происходящим событиям; проявление любви заботы и доброты.

5. Отсутствие физических проявлений тревоги, психосоматических реакций на стресс.

Переосмысление этих проявлений и дифиницирование их в определениях психических явлений позволило объединить их по особенностям проявления в 5 компонентов структуры психологической безопасности субъекта служебной деятельности: когнитивный, эмоциональный, мотивационный, социально-психологический и психофизиологический.

Проведенное исследование позволило теоретически обосновать и эмпирически выявить структуру психологической безопасности субъекта служебной деятельности. На его основании была выдвинута гипотеза о том, что психологическую безопасность субъекта служебной деятельности можно определить как психическое образование, представленное в когнитивном компоненте субъективной оценкой ситуации как не угрожающей и подконтрольной, а своих возможностей для ее регулирования как достаточных; в эмоциональном компоненте – отсутствием социальной тревожности и страха взаимодействия; в социально-психологическом компоненте - отсутствием психологического насилия от Других; в мотивационном  компоненте - отсутствием социальной фрустрированности (удовлетворенностью жизнью и служебной деятельностью); в психофизиологическом компоненте – отсутствием организменных проявлений тревоги и страха, и характеризующееся защищенностью психического здоровья субъекта труда от активности направленной на причинение намеренного психологического ущерба (агрессии). Следующим этапом исследования стала проверка выдвинутой гипотезы о сущности и структурно-содержательном наполнении исследуемого понятия на больших выборках сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации и уточнение его рабочего определения.

Список литературы

1. Голубева Н.Ю., Багрецов С.А., Львов В.М. Психологические аспекты формирования организационного взаимодействия специалистов в структурах организаций // Инновационная наука. 2017. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/psihologicheskie-aspekty-formirovaniya-organi-zatsionnogo-vzaimodeystviya-spetsialistov-v-strukturah-organizatsiy (дата обращения: 06.09.2023).

2. Зинченко Ю.П. Психология безопасности как социально-системное явление. Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2011. - №4 - с. 4-11.

3. Зотова О.Ю. Социально-психологическая безопасность личности : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук : 19.00.05 / Зотова Ольга Юрьевна. М., 2011. 43 с.

4. Кабаченко Т.С. Нарушения психологической безопасности в контексте активности профессионала : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук: 19.00.03 / Кабаченко Татьяна Сергеевна. М., 2000. - 51 с.

5. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов: Введение в психометрическое проектирование: Перевод с английского / Под ред. Л.Ф. Бурлачука. Киев: ПАН Лтд., 1994. 288 с.

6. Корнилова Т. В. Принцип неопределенности в психологии выбора и риска // Психологические исследования. 2015. Т. 8, № 40. С. 3. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 12.06.2023).

7. Краснянская Т.М. Психология безопасности субъекта экстремальной ситуации : монография / Краснянская Т. М.; Таганрогский государственный радиотехнический университет. - Таганрог: ТРТУ, 2005. - 252 с.;

8. Львов В.М. Проблема обеспечения безопасности личности в коллективе с негативными формами отношений / В.М. Львов, С.А. Багрецов // Журнал практического психолога. - 2008. - N 4. - С. 138-154.

9. Нартова-Бочавер С.К. Психологическая суверенность личности: генезис и проявления : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук : 19.00.13 / Нартова-Бочавер Софья Кимовна. М., 2005. - 39 с.

10. Обознов А.А., Бессонова Ю.В. Культура безопасности на потенциально опасных предприятиях // Современные тенденции развития психологии труда и организационной психологии / Отв. ред. Л. Г. Дикая, А.Л. Журавлев, А.Н. Занковский. М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2015. С. 655-661.

11. Психологическая безопасность личности: имплицитная и эксплицитная концепции / Н.Е. Харламенкова, Н.В. Тарабрина, Ю.В. Быховец [и др.] ; Российская академия наук, Институт психологии. - М. : Институт психологии РАН, 2017. - 261 с.

12. Рощин, С.К. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства / С.К. Рощин, В.А. Соснин. // Российский монитор. - 1995. - № 6. - С. 28-35.

13. Сведюк В.А. Взаимосвязь психологического воздействия руководителей с психологической безопасностью и уровнем доверия подчиненных: на примере государственных и муниципальных учреждений: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук: 19.00.05 / Сведюк Вячеслав Анатольевич. Самара, 2007. - 23 с.

14. Исследование психологической безопасности профессиональной среды и факторов, влияющих на личностно-профессиональное развитие руководителей / А. С. Галченко, Т. Н. Куликова, М. Е. Лебедева, В. Н. Софьина // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. - 2021. - № 2. - С. 122-141. - DOIhttps://doi.org/10.35231/18186653_2021_2_122. - EDN BHXNDW.

15. Субботина Л.Ю., Смирнова Т.Л. Психологический анализ реализации опасного и безопасного способов поведения профессионала // Ярославский педагогический вестник. 2020. №3 (114). URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/ psihologicheskiy - analiz - realizatsii - opasnogo -i-bezopasnogo-sposobov-povedeniya- professionala (дата обращения: 05.10.2023).

16. Фоменко Г.Ю. Психология безопасности личности: теоретико-методологические основания институционализации // Южно-российский журнал социальных наук. 2010. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ psihologiya-bezopasnosti-lichnosti-teoretiko-metodologicheskie-osnovaniya-institu-tsionalizatsii (дата обращения: 12.06.2023).

17. Харламенкова Н.Е. Психологическая безопасность и суверенность личности при выраженном посттравматическом стрессе // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2015. №4 (34). URL: https://cyberleninka.ru/ article/ n/ psihologicheskaya-bezopasnost-i-suveren-nost-lichnosti- pri-vyrazhennom-posttravmaticheskom-stresse (дата обращения: 05.08.2023).

18. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора психологических наук : 19.00.03 / Шлыкова Надира Летфулловна. - Москва, 2004. - 47 с.

Рецензии
1. Представления сотрудников органов внутренних дел о психологической безопасности субъекта служебной деятельности Авторы: Сердюк Наталья Владимировна


Войти или Создать
* Забыли пароль?