НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГЕОГРАФИИ: МОДЕЛЬ И ИНСТРУМЕНТАРИЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Основной целью данного исследования является изучение проблем современного географического образования через призму профессионального самоопределения обучающихся. Содержание географического образования рассматривается как ключевой компонент профессионального самоопределения. Обосновано использование учителем географии в качестве методических инструментов проектной деятельности, учебных экскурсий, профессиональных проб и пр. В статье акцентируется внимание на необходимости научно-методического сопровождения учителей географии и совершенствования их профессиональной компетентности в условиях непрерывной системы профессионального самоопределения молодежи. Представлена модель научно-методического сопровождения профессионального самоопределения школьников в процессе обучения географии, модель организации проектной деятельности профориентационного характера в географическом образовании в условиях взаимодействия педагогического вуза, школы и профессионального сообщества, рассмотрен вариант тематического планирования курса географии с профориентационным содержанием.

Ключевые слова:
профессиональное самоопределение, научно-методическое сопровождение, проектная деятельность, непрерывная система самоопределения обучающихся, профессиональная ориентация, процесс обучения географии, учебная профориентационная экскурсия, профессиональные пробы
Список литературы

1. Андриенко О.А. Особенности профессионального самоопределения обучающихся старших классов средних общеобразовательных школ // Перспективы науки и образования. - 2018. - №2(32). - С. 124 - 128. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=32879000 (дата обращения: 19.08.2023 г.).

2. Антропова И.Ю. Пути и средства формирования индивидуальной образовательной траектории подростков // Вопросы науки и образования. - 2018. - С. 73 - 79. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=35552978 (дата обращения: 04.08.2023 г.).

3. Барматина И.В., Варакута А.А., Марущак Е.Б. Модель взаимодействия педагогического вуза с базовыми школами в условиях вовлечения высшей школы в непрерывное развитие педагогических работников // Философия образования. 2021. Т. 21, № 4. С. 212-227. DOI:https://doi.org/10.15372/PHE20210410. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47359828

4. Беловолова Е.А. Модель развития предметной деятельности школьников в обучении географии // Наука и школа. - 2020. - № 3. - С. 59 - 67. DOI:https://doi.org/10.31862/1819-463Х-2020-3-59-67. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43165897 (дата обращения: 26.08.2023 г.).

5. Беловолова Е.А. Развитие предметной деятельности школьников в обучении географии в условиях реализации ФГОС основного общего образования: монография. - М., 2020. - 211 с.

6. Белоусов А.А., Некрасова Г.Н. Проектирование системы профессиональных проб для школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2018. - № 10 (октябрь) - С. 899 - 912. - DOIhttps://doi.org/10.24422/MCITO.2018.10.18189. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=36322878

7. Ермаков Д.С. Профессиональное самоопределение и профессиональная ориентация школьников: историко-педагогические аспекты, современный взгляд // Профессиональное образование в России и за рубежом. - 2017. - №3(27). - С. 75 - 80. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30304950 (дата обращения: 26.08.2023 г.).

8. Иванищева Н.А. Направленность урока географии на реализацию индивидуальной образовательной траектории ученика // Современное географическое образование: проблемы и перспективы развития: материалы V Всероссийской научно-практической конференции. - М.: Изд-во «Перо», 2021. - С.80-83.

9. Ионова Н.В., Шимлина И.В. Проблемы образования в интересах устойчивого развития в фокусе оценки демографической ситуации в регионе (на примере Новосибирской области РФ) // Вестник педагогических инноваций. - 2021. - №2(62). - С. 13 - 30. DOI:https://doi.org/10.15293/1812-9463.2102.02 - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46368479

10. Истомина В. В., Конышева Н.А. Пути повышения уровня профессионального самоопределения учащихся общеобразовательных школ // Инновационное развитие профессионального образования. - 2019. - № 3 (23). - С. 91 - 97. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=41182419 (дата обращения: 26.08.2023 г.).

11. Концепция развития географического образования в Российской Федерации (принята Министерством Просвещения Российской Федерации 30.12.2018 г.). - М. - 2018. - 13 с. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/54daf271f2cc70fc543d88114fa83250 (дата обращения: 26.07.2023 г.).

12. Назарова А.С., Вишнякова Е.И., Баринова С.Г. Педагогическое сопровождение старшеклассников в выборе будущей профессии // Проблемы современного образования. - 2022. - № 2. - С. 183 - 189. DOI:https://doi.org/10.31862/2218-8711-2022-2-183-189. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=48460477 (дата обращения: 26.07.2023 г.).

13. Николина В.В. Метод проектов в географическом образовании // География в школе. - 2002. - №6. - С. 37 - 43. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43871895

14. Николина В.В. Проектное обучение в школьной географии: теория и практика: Практико-ориентированная монография. - Н. Новгород: НГПУ, 2008. - 107 с. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=20046425

15. Организация профессиональных проб для старшеклассников в профессиональных образовательных организациях: метод. рекомендации / И.А. Калинина, Н.Т. Рылова, И.Ю. Вершинин, В.Ф. Белов; под общ. Ред. Е.Л. Рудневой. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО», 2016. - 88 с. - URL: http://yash-1school.ucoz.ru/_tbkp/xdsd/organizacija_professionalnykh_prob_pdf.pdf

16. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 18 июля 2022 № 568 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 года №287». - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202208170012 (дата обращения: 28.08.2023 г.).

17. Рябцева И.В. Теоретические основы предпрофильной подготовки школьников в системе географического образования: монография. - Новокузнецк: Изд-во РИО КузГПА, 2011. - 291 с. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=20129815

18. Трубина Г.Ф., Мащенко М.В. Предпрофессиональная социализация личности старшеклассника в процессе обучения // Педагогическое образование в России. - 2017. - №1. - С. 79 - 86. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28158863

19. Толканюк З.А. Профессиональное самоопределение молодежи как фактор подготовки компетентного специалиста // Балканское научное обозрение. - 2019. - Т. 3. №2(4). - С. 57 - 59. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=38506778. (дата обращения: 26.07.2023 г.).

20. Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (для 5 - 9 классов образовательных организаций). - М. - 2022. - 116 с. - URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/19_frp_geografiya-5-9-klassy.pdf

21. Федеральная рабочая программа основного общего образования. География (для 5 - 9 классов образовательных организаций). - М. - 2022. - 116 с. - URL: https://edsoo.ru/wp-content/uploads/2023/08/19_frp_geografiya-5-9-klassy.pdf

22. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утвержден приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 287). - М. - 2021. - 124 с. - URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107050027 (дата обращения: 26.07.2023 г.).

23. Шафранов-Куцев Г.Ф., Гуляева Л.В. Профессиональное самоопределение как ведущий фактор развития конкурентоориентированности и конкурентоспособности старшеклассников // Интеграция образования. - 2019. - Т. 23. - № 1. - С. 100-118. DOI:https://doi.org/10.15507/1991-9468.094.023.201901.100-118. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37082756 (дата обращения: 29.07.2023 г.).

24. Шимлина (Рябцева) И.В. Анализ возможностей географического образования в профессиональном самоопределении учащихся современной школы // Наука и школа. - 2017. - №2. - С. 76-82. - URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29072215 (дата обращения: 25.07.2023 г.).

25. Шимлина И.В., Ионова Н.В. Методический инструментарий профориентационной работы учителя географии // Методика преподавания в современной школе: проблемы и инновационные решения. Материалы Российско-узбекского образовательного форума по проблемам общего образования (Ташкент, 23 - 24 ноября 2022 года) / под науч. ред. С.В. Тарасова. - Санкт-Петербург: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2022. - С. 112 - 118. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=50137815 (дата обращения: 25.07.2023 г.).

26. Шимлина И.В. Проблема самоопределения в фокусе требований ФГОС ООО к личностным результатам обучения по географии // География: развитие науки и образования. Сборник статей по материалам ежегодной международной научно-практической конференции LXXIV Герценовские чтения. Отв. редакторы С.И. Богданов, Д.А. Субетто, А.Н. Паранина. - 2021. - Санкт-Петербург: Изд-во: Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург). - С. 279-283. - URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46330402 (дата обращения: 25.07.2023 г.).

Войти или Создать
* Забыли пароль?