ВИРТУАЛЬНАЯ ЭКСКУРСИЯ В ИННОВАЦИОННОМ ФОРМАТЕ КОММУНИКАТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Введение. Активный поиск новых форм и средств обучения, обогащающих процесс преподавания и повышающих качество учебной деятельности, привел к обновлению арсенала методического инструментария в методике русского языка. Ориентация на развитие коммуникативной компетенции обучающихся, опора на системно-деятельностный, личностно ориентированный и коммуникативно-деятельностный подходы, активное использование в процессе обучения информационно-коммуникационных технологий привело к возникновению инновационных форм и методов коммуникативного обучения русскому языку. В данном контексте важным и актуальным методическим инструментом стала виртуальная экскурсия. Цель данного методического исследования – выявление образовательного потенциала виртуальной экскурсии в процессе коммуникативного обучения русскому языку. Методы: анализ, обобщение, моделирование. Результаты. Проанализировано становление понятия виртуальная экскурсия в научно-методической литературе, специфика его использования в методике обучения русскому языку как иностранному и как родному. Показан методический потенциал виртуальных экскурсий, в процесс использования которых могут быть интегрированы современные образовательные технологии (проектно-исследовательская и технология глобальной симуляции). Описан лингводидактический потенциал виртуальных экскурсий для интеллектуального, коммуникативного и культурологического развития обучающихся. На¬уч¬ная но¬виз¬на. Виртуальная экскурсия представлена как инновационная форма коммуникативного обучения русскому языку, как современный обучающий метод и как инновационный формат современного урока русского языка. Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы в практике коммуникативного обучения русскому языку как родному и как иностранному. Ключевые слова: коммуникативное обучение русскому языку, виртуальная экскурсия, форма обучения, обучающий метод, формат современного урока русского языка.

Ключевые слова:
коммуникативное обучение русскому языку, виртуальная экскурсия, форма обучения, обучающий метод, формат современного урока русского языка
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать
Список литературы

1. Аду С.С., Козловская Е.С. Элементы виртуальных экскурсий как способ социокультурной адаптации иностранных учащихся на разных этапах изучения русского языка как иностранного в ситуации онлайн-обучения // Современное педагогическое образование. 2020. № 11.C. 129-132.

2. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448с.

3. Азимов Э.Г., Щукин А.Н. Современный словарь методических терминов и понятий. Теория и практика обучения языкам. М.: Русский язык. Курсы, 2018. 496с.

4. Богомолов А.Н. Научно-методическая разработка виртуальной языковой среды дистанционного обучения иностранному (русскому) языку. Автореферат диссертации … доктора педагогических наук. М., 2008 (1). 45 с.

5. Богомолов А.Н. Виртуальная языковая среда обучения русскому языку как иностранному (лингвокультурологический аспект). М.: Московский гос. ун-т им. М. В. Ломоносова, Центр международного образования. Москва: МАКС Пресс, 2008 (2). 319 с.

6. Бокатина Ю.И. Виртуальная экскурсия как форма интерактивного обучения русскому языку как иностранному // Современные проблемы науки и образования. 2021. № 6. С. 22.

7. Герд В.А. Экскурсионное дело. М.: Прогресс, 2009. 340 с.

8. Гончарова Л. М. И все-таки они существуют: коммуникация и культура как ценности современного мира // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. №. 3. С. 5-9. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-3-5-9 (дата обращения: 20.07.2023).

9. Горина С.Г., Сорочкина Е.М. Виртуальная экскурсия как современное направление применения информационных и коммуникативных технологий в образовательном процессе // Наука и перспективы. 2018. № 1. С. 53-57.

10. Дейкина А.Д. и др. Русский язык. Учебник. 5-9 классы. Отдельно для каждого класса - в 2 частях. М.: Просвещение, 2021.

11. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. Урок развития речи в VII классе «Русская Робиндзонада: виртуальное путешествие по России» // Русский язык в школе. 2017. № 1. С. 31-33.

12. Дейкина А.Д., Левушкина О.Н. «Части речи на карте Москвы» (Урок-исследование в VII классе) // Русский язык в школе. 2017. № 9. С. 27-31.

13. Дейкина А. Д., Левушкина О. Н., Веревкина Е. А. Виртуальные экскурсии в теории и практике преподавания РКИ // Русский язык как иностранный в смешанном формате обучения: проблемы и перспективы: материалы Международной научно-практической конференции, г. Москва, 13 февраля 2023 г. / под общ. ред. д-ра пед. наук, проф. С. А. Вишнякова [Электронное издание сетевого распространения]. Москва: МПГУ, 2023. 527 с. С. 132-137. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_43867899_11187569.pdf (дата обращения: 19.07.2023).

14. Исаева Н. А. Новый образовательный контент креативного краеведческого туризма в контексте коммуникативистики // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2022. № 3. С. 45-51. DOI: https://doi.org/10.12737/2587-9103-2022-11-3-45-51 (дата обращения: 20.07.2023).

15. Левушкина О.Н., Шеляпина И.И. «Пойдем же вдоль стен и колонн, с лексической яркой окраской от собственных этих имен» (Урок составления экскурсии по городу Санкт -Петербургу)// Русский язык в школе. 2017, №10. С. 29-33.

16. Негрышев А.А. Виртуальная интернет-реальность: к проблеме категориальных признаков // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2018. №1. С. 12-17. DOI: https://doi.org/10.12737/article_5a659c102b36e6.51333341 (дата обращения: 20.07.2023).

17. Рыжикова Ю.А. Технология организации образовательной экскурсии // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. 2017. № 2. С. 82-86.

18. Ряузова О.Ю., Булах Е.А. Потенциал виртуальных экскурсий в обучении студентов на занятиях по РКИ // Педагогика искусства. 2021. № 3. С. 79-88.

19. Селиванов В.В., Селиванова Л.Н. Виртуальная реальность как метод и средство обучения // Образовательные технологии и общество. 2014. Т. 17, № 3. С. 378-391.

20. Сластенин В.А. Педагогика: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. М.: Академия. 2002. 576 с.

21. Устюжанина Н.В. Виртуальная экскурсия как инновационная форма обучения // Электронный научный журнал «Наука и перспективы» 2017. №2. С. 70-74. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=29877029 (дата обращения: 20.07.2023).

22. Щербакова О. В. Технология глобальной симуляции как эффективный метод формирования лингвосоциокультурной компетенции: история возникновения, концепт, структура (на примере симуляции дебузе "жилой дом") // Педагогика. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2018. № 2. С. 67-70. URL: https://doi.org/10.30853/pedagogy.2018-2.15 (дата обращения: 19.07.2023).

23. Bransford J. D., Brown A. L. & Cocking R. R. (Eds.). How People Learn: brain, Mind, Experience, and School. Washington, D.C.: National Academy Press. 2003

24. Dembo M. H., & Eaton M. J. School Learning and Motivation. G. Phye (Ed.) Handbook of Academic Learning. Elsevier Science: San Diego. 1997. Pp. 69-125.

25. McLellan H. Virtual Reality and Multiple Intelligences: Potentials for Higher Education, Journal of Computing in Higher Education, 5 (2), 1994. Pp. 33-66.

26. Spicer J.I., & Stratford J. Student perceptions of a virtual field trip to replace a real field trip. Journal of Computer Assisted Learning. 2001. 17. Pp. 345-354.

27. Stoddard J. Toward a virtual field trip model for the social studies. Contemporary Issues in Technology and Teacher Education. 2009. 9 (4). Pp. 412-438.

Войти или Создать
* Забыли пароль?