Москва, г. Москва и Московская область, Россия
Актуальность представленного исследования заключается в том, что после выхода России из Болонского процесса и принятии решения о совершенствовании системы высшего образования в условиях развития цифрового общества существенно возросла необходимость в развитии методических систем обучения, базирующихся на применении цифровых ресурсов в образовании. Целью представленных исследований является поиск более эффективных методических систем обучения в предметных областях на базе информатизации, а также метапредметного применения цифровых ресурсов в образовании. Научная новизна представленных исследований заключается в разработке цифрового сервиса, направленного на обеспечение обучающихся вузов возможностью использования современных цифровых технологий с учетом индивидуальных особенностей и коллективных возможностей осуществления образовательной деятельности. Практическая значимость полученных результатов заключается в том, что разработанный цифровой сервис позволяет обеспечить: интерактивную обратную связь с обучающимся, вне зависимости от времени и дня недели; повышение мотивации студентов вузов к более глубокому изучению материалов; выявление пробелов в знаниях и выработку рекомендаций по дополнительным материалам для восполнения полноты сформированности знаний, при этом каждая рекомендация будет вполне направленной и обращающейся к конкретным объектам, описывающим эту проблему или же обучающийся может восполнить пробелы в ходе дискуссий с цифровым куратором по обозначенной проблеме; высвобождение времени преподавателя, которое он затрачивает на проведение повторяющихся действий (ответы на вопросы, проверка тестов, письменных и творческих работ и т.п.); создание условий для перераспределения нагрузки преподавательского состава в сторону научно-исследовательской деятельности и выработку новых подходов в образовании.
информатизация, методические системы обучения, предметные области, метапредметное применение, цифровые ресурсы, образование
1. Бухтоярова, Н. А. Цифровые образовательные ресурсы как средство формирования метапредметных умений на уроках технологии / Н. А. Бухтоярова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2019. - № 1 (21). - С. 23-26.
2. Все российские вузы исключили из Болонского процесса. https://ria.ru/20220606/vuzy-1793490321.html
3. Дубровина Е.А. Использование цифровых образовательных ресурсов в современном образовательном процессе. https://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2014/01/10/ispolzovanie-tsifrovykh-obrazovatelnykh-resursov-v
4. Евдокимова О.В. Применение цифровых технологий обучения дисциплинам гуманитарного цикла в профессиональном образовании / О.В. Евдокимова, А.Н. Колобов, Ю.А. Кулагина // Международный научно-исследовательский журнал. - 2021. - №7 (109).
5. Зверева, Ю. С. Информатизация образования / Ю. С. Зверева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2016. - № 6.3 (110.3). - С. 23-26.
6. Квашко Л. П., Александрова Л. Г., Квашко В. В. Изменение методического потенциала учебного процесса при переходе на дистанционную форму обучения // Национальные приоритеты современного российского образования: проблемы и перспективы : сб. науч. ст. и докладов XIV Всерос. науч.-практ. конф. c междунар. участием от 12.05.2021. Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2021. С. 128-132.
7. Колыхматов, В.И. Новые возможности и обучающие ресурсы цифровой образовательной среды: учеб-метод. пособие - СПб.: ГАОУ ДПО «ЛОИРО», 2020. - 157 с.
8. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. 2019. №2. https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovye-obrazovatelnye-resursy-vuza-proektirovanie-analiz-i-ekspertiza
9. Применение цифровых образовательных ресурсов на современном уроке: метод. пособие / М. Б. Лебедева, М. А. Горюнова. - СПб.: ЛОИРО, 2019. - 127 с.
10. Путин подписал указ о пилотном проекте по реформе высшего образования. https://www.rbc.ru/society/12/05/2023/645e2bb69a794735b92cdd4f
11. Распоряжение Правительства РФ от 21 декабря 2021 г. № 3759-р. Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации науки и высшего образования. https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/403203308/
12. Сакович С.И., Павлова Я.В. Информатизация образования // Современные научные исследования и инновации. 2015. № 11 [Электронный ресурс]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2015/11/59010.
13. Сизова Е.В. Реализация метапредметного подхода в высшей школе: от теории к практике // Интернет-журнал «Мир науки» 2017, Том 5, номер 6. https://mir-nauki.com/PDF/37PDMN617.pdf
14. Современные образовательные технологии в рамках реализации федерального проекта «Цифровая образовательная среда» [Текст]: Учебно-методическое пособие / Авт.-сост. Н.Ю. Блохина, Г.А. Кобелева, КОГОАУ ДПО «ИРО Кировской области». - Киров, 2020. - 70 с.
15. Суворова Т. Н. Электронные образовательные ресурсы в составе методической системы обучения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2014. - № 10 (октябрь). - С. 71-75. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14275.htm.
16. Сурат Л.И., Тебекин А.В. Разработка оригинальной методики электронного обучения в предметных областях психологии и педагогики // В сборнике: Информатизация образования и методика электронного обучения: цифровые технологии в образовании. Материалы VI Международной научной конференции: в трех частях. 2022. С. 341-345.
17. Сурат Л.И., Тебекин А.В. Теоретические основы развития подходов к обучению в системе высшего образования // Бизнес. Образование. Право. 2021. № 4 (57). С. 306-312.
18. Тебекин А.В., Сурат Л.И. Задачи педагогики высшей школы в свете вызовов современности // Журнал педагогических исследований. 2022. Т. 7. № 4. С. 8-19.
19. Тебекин А.В., Сурат Л.И. Необходимость реформирования системы отечественного высшего образования как ответ на вызовы современного общества // Профессиональное образование в современном мире. 2021. Т. 11. № 2. С. 43-51.
20. Тебекин А.В., Сурат Л.И. Обоснование требований к разработке новой национальной модели развития системы высшего образования. (Часть 1) // Журнал педагогических исследований. 2023. Т. 8. № 1. С. 55-68.
21. Хеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор [Электронный ресурс]: учебное пособие / Е. К. Хеннер; Пермский государственный национальный исследовательский университет. -Электронные данные. - Пермь, 2022. - 110 с.
22. Ходанович А.И. Информатизация образования как научно-методическая проблема // Известия РГПУ. - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.16 с.
23. Шибут И. П. Информационные технологии как базовая составляющая обуче¬ния специалиста в области информации и коммуникации // Корпоративные стратегиче¬ские коммуникации [Электронный ресурс]: сб. науч. ст. / БГУ. Институт журналистики, каф. технологий коммуникации; ред.кол.: С. В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. Минск: БГУ, 2016. С. 122-130.