ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТИРОВОЧНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ В КОНТЕКСТЕ ФГОС НОО
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается специфика формирования проектировочных компетенций у будущих учителей начальных классов на основе использования компьютерной программы «Электронная модель содержания начального общего образования», входящей в состав программного комплекса МС-ИОС 2010. Программное обеспечение МС-ИОС 2010 включает, помимо Электронной модели содержания начального общего образования, программы мониторинга здоровья и психологического мониторинга, компьютерную программу формирования основной образовательной программы школы начального общего образования. Под Электронной моделью содержания начального общего образования автор статьи понимает взаимоувязанный набор данных, формируемых и используемых при проектировании, реализации и контроле усвоения содержания начального общего образования. Особое внимание автор обращает на возможности этой компьютерной программы, считая, что использование Электронной модели содержания начального общего образования в высшем учебном заведении при подготовке специалистов будет способствовать более эффективному формированию проектировочных компетенций у будущих учителей начальных классов.

Ключевые слова:
проектировочная компетенция, проектировочные умения, электронная модель содержания начального общего образования.
Текст

Успех реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) во многом зависит от уровня профессиональной компетентности педагога. Одним из ее основополагающих компонентов признается проектировочная компетенция, которая позволяет педагогам спрогнозировать результаты своей деятельности, а также определить последовательность действий при достижении цели. Она рассматривается как один из основных результатов профессионально-педагогической подготовки специалиста и обеспечивает готовность педагога к работе в условиях инклюзивного образования, создает условия для сотрудничества с родителями (А.П. Сманцер) [1].

Согласно Л.Е. Марычевой, проектировочная компетенция включает [1]:

  • умение анализировать данные;
  • готовность конкретизировать образовательные цели;
  • способность отбирать учебный материал в соответствии с поставленными целями и задачами;
  • умение представлять учебный материал в виде моделей деятельности учащихся;
  • способность выделять возможные технологические способы обучения и соотносить их с дидактической целью, методами, средствами и формами организации обучения, методическими особенностями темы, учебными возможностями учащихся;
  • готовность осуществлять коррекцию структуры образовательного процесса;
  • умение зафиксировать проект.
Список литературы

1. Сманцер А.П. Подготовка будущих учителей к работе с детьми в условиях инклюзивного образования на основе компетентностного подхода / А.П. Сманцер // Вестник Полоцкого университета. Сер.: Е. Педагогические науки. - 2010. - № 11. - С. 8-12.

2. Марычева Л.Е. Теоретические основы проектировочной компетентности будущих учителей / Л.Е. Марычева // Вестник Нижегородского университета. Сер.: Инновации в образовании. - 2008. - № 6. - С. 36-38

3. Леонова Е.А. Электронная модель содержания образования как инструмент реализации требований стандарта / Е.А. Леонова // Народное образование. - М.: 2011. - № 2. - С. 174-181.

Войти или Создать
* Забыли пароль?