В статье освещается одно из направлений государственной политики России в сфере школьного образования – сохранение, укрепление и формирование здоровья подрастающего поколения через приобщение к здоровому образу жизни. Именно школа является наиболее устойчивым социальным институтом общества, действенным проводником государственной политики в сфере здоровья. В статье проведен сравнительный анализ стандартов первого и второго поколения в отношении формирования здорового образа жизни школьника. Особое внимание обращено на принципиальные отличия целевых ориентиров и требований к результатам образования в начальной, основной и старшей школе, на роль отдельных школьных дисциплин в формировании культуры здорового образа жизни школьника. Особенности образовательных стандартов важно понимать в условиях перехода с одного стандарта на другой. Анализ содержания образовательных стандартов строится с позиции современного понимания проблематики здоровья и тенденций развития образования в сфере здоровья как за рубежом, так и в России: переход от общественной здравоохранительной традиции к индивидуальной здравосозидательной, признание ведущим фактором здоровья образа жизни индивида. Об этом свидетельствует цель образования – формирование культуры здорового образа жизни школьника. В статье раскрываются основополагающие идеи образования в сфере здоровья – усиление личностной, аксиологической и культурологической направленности, деятельностного характера образования в сфере здоровья. Ведущую роль в реализации указанной программы играют такие дисциплины, как физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности на всех ступенях образования, предмет «Окружающий мир» в начальной школе и «Биология» в основной и старшей школе. В стандартах второго поколения наблюдается интеграция целей образования отдельных учебных предметов – например, физической культуры и основ безопасности жизнедеятельности, что обусловлено необходимостью реализации системно-деятельностного подхода в достижении целей образования.
федеральные государственные образовательные стандарты, ФГОС первого поколения, ФГОС второго поколения, цели образования, требования к результатам образования, личностные и предметные результаты образования.
В условиях модернизации российского общества наблюдается заметное обострение социально-экономических проблем, и одна из них – ухудшение здоровья детей, подростков и молодежи. В связи с этим возрастает значение школы в области сохранения, укрепления и формирования здоровья подрастающего поколения – будущего России. Именно школа является наиболее устойчивым социальным институтом государства, проводником государственной политики в сфере здоровья, важным средством здоровьесберегающего и здоровьеформирующего образования.
Направления государственной политики в сфере здоровья нашли отражение в федеральных государственных образовательных стандартах первого и второго поколения.
В условиях перехода с ФГОС первого поколения на стандарты второго поколения важно понимать разницу целевых ориентиров и подходов к реализации здоровьесберегающего направления образования, а также значение:
- образовательных областей и учебных предметов в формировании здорового образа жизни школьника как ведущего фактора здоровья;
- фундаментального ядра содержания в формировании здоровья школьника;
- воспитательной работы со школьниками во внеурочное время.
Системная работа по формированию у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни предусматривается в Стандартах нового поколения, реализация которых происходит уже в начальной школе. Создавая новый вариант нормативного документа, авторы исходили из современного понимания проблематики здоровья как разнообразия факторов здоровья школьников, механизмов его формирования. Так, в науке и практике наблюдается изменение стратегии формирования здоровья – от общественной здравоохранительной к индивидуальной здравосозидательной. При выборе управляемой модели здоровья человека признали новый подход – формирование здорового образа жизни.
1. Вайнер Э. М. Валеология: учебник для вузов. - М.: Флинта: Наука, 2001. - 416 с.
2. Дидук И. А. Воспитание ответственного отношения младших подростков к здоровью как общественной ценности: автореф. дис. ...канд. пед. наук. - Смоленск, 2007.
3. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. - В 2 ч. - Ч. 1. - М., 2010.
4. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. - Часть 1. Начальное общее образование. Основное общее образование. - М., 2004.
5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Среднее (полное) общее образование // Вестник образования России: сборник приказов и инструкций министерства образования и науки. - 2004. - № 15.
6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М., 2009.
7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М., 2010.
8. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. - М., 2012.