Россия
УДК 37 Образование. Воспитание. Обучение. Организация досуга
ГРНТИ 14.15 Система образования
ГРНТИ 14.25 Общеобразовательная школа. Педагогика общеобразовательной школы
В статье раскрывается потенциал группы продлённого дня (ГПД) в повышении качества подготовки младших школьников к учебным занятиям. На основе рекомендаций Министерства просвещения РФ разработан распорядок работы группы, который адаптирован к условиям реализации образовательных программ начального общего образования. Нововведения включают организацию подготовки младших школьников к учебным занятиям с учетом физиологических особенностей, присущих их возрасту, и различий в ритме работы при выполнении домашних заданий. Результаты проведенной диагностики подтверждены анализом успеваемости учащихся, а также данными опроса учителей начальной школы, направленного на определение динамики изменений в уровне подготовки младших школьников к занятиям.
группа продлённого дня, младшие школьники, подготовка к учебным занятиям, режим деятельности
1. Алексеева И.С., Григорьева В.В. Проектирование процесса развития учебных способностей младших школьников в группе продлённого дня // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2019. - № 4. - С. 14-221.
2. Асмолова Л.М. Мы говорим «работа» - подразумеваем «деятельность», мы говорим «деятельность» - подразумеваем?.. [Электронный ресурс]. - URL: https://eduface.ru/consultation/management/my_govorim_rabota_podrazumevaem_deyatel_nost__my_govorim_deyatel_nost__ podrazumevaem (дата обращения: 16.07.2023).
3. Ачаповская Е.А. Управление процессом формирования исследовательских умений воспитанников группы продлённого дня // Наука и образование сегодня. - 2020. - № 6 (53-1). - С. 75-76.
4. Байчорова Х.С., Булат Р.Е. Психолого-педагогический потенциал совершенствования системы управления качеством образования // Человек и образование. - 2020. - № 4 (65). - С. 127-133.
5. Булат Р.Е., Байчорова Х.С. К вопросу применения терминов в системе образования // Материалы III Международной научной конференции «Развитие современного образования в контексте педагогической компетенциологии» / под ред. И.Е. Поверинова (Чебоксары, 27 февра-ля 2023 г.). - Чебоксары: Среда, 2023. - С. 19-26.
6. Гальперин П.Я., Кабыльницкая С.Л. Проба на внимание [Электронный ресурс] // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/shkola/materialy-k-attestatsii/library/2019/11/26/p-ya-galperin-s-l-kabylnitskaya-diagnostika-navyka (дата обращения: 17.07.2023).
7. Кузнецова Н.А. Формирование коммуникативной компетенции в группе продлённого дня // Педагогическая лаборатория. - 2014. - № 1 (5). - С. 8-9.
8. Методические рекомендации по нормативно-правовому регулированию предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми в группах продлённого дня в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования //Приложение к Письму Министерства просвещения РФ от 08.08.2022 № 03-1142 [Электронный ресурс]. - URL: https://demo.consultant.ru/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=424702#8bcU efT0WbJzagLK (дата обращения: 16.07.2023).
9. О внесении изменений в Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования // Приказ Министерства просвещения РФ от 07.10.2022 № 888 [Электронный ресурс]. - URL: http://publication.pravo. gov.ru/Document/View/0001202211100013?ysclid=li8vfkixf4971120559 (дата обращения: 16.07.2023).
10. О направлении рекомендаций // Приложение к Письму Министерства просвещения РФ от 10.04.2023 № 03-652 «Рекомендации по организации досуговой, спортивной, иной деятельно-сти в ГПД для обучающихся общеобразовательных организаций» [Электронный ресурс]. - URL: https://base.garant.ru/406821961/?ysclid=li8vhukrc239781892 (дата обращения: 16.07.2023).
11. Об образовании в Российской Федерации // Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (последняя редакция) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_140174/ (дата обращения: 16.07.2023).
12. Осипова Н.П. Сборник упражнений для развития внимания младших школьников // Образовательная социальная сеть nsportal.ru [Электронный ресурс]. - URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/psikhologiya/2022/02/16/sbornik-uprazhneniy-dlya-razvitiya-vnimaniya-mladshih (дата обращения: 16.07.2023).
13. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе: система заданий: в 2 ч. /М.Ю. Демидова, С.В. Иванов, О.А.Карабанова [и др.]; под ред. Г.С. Ковалёвой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2009. - Ч. 1. - 216 с.
14. Педагогика: учебное пособие для педагогических институтов / под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1983. - 608 с.
15. Петрова Е.В. Как организовать режим школьника: советы воспитателю группы продлённого дня [Электронный ресурс] // Постулат. - 2021. - № 10 (72). - URL: https://e-postulat.ru/index. php/Postulat/article/view/3786/3839 (дата обращения: 16.07.2023).
16. Пидкасистый П.И., Мижериков В.А., Юзефавичус Т.А. Педагогика: учебник для студентов высших учебных заведений / под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Академия, 2014. - 619 с.
17. Подласый И.П. Педагогика: новый курс: учебник для студентов вузов, обучающихся по педагогическим специальностям. - М.: Владос, 2003. - 255 с.
18. Рожкова А.А., Рожкова Е.А., Булат Р.Е. Потенциал тематического классного часа «Разговоры о важном» в формировании нравственных представлений первоклассников // Сб. тр. III Региональной научно-практической конференции магистрантов, аспирантов, стажёров «Психо-лого-педагогические исследования - Тульскому региону» / под ред. С.В. Пазухиной (Тула, 18 мая 2023 г.). - Чебоксары: Среда, 2023. - С. 57-63.