сотрудник
сотрудник
Рязань, Рязанская область, Россия
ВАК 08.00.05 Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности, в том числе: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами; управление инновациями; региональная экономика; логистика; экономика труда; экономика народонаселения и демография; экономика природопользования; экономика предпринимательства; маркетинг; менеджмент; ценообразование; экономическая безопасность; стандартизация и управление качеством продукции; землеустройство; рекреация и туризм)
ВАК 08.00.10 Финансы, денежное обращение и кредит
ВАК 08.00.12 Бухгалтерский учет, статистика
ВАК 08.00.13 Математические и инструментальные методы экономики
ВАК 08.00.14 Мировая экономика
УДК 338.43 Экономика сельского хозяйства. Продовольственный комплекс
ГРНТИ 06.00 ЭКОНОМИКА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
ОКСО 38.00.00 Экономика и управление
ББК 6 ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
BISAC BUS BUSINESS & ECONOMICS
В статье представлены результаты обобщения и систематизации методических основ обеспечения продовольственной безопасности на основе развития инфраструктуры внутреннего рынка. Исследовано нормативно-правовое обеспечение в сфере обеспечения национальной продовольственной безопасности. Проанализированы элементы структуры внутреннего рынка продовольствия и его субъекты. Проведен SWOT-анализ сильных и слабых сторон внутреннего продовольственного рынка.
продовольственная безопасность, внутренний рынок продовольствия, санкции, развитие
Продовольственной безопасности России выступает фактором обеспечения суверенитета и независимости страны, а также фактором поддержки конъюнктуры национальных и региональных продуктовых рынков, обеспечения достаточного уровня сбалансированного питания населения, эффективного развития внешнеторговых связей, усиления присутствия российских агропромышленных производителей на мировом рынке [5].Обеспечение продовольственной безопасности базируется на идеологии экономической доступности продовольственных ресурсов на всех уровнях хозяйствования.
Обеспечение продовольственной безопасности на основе внутреннего рынка продовольствия регулируется действующими законами РФ, подзаконными НПА, а также доктринальными актам. Юридическое закрепление понятия и основных элементов продовольственной безопасности РФ, определено в рамках соответствующей Доктрины [3]. В Доктрине представлен алгоритм расчета показателей и источники входящей информации. С точки зрения законодательного регулирования необходимо отметить Федеральные законы № 264-ФЗ [2] и № 29-ФЗ [1], в которых закреплено понятие продовольственного сырья, пищевых продуктов и добавок. Большинство НПА направлены на обеспечение национальной продовольственной безопасности, и имеют общую цель – обеспечение основных жизненно важных интересов, как на макро- так и на микроуровне.
Согласно Доктрине основными индикатором оценки продовольственной безопасности являются независимость поставок, экономическая и физическая доступность, соответствие качества продукции нормативным значениям и требованиям законодательства Евразийского экономического союза [3]. Данные факторы в свою очередь определяют стратегическую цель развития отечественного продовольственного рынка, складывающуюся из интересов его субъектов, можно разделить на 4 уровня функционирования: государственный, региональный, корпоративный и уровень домохозяйств (Рисунок 1.1).
Рисунок 1.1 «Субъекты внутреннего продовольственного рынка и их интересы на основе обеспечения продовольственной безопасности»
Внутренний продовольственный рынок рассматривается как ключевой элемент рыночной системы, поэтому изменения во внешней среде непосредственно влияют на его функционирование. На основании этого необходимо провести оценку сильных и слабых сторон внутреннего рынка с целью выявления угроз и возможностей по его совершенствованию. Для оценки продовольственного рынка был использован комплексных метод анализа - SWOT-анализ (Таблица 1.1.)
Таблица 1.1 Общий SWOT анализ внутреннего продовольственного рынка России
Сильные стороны |
Слабые стороны |
|
1.Высокая монополизация в процессах распределения продовольствия; 2.Зависимость от импорта; 3. Низкое качество подготовки трудовых ресурсов продовольственного рынка. |
Возможности |
Угрозы |
|
|
Источник: разработано автором
Сильные стороны России в первую очередь — это наличие благоприятных климатических условий, природных и трудовых ресурсов. В России сосредоточено более 50% мировых черноземов, а также наблюдается наличие районов с оптимальным соотношением тепла и влаги, периодов без продолжительных заморозков на котором проживают более 86% трудовых ресурсов страны. Так же необходимо обратить внимание на то, что мировая обстановка диктует условия для развития и поддержания отечественного рынка товаропроизводителей. Прежде всего, это связано с тем, что с 2022 года ряд зарубежных компании по производству продуктов питания покинули продовольственный рынок России (Coca-Cola, PepsiCo, Danone, Nestle, Mars, Heineken и д.р.).
Санкционная политика недружественных стран спровоцировала ввод антисанкционных экономических мер в области продовольствия. Прежде всего необходимо сказать о продовольственном эмбарго. Данное обстоятельство позволило усилить взаимоотношения с регионами, которые пользуются высоким спросом на продовольственные товары. Наибольшие проблемы наблюдаются в странах Центральной, Юго-Восточной Азии, Ближнего Востока, Южной Европы, Северной Африки с которыми у РФ налажены экспортные возможности, благодаря территориальной близости и транспортной доступности.
Слабые стороны внутреннего продовольственного рынка выражаются в его монополизации – на агрохолдинги приходится более 50% выручки всех производственных предприятий (АПХ «Мироторг», ГК «Черкизово», ГК «Русарго). Необходимо так же отметить высокую зависимость внутреннего рынка от импорта продовольственных товаров (более 11%, входит в пятерку самых импортируемых отраслевых структур) [7].
Наличие преобладающего количества трудовых ресурсов, влечет за собой сложности в их правильном и рациональном использования. Существует проблема кадрового состава продовольственной отрасли: нехватка ресурсов, ухудшение качества подготовки кадров – смещение приоритетов в другие образовательные профили, так как обучение на профили, связанные с продовольственной сферой является наименее популярными, наблюдаются недоборы, качество подготовки кадров снижается, из чего вытекает проблема нехватки ресурсов в данной области. Также, наблюдается тенденция оттока населения с сельских местностей в мегаполисы.
Стоит отметить, что вышеизложенные слабые стороны, усугубляются множественными угрозами, основные из которых связаны с текущими вооруженными конфликтами, введением новых санкций, ограничений международного сотрудничества, разрыв договорных отношение с западными поставщиками, производителями и т.п. Также, текущая военная ситуация неблагоприятно влияет на логистическую составляющую – территориальные ограничения перевозок и доставок, сокращение авиасообщений, закрытие портом и т.д.
При анализе сильных и слабых сторон был выявлен ряд возможностей по совершенствованию и обеспечению продовольственной безопасности. К примеру, была разработана программа импортозамещения, на основе которой к 2030 г. необходимо увеличить процент использования семян отечественной селекции на уровне более 75%, а также уменьшить высокую зависимость от импортных племенных поголовьев птиц и животных, некоторых видов сельхозтехники, кормов и ветеринарными препаратами [10]. Господдержка производства и использования ответственной техники позволит увеличить рост доли техники отечественного производства с 51% до 80 к 2030 году [5].
Санкционная политика, направленная на РФ, привела к разрыву отношений с недружественными странами. На основании этого, были разработаны меры в области налаживания связей в другом направлении. К примеру, с Индией, Китаем, Турцией, Казахстаном. Рост экспорта отечественного сырья и продовольственной продукции в 2022 г. в данные страны, составил более 43 [12].
Для уменьшения импортозависимости и увеличения продовольственной независимости внутреннего рынка России необходимо наращивание производства минеральных удобрений. В рамках стратегии развития АПК [4] – за 2022 г. на внутренний отечественный рынок было поставлено на 27% больше удобрений, чем в 2021 г.
Реализация возможностей в области обеспечения продовольственной безопасности сопровождается наличием угроз. Мировая обстановка остается напряженной. К примеру, приостановление участия РФ в «зерновой сделке» [10], которая представляла собой соглашение между ООН, Турцией, Украиной и Россией по предоставлению коридора, для вывоза украинского зерна, а также российского продовольствия и удобрений. Итогом стало подорожание пшеницы на 5% на чикагской бирже [8], так как крупнейшими мировыми лидерами экспортерами зерна являлись Россия и Украина – более 1/3 мирового объема экспорта. Вывод крупных игроков с зернового рынка, влияет также и на другие продовольственные рынки: увеличение цен на продукцию животноводства, рыбного хозяйства.
Санкционные ограничения России, также негативно влияют на реализацию складских остатков продукции – в 2022г. наблюдались рекордные урожаи [9], которые гораздо выше внутреннего потребления, и реализация всех остатков на экспорт становится затруднительной, а долгосрочное хранение продукции – не возможным.
Наблюдается проблема увеличение объема выброса метана в атмосферу из-за таяния льдов. В целом, изменение климата влияет на рост цен из-за увеличения использования водных и энергетических ресурсов, а удорожание одного из элементов продовольственного рынка, влечет удорожание другого.
Проблема обеспечения продовольственной безопасности на основе развития внутреннего рынка продовольствия сегодня стоит довольно остро перед нашей страной, несмотря на значительный потенциал хозяйственного сектора. Важно подчеркнуть, что в текущих условиях продовольственную безопасность целесообразно трактовать как гарантию независимости, а ее обеспечение зависит не только от темпов развития сельского хозяйства, так и от стабильности национальной экономики и развития продовольственного рынка.
Таким образом, продовольственная безопасность становится одной из главных элементов национальной безопасности государства, обеспечивающего его автономность и независимость от сопредельных стран. Необходима эффективная стратегия государственной продовольственной безопасности, которая, в свою очередь требует объективной аналитической основы. Возникает необходимость усовершенствования методического и методологического обеспечения оценки продовольственной безопасности, которая бы учитывала составляющие стратегии продовольственной безопасности и давала возможность выявить направления стратегического планирования, требующего усиленного внимания, и, напротив, направления, на основе которых можно сформулировать надежную основу для укрепления продовольственной безопасности страны.
1. Федеральный закон от 02.01.2000 № 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" [Электронный ресурс]. - Официальный сайт СПС «Консультант Плюс». - 2000. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_25584/?ysclid=lgwnecr8tk545311974 (дата обращения 15.02.2023 г.)
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства" [Электронный ресурс]. - Официальный сайт СПС «Консультант Плюс». - 2006. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_64930/?ysclid=lgwncewipm52842397 (дата обращения 15.02.2023 г.)
3. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 120 "Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации" [Электронный ресурс]. - Официальный сайт СПС «Консультант Плюс». - 2020. - Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_343386/?ysclid=lgw51mv921825980914 (дата обращения 15.02.2023 г.)
4. Распоряжение Правительства РФ от 08.09.2022 N 2567-р «Об утверждении Стратегии развития агропромышленного и рыбохозяйственного комплексов Российской Федерации на период до 2030 года» [Электронный ресурс]. - Официальный сайт СПС «Консультант Плюс». - 2022. - Режим доступа:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_426435/?ysclid=lgwnsdt2ru728547232 (дата обращения 15.02.2023 г.)
5. Постановление Правительства РФ от 15.04.2014 N 328 (ред. от 16.02.2023) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности" [Электронный ресурс]. - Официальный сайт СПС «Консультант Плюс». - 2014. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162176/8d648bec4eab78b541d473f109d614c798e52283/?ysclid=lgwobqyrp8182563016 (дата обращения 15.02.2023 г.)
6. Казихмедова Г. М. Повышение устойчивости продовольственной безопасности в условиях глобализации мировой экономики / Г. М.Казихмедова. - М : ЮНИТИ : Закон и право, 2005. - 135 с.
7. Савенкова, И.В. Диверсификация деятельности как вектор устойчивости развития компании в условиях конкуренции / И.В. Савенкова // Экономика и социум. - 2017. - № 4(35). - С. 1185-1190.
8. Пшеница на Чикагской бирже дорожала [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Коммерсатнъ. - 2022. - Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5645117?ysclid=lfbbl7izal434086327 (дата обращения 15.02.2023 г.)
9. Рекордный урожай масличных культур [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Министерство Сельского хозяйства РФ. - 2022. - Режим доступа: https://mcx.gov.ru/press-service/news/v-2022-godu-v-rossii-sobrali-rekordnyy-urozhay-maslichnykh-kultur/?ysclid=lfbbn47fg5346372372 (дата обращения 15.02.2023 г.)
10. Россия приостановила зерновую сделку [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Ведомости. - 2022. - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2022/10/29/948026-rossiya-priostanovila-zernovuyu-sdelku?ysclid=lfbbkl7m7r302586691 (дата обращения 15.02.2023 г.)
11. Семена государственной важности [Электронный ресурс]. - Официальный сайт Агро Инвестор. - 2022. - Режим доступа: https://www.agroinvestor.ru/markets/article/38226 (дата обращения 15.02.2023 г.)
12. Экспорт и импорт: жизнь в новых условиях Электронный ресурс]. - Официальный сайт РБК. - 2022. - Режим доступа:https://plus.rbc.ru/news/631359b67a8aa98521ceb3a2?ysclid=lfbbeq0xze899821887 (дата обращения 15.02.2023 г.)