Россия
В статье рассматривается понятие критериального оценивания, приводится уточненное определение данного понятия с позиций компетентностного подхода в образовании. Выделены и описаны структурные компоненты критериального оценивания, включающие понятия образовательного результата, индикатора и уровня его достижения, оценочного средства. Приведено описание технологии построения объекта оценивания, представленного в виде образовательного результата, полученного соотнесением формулировки компетенции из ФГОС ВО и трудовых функций из профстандарта педагога. Показано, что формирование образовательного результа позволяет выделять индикаторы его достижения как критерии оценивания, которыми могут выступать различные степени выполнения конкретного вида деятельности или отдельных действий обучаемого. В статье представлены примеры их построения. Описан механизм критериального оценивания компетенций будущих учителей в вузе.
учитель, критериальное оценивание, образовательный результат, индикатор, механизм
1. Аванесов В.С. Проблема объективности педагогических измерений // Педагогические измерения. - 2008. - № 3. - С. 13-16.
2. Аванесов В.С. Теория и методика педагогических измерений. М.: ЦТ и МКО УГТУ-УПИ, 2005. - 176 с.
3. Адольф В.А. Становление профессиональной компетентности педагога // Сибирский педагогический журнал. - 2013. - № 5. - С. 38-41.
4. Артамонова Е.В., Артамонов В.А. Проблемы образования в постиндустриальную эпоху // Социальные новации и социальные науки. - 2021. - №. 1 (3). - С. 65-79.
5. Гнатышина Е.В. Теоретические аспекты формирования информационной культуры педагога профессионального обучения: монография. - Челябинск: ЧГПУ, 2007. - 170 с.
6. Елизарова Е.Ю. Особенности разработки фонда оценочных средств по дисциплине // Научное мнение. - 2021. - № 6. - С. 52-62.
7. Ефремова Н.Ф. Мотивационный аспект независимого оценивания достижений обучающихся// Российский психологический журнал. - 2017. - № 2. - С. 227-244.
8. Землянская Е.Н. Критериальное оценивание образовательных достижений студентов вуза // Педагогика. Вопросы теории и практики. - 2020. - № 2. - С. 142-147.
9. Зимняя И.С. Педагогическая психология: учебник для вузов. - М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та. - 2010. - 447 с.
10. Красноборова А. А. Критериальное оценивание как технология формирования учебно-познавательной компетентности учащихся: дис. … канд. пед. наук; спец. 13.00.01. - Пермь, 2010. - 140 с.
11. Кривенцова Е.Э., Гунина Н.А. Система критериального оценивания как инструмент измерения качества образования: текущее и итоговое оценивание // Университет им. В.И. Вернадского. - 2016. - № 1(59). - С. 159-164.
12. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. - М.: Интеллект-Центр, 2001. - 296 с.
13. Папуткова Г.А., Фильченкова И.Ф. Некоторые аспекты независимой оценки достижений студентов педагогических направлений подготовки // Глобальный научный потенциал. - 2020. - № 11 (116). - С. 174-176.
14. Перевощикова Е.Н. Критериальный подход к оцениванию как ключевой компонент системы независимой оценки образовательных результатов будущих педагогов [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kriterialnyy-podhod-k-otsenivaniyu-kak-klyuchevoy-komponent-sistemy-nezavisimoy-otsenki-obrazovatelnyh-rezultatov-buduschih.
15. Перевощикова Е.Н. Образовательные результаты в подготовке будущего педагога и средства оценки их достижения [Электронный ресурс] // Вестник Мининского университета. - 2022. - № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-rezultaty-v-podgotovke-buduschego-pedagoga-i-sredstva-otsenki-ih-dostizheniya.
16. Полонский В.М. Понятийно-терминологический аппарат педагогики // Педагогика. - 1999. - № 8. - С. 16-24.
17. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере начального общего, основного общего, среднего общего образования) (учитель)» (подготовлен Минтруда России 31.01.2022) [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/.
18. Профессионально-педагогические понятия. Словарь / под ред. Г.М. Романцева. [Электронный ресурс]. URL: https://didacts.ru/termin/kriterii.html.
19. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н. [Электронный ресурс] // URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/56809182/.
20. Саховский Д.А. Контроль как средство оценки качества подготовки специалистов в системе начального и среднего профессионального образования: дис. … канд. пед. наук : 13.00.08. - Ставрополь, 2006. - 182 c.
21. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования - бакалавриат по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный приказом Минобрнауки Российской Федерации от 22.02.2018. № 125. [Электронный ресурс]. URL: https://fgosvo.ru/fgosvo/index/24/94.
22. Чернилевский Д.В. Дидактические технологии в высшей школе: учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. - 437с.
23. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования. - М.: Сентябрь, 2000. - 176 с.
24. Glaser R. Instructional technology and the measurement of learning outcomes: Some questions. American Psychologist. 1963, № 18, pp. 519-521.