Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы, затрагивающие философские, педагогические, культурные и социальные аспекты обоснования парадигмы современного образования с учетом того, что в условиях современности актуализуется полипарадигмальность образования: существующие в научнопрактическом пространстве парадигмы взаимодополняют друг друга, конвергируют и имеют культурно-историческую преемственность. Автор подчеркивает, что определение и обоснование парадигмы современного образования безусловно требует соблюдения ряда требований, учет которых позволяет эффективно объяснять и прогнозировать процессы развития системы образования и которые являются принципами построения самих образовательных парадигм. Указывается, что понятие парадигмальной образовательной революции видится весьма продуктивным в процессе анализа состояния образования в условиях глобализации и интернационализации мира. Подчеркивая парадигмальность образования, точнее, его полипарадигмальность, автор делает акцент на том, что выработка научным сообществом единой, интегральной образовательной парадигмы, актуальной для данной современности, усматривается этиологически невозможной. Причина, по его мнению, в плюралистичном характере современности – если она множественна, соответственно, и модели и механизмы усвоения такой современности должны быть столь же множественными и разнообразными. Автор приходит к выводу, что наличие плюралистичной современности требует одновременного сосуществования множества современных парадигм образования, каждая из которых обеспечивает необходимую моноцельность какого-либо образовательно-воспитательного проекта в конкретных социально-политических, национально-культурных, материально-экономических и административно-правовых условиях.

Ключевые слова:
образование, парадигма, общество, культура, личность, плюрализм, будущее.
Текст

Чем глубже и содержательнее социальные трансформации, тем более важным представляется потенциал фундаментальных знаний, необходимых человеку, поскольку в процессе глубинных трансформаций общественной жизни крайне важным является одновременное реагирование на разных уровнях социальной жизни. Выбор и реализация не популистского, но четко определенного и научно обоснованного стратегического курса общественной жизни в масштабах всей страны, представляется реальным только при наличии подготовленных для этого людей – образованных, культурных, ответственных, социально активных и высокоморальных.

Список литературы

1. Бобрышов С.В. Историко-педагогическое исследование развития педагогического знания: методология и теория. Ставрополь: Изд-во СКСИ, 2006.

2. Валицкая А.П. Современные стратегии образования: варианты выбора // Педагогика. 1997. № 2. С. 3-8.

3. Волков С.А. Парадигма гуманного созидания в развитии науки и образования // Вестник Балтийской педаг. акад. 2001. Вып. 38. С. 30-38.

4. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры. Париж, ЮНЕСКО, 1998. URL: http://www.sde.ru/files/t/pdf/5.pdf/

5. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века: (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). М.: Совершенство, 1998.

6. Горбань А.В. Новая методология высшего образования в контексте современной философско-образовательной парадигмы // Экономика и управление. 2007. № 2. С. 124-129.

7. Горбунова Л.Н., Семибратов А.М. Освоение информационных и коммуникационных технологий педагогами в контексте ориентации на профессионально-личностное развитие // Информатика и образование: научно-методический журнал. 2004. № 7. С. 91-95.

8. Колесникова И.А. Педагогическая реальность в зеркале межпарадигмальной рефлекси. СПб.: СПбГУМП, 1999.

9. Корсак К.В. Нова філософська парадигма педагогіки ХХІ століття та імператив виховання альтруїзму // Нова парадигма. 2006. Вип. 53. С. 23-31.

10. Кун Т. Структура научных революций. М.: Прогресс, 1977.

11. Лыхина Ю.В. Образовательная парадигма современного украинского общества (социально-философский аспект) // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Философия. Культурология. Политология. Социология». 2010. Т. 23. № 2. С. 152-160.

12. Любимова О.В. Формирование профессиональной мобильности будущих инженеров в процессе обучения в вузе: Автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08. Ставрополь, 2011.

13. Розин В.М. Философия образования: этюды-исследования. М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во МОДЭК, 2007.

14. Словарь иностранных слов. 18-е изд. М.: Русский язык, 1989.

15. Тхагапсоев Х.Г. О новой парадигме образования // Педагогика. 1999. № 1. С. 103-110.

16. Цехмістрова Г.С. Формування цілісного мислення - освітня парадигма нового тисячоліття // Нова парадигма. 2006. Вип. 53. С. 38-46.

Войти или Создать
* Забыли пароль?