В статье рассмотрен вопрос формирующего оценивания. Рассмотрено портфолио и зачетная книжка как способы фиксации образовательных достижений обучающихся.
оценка, отметка, образовательные достижения, формирующее оценивание, портфолио, зачетная книжка.
В отметках мало педагогики...
в них больше власти.
Отметки – это костыли хромой педагогики…
Ш.А. Амонашвили
На аттестации учителя физической культуры эксперты спросили у педагога о том, почему у него качество знаний во всех классах составляет 100%. Растерянный учитель не нашел, что ответить, а между завучем и экспертами началась дискуссия о роли и способах оценивания в условиях современной школы. Диалог был длительным и содержательным, не будем передавать его полностью, но остановимся, на наш взгляд, на кульминационном вопросе, который задал один из экспертов: «А как же наказать нерадивого ученика, если он не выполняет требований и ведет себя плохо?» Правда, казалось бы, одна фраза, а сколько в ней психолого-педагогических противоречий?!
В настоящее время в школе, да и, наверное, в педагогике, есть противоречие между необходимостью оценивания обучающихся и устаревшими подходами к процессу оценивания, а также консерватизмом и авторитарностью учителей в данном вопросе.
Стоит отметить, что вопрос подходов к оцениванию обучающихся – один их самых обсуждаемых в настоящее время. Труды многих ученых посвящены оцениванию знаний обучающихся. Наиболее интересным, как нам видится, является опыт Шалвы Амонашвили. Еще в 1980 г. вышла его книга об отметке, и, несмотря на то, что с тех пор прошло 35 лет, многие ее положения актуальны и в наши дни.
Действительно, пятибалльная система оценивания обучающихся (а по факту – трехбалльная, так как во многих школах запрещено ставить «двойки») изжила себя. Изменились стандарты обучения, изменились требования к образовательным результатам, но пятибалльная система остается неизменной.
Возможно, это связано с консерватизмом учителей и нормативными требованиями. На наш взгляд, учителя не владеют другими способами оценивания обучающихся, и задача школьных администраторов – организовать повышение квалификации по данному вопросу.
Стоит отметить, что в настоящее время многие педагогические работники не видят четкой грани между отметкой и оценкой и не могут определить их содержательное наполнение. Для уточнения понятий обратимся к педагогическому словарю.
1. Аванесов В.С. Проблема становления системы педагогических измерений. URL: http://testolog.narod.ru
2. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф., Строкова Т.А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008.
3. Кальней В.А., Матвеева Т.М., Мищенко Е.А., Шишов С.Е. Структура и содержание проектной деятельности // Стандарты и мониторинг в образовании. 2004. № 4. С. 21-26.
4. Кальней В.А., Шишов С.Е., Бухтеева Е.Е. Управление качеством образовательного процесса. М.: ЛОГОС, 2015.
5. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: Учебно-методическое пособие. СПб.: КАРО, 2015.
6. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ЭГВЕС, 2013.
7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. М., 1997.
8. Шишов С.Е. Качество образования как объект мониторинга в информационном обществе // Образование и наука. 2008. № 5. С. 33-44.