ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО РАКУРСА ПРОФИЛИЗАЦИИ РОССИЙСКОГО ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП ПРЕЕМСТВЕННОСТИ В СОВРЕМЕННОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье авторы предлагают системно-целостный подход к использованию исторического опыта и аспектов профилизации российской школы на современном этапе ее модернизации. Дан анализ проходящей модернизации образования, обсуждается необходимость научного системного подхода к пониманию этого глобального явления в образовании. Обосновывается методология возможности создания исследовательского аппарата и технологического инструментария, обеспечивающего органическое согласование цели, логики, этапов, средств научной деятельности, промежуточных и конечных результатов модернизации.

Ключевые слова:
исторический ракурс профилизации российского школьного образования, модернизация, технология проектирования систем образования с заданными свойствами, управление процессом и системой модернизации.
Текст

В настоящее время формируется установка на изменение стратегии дальнейшего развития российского образования с целью построения его на традиционно-консервативной основе. В условиях происходящих социальных перемен консерватизм трактуется как признание ценности традиций и идеалов прошлого и восстановление утраченных позиций. Выработка новой стратегии развития российского образования на традиционно-консервативной основе объективно предполагает многомерный исторический анализ процесса развития образования в России.

В основу идеологии современного российского национального консерватизма входят традиции и идеалы справедливости, солидарности и соработничества. Выступая на Отделении философии и теоретической педагогики РАО в январе 2015 г., член-корреспондент РАО М.В. Богуславский предложил рассматривать указанные проблемы в двух ракурсах: историко-теоретическом и проективно-практическом [16, 17], а в качестве методологии взять основные пункты предложенные Президентом Российской Федерации:

  • трактовка отечественной истории как основы нашей национальной идентичности и культурно-исторического кода;
  • понимание неразрывности и взаимосвязи всех этапов развития нашего государства и нашей государственности;
  • уважительное отношение к самым драматическим и неоднозначным событиям в нашей истории, как неотъемлемой части прошлого.
Список литературы

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Закон РФ «Об образовании». Принят ГД 12 июля 1995 г.

3. Концепция профильного обучения в учреждениях общего и среднего образования // Школьные технологии. 2002. № 4. С. 79-91.

4. Сазонов Б.В. Проблемы и пути модернизации российского образования. URL: www.fondqp.ru/lib/mmk/49.

5. Алферов Ж.И., Садовничий В.А. Образование для России XXI века (http://www.emomi.com/download/sadovnichiy/alferov.htm).

6. Гоголь Н.В. Полн. собр. соч. М.: АН СССР, 1940.

7. Ушинский К.Д. Три элемента школы // Избр. пед. соч., т. I. М.: Педагогика, 1974. С. 32-50.

8. Розанов В.В. Собрание сочинений. Когда начальство ушло… / Сост. П.П. Апрышко и А.Н. Николюкин. М.: Республика, 2005.

9. Розанов В.В. Собрание сочинений. В нашей смуте (Статьи 1908 г. Письма к Э.Ф. Голлербаху ) / Под общ. Ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика, 2004.

10. Менделеев Д.И. Заветные мысли. М.: Голос-Пресс, 2009.

11. Васекин С.В., Муравьев В.И., Прончев Г.Б. Социальные сети и инновационное развитие России: Монография. М., РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2013. 130 с.

12. Ерина Т.М., Монахов В.М. Развитие дидактического потенциала профилизации школьного образования в контексте проходящей модернизации // Известия РАО. 2013. № 2. С. 88-96.

13. Монахов В.М., Ерина Т.М. Системно-целостный подход к конструированию инновационного дидактического инструментария для исследований процесса модернизации образования // Труды VIII Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование», 8-10 ноября 2013 г. МГУ им. М.В. Ломоносова. С. 97-106.

14. Ерина Т.М., Монахов В.М. Нужна ли сегодня адаптивная оптимальная система модернизации образования с наперед заданными свойствами // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. 2013. № 7 (82). С. 44-50.

15. Смолин О.Н. Образование. Политика. Закон. Федеральное законодательство как фактор образовательной политики современной России. М., 2010.

16. Богуславский М.В. Консервативная стратегия модернизации российского образования (история и перспектива) // Известия Российской академии образования. 2014. № 1 (29).

17. Богуславский М.В. Модернизация российского образования в контексте современной стратегии его развития // Вестник Брянского гос. ун-та им. Петровского. 2014. № 1. Педагогика и психология.

Войти или Создать
* Забыли пароль?