АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассмотрены актуальные проблемы исследования рынка ценных бумаг, уточнен институциональный подход к анализу взаимосвязи цены, качеств акций и эмитента, проанализирована зависимость качества акции от качества выпускаемого товара, и от качества самой компании-эмитента, сформулированы нормы (правила) для принятия решения об инвестировании инвесторами и управления менеджерами компании-эмитента

Ключевые слова:
институциональный подход, рынок ценных бумаг, инвестиции, инновации.
Текст

Развитие теории рынка ценных бумаг начинается во второй половине XX и представляет собой одно из важнейших направлений экономической теории. Оно связано не только с разработкой теоретических подходов и совершенствованием экономических моделей, но и выработкой практических рекомендаций, направленных на принятия  решений по операциям с различными ценными бумагами на различных финансовых рынках [9].В России финансовые рынки в последние годы развиваются высокими темпами, создается инфраструктура и развивается законодательная база рынка ценных бумаг, растет их вовлеченность в мировую финансовую систему. Российский рынок ценных бумаг в силу самих масштабов экономики и своей емкости обладает громадным потенциалом, однако до сих пор он не выполняет своей основной роли - источника финансирования инвестиций путем трансформации сбережений экономики в инвестиции. Весьма ограничены его возможности также по надежному вложению средств. Изначально выбранная западная модель фондового рынка в  России не прижилась, и он, в свою очередь, пошел по собственному пути развития.Проблема инвестиций и инноваций особо актуальна для российских предприятий, т.к. рынок капиталов в России еще недостаточно развит, финансирование инноваций реально может происходить лишь за счет собственных средств предприятий, зачастую ограниченных по объему инвестиций. Большинство хозяйствующих субъектов российской экономики имеет недостаток оборотных средств. Из-за этого предприятия вынуждены использовать прибыль и амортизационные отчисления на текущие нужды, подрывая тем самым свою стратегическую конкурентоспособность и инновационную деятельность. Анализ и обсуждение результатов исследования. Существенное увеличение научного и практического интереса к данной проблеме теории и практики рынка ценных бумаг вызвана с растущей потребностью в инвестициях и  инновационных процессах  [10, 11]. В работах зарубежных и отечественных ученых, касающихся финансовой экономической теории, относящейся к интенсивно развивающемуся разделу экономической теории,   значительное место отводится институтам первичного и вторичного фондовых рынков (или рынкам акций), в части определения равновесных цен, рейтинга, качества [3, 5] и др. характеристик акций [1,2,4,6]. В этом плане достаточно привести высказывание нобелевского лауреата 2013 года Ю. Фама о том,  что «основной задачей фондового рынка является распределение прав собственности на запасы капитала в экономике» [12]. Распределение этих прав осуществляется при помощи цен (курсов), устанавливаемых на вторичном рынке. Более того, он считает, что идеальным типом фондового рынка является тот, где цены обеспечивают точную информацию для распределения ресурсов. На наш взгляд, цена акции Pа каждой компании-эмитента (фирмы), как правило, в значительной мере зависит от качества акции ga. Например, для инновационных отраслей характерно постоянное увеличение продаж и прибыли по сравнению с отраслями, оптимизирующими прибыль классическими методами. Компании таких  отраслей называются компаниями роста, а их акции – акциями роста, для которых характерен высокий темп роста за несколько лет. В таких компаниях повышение цены базируется на таких постоянных факторах, как более высокая норма прибыли, растущая стоимость активов, растущий оборот капитала и т.п. Все это ни что иное, как рост уровня качества компании. Акциям роста свойствен высокий уровень качества и прибыли на инновационные товары и на инвестиции, образование нераспределенной прибыли для инвестирования в основные фонды. Умелый и агрессивный менеджмент дает также большие возможности для роста выручки. Для компании роста характерно увеличение стоимостного и физического объема продаж, определяемого ростом качества товара, при соответствующим контроле над производственными издержками и трансакциями. 

Список литературы

1. Аникин А.В. История финансовых потрясений. - М.: Олимп-Бизнес, 2002

2. Ведомости. Российский фондовый рынок 2010. События и факты.

3. Вольчик В.В., Бережной И.В. Группы интересов и качества экономических индивидов// Экономический Вестник Ростовского ун-та, 2007. Том 5, №2, 57-66 с.

4. Воронцовский А.В. Современная теория капитала: Учебник/А.В. Воронцовский; СПбГУ, - М.: Экономика, 2010. - 79с.

5. Качество в ХХ1 веке. Роль качества в обеспечении конкурентоспособности и устойчивого развития /Под ред. Т. Конти, Е. Кондо, Г. Ватсона /Пер. с англ. А. Раскина. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2005.

6. Коттл С., Мюррей Р.Ф., Блок Ф.Е. Анализ ценных бумаг Грэма и Додда / Пер с англ. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2000. - 704 с. ил.

7. афиуллин Н.З. Многомерный рынок: теория и методология / Н.З.Сафиуллин. - Казань: Изд-во Казанск. ун-та, 2002. - 214 с.

8. Сафиуллин Н.З. Развитие институтов качества/ Н.З. Сафиуллин., Р.Ф. Габбасова - Казань: Отечество, 2008. - 148с.

9. Хадеева Р.В. Институциональные факторы рынка ценных бумаг / Хадеева Р.В., // Вестник Казанского ГАУ. - 2011. - №3 (21). - с. 54-58. - 0,9 п.л. (авт. - 0,5 п.л.)

10. Хадеева Р.В. Взаимные связи инвестиционных, инновационных процессов и рынка ценных бумаг / Сафиуллин Н.З., Хадеева Р.В. // Вестник Казанского ГАУ. - 2011. - №4 (22). - с. 73-76. - 0,5 п.л. (авт. - 0,3 п.л.)

11. Шарп У., Инвестиции/ Шарп У., Александер Г., Бейли Дж.// М.: Инфра-М, 2001. - 1028 с.

12. Fama Е. Efficient Capital Markets: A Review of Theory and Empirical Work. - Journal of Finance, 1970, vol. 25, issue 2, p. 383.

13. Markowitz H.M. 1956. the optimization of a quadratic function subject to linear constraints. Naval Research Logistics Quarterly3,111-33.

14. Nelson P/ Information and consumer behavior // Journal of Political Economy, 78 (No.2. March/April 1970), pp. 311-329.

15. Spence M. Job market signalling // Quarterly Journal of Economics, 87, 1973, pp. 355-374.

Войти или Создать
* Забыли пароль?