ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРАВОВОГО МЕХАНИЗМА (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Исследование проводили с целью анализа нормативно-правовых актов регулирования земельных отношений в сельском хозяйстве для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения. В Республике Татарстан их площадь на начало 2022 г. составила 4625,90 тыс. га, из которых 1814,50 тыс. га – долевой фонд. На 65,9 % площади невостребованных земельных долей зарегистрировано право муниципальной собственности. Имеющаяся правовая неопределенность при выявлении их собственников, отсутствие средств в бюджете муниципальных образований на проведение кадастровых работ затрудняет оформление права муниципальной собственности на эти доли и передачу их в аренду или собственность сельхозтоваропроизводителям. На фоне значительного уменьшения площади сельскохозяйственных угодий республики 67,8 тыс. га земель сельхозназначения не используются. В 2021 г. 829 лиц – владельцы и арендаторы неиспользуемых земель привлечены к ответственности с наложением штрафов на сумму 6,1 млн руб. Наблюдается правовая неграмотность у большинства землепользователей в вопросах строительства капитальных объектов, заключения и расторжения договоров аренды, проведения аукционов и др. Принятая во исполнение Федерального закона №299 поправка к Земельному кодексу РТ не способствует совершенствованию рынка земельных отношений, освоению новых земель, решению вопросов расселения в сельской местности и развитию фермерских хозяйств в малозаселенных муниципальных районах. Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» в основном нацелена на перспективные зоны развития АПК, а не на депрессивные, малонаселенные сельские территории. На октябрь 2022 г. в республике зарегистрированы границы 20 % населенных пунктов, что может осложнить процедуру предоставления земель для строительства производственных сельскохозяйственных объектов. В Земельном кодексе РФ нет прямого регулирования вопросов строительства капитальных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, что требует внести соответствующие поправки в существующее земельное законодательство.

Ключевые слова:
земельные отношения, правовое регулирование, сельское хозяйство, землепользование, стабильность, эффективность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

 

Введение. В Республике Татарстан (РТ) проблема вовлечения неиспользуемых земель в сельскохозяйственный оборот, стимулирования землепользователей на повышение ее плодородия, упрощение механизмов предоставления земельных участков для сельскохозяйственного производства, использование сельскохозяйственных земель по их целевому назначению и видам разрешенного использования важна и имеет практическое значение в части обеспечения устойчивости и повышения эффективности землепользования сельскохозяйственных товаропроизводителей. В последние годы участились случаи выделения участков из земель сельскохозяйственного назначения без перевода в другую категорию с дальнейшим ее изменением владельцами. Это происходит в основном вблизи крупных промышленных центров, вокруг городов регионального и федерального значений, в пригородных районах. Земельный фонд республики включает значительную площадь сельскохозяйственных земель, которая состоит из невостребованных земельных долей. Правовая неопределенность, отсутствие средств в бюджете муниципальных образований на проведение кадастровых работ и процедуры выявления собственников этих долей затрудняют оформление права муниципальной собственности на них, без чего по действующему законодательству такие участки невозможно передать в аренду или в собственность землепользователям.

Продолжается сокращение площади земель сельскохозяйственного назначения в результате перевода их в другие категории. Только за 10 лет в Республике Татарстан она уменьшилась на 5,2 %. Процессы перевода земель сельскохозяйственного назначения в другие категории, реорганизации предприятий приводят к нарушению целостности землепользования, невозможности соблюдения севооборотов, к различного рода вкраплениям и чересполосице, что повышает затраты на производство сельскохозяйственной продукции и приводит к нестабильности его объемов [1, 2, 3].

Для обеспечении продовольственной независимости и безопасности Российской Федерации необходимо бережное отношение к землям сельскохозяйственного назначения, а также их рациональное и эффективное использование сельскохозяйственными товаропроизводителями. При этом, наряду с биологическими, техническими и технологическими факторами повышения плодородия почвы, важно соблюдение организационно-экономических, технологических, управленческих и правовых факторов воздействия на процесс производства сельскохозяйственной продукции [4, 5, 6]. В постоянно меняющихся условиях на рынке сырья и продовольствия необходимо способствовать развитию субъектов малого и среднего предпринимательства на селе, так как без этого невозможно обеспечение занятости сельского населения и повышение его доходов [7, 8]. Это реализуется на федеральном и региональном уровнях путем принятия соответствующих государственных программ. Так, с целью более эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиорации на период с 2022 по 2031 гг. постановлением Правительства РФ от 14 мая 2021 г. №731 утверждена «Государственная программа эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» (https://base.garant.ru/400773886). Основная её цель – введение в оборот более 13,2 млн га неиспользуемых земель и осуществление на площади 3,6 млн га работ по мелиорации, а также работ по химической мелиорации на площади 2,8 млн га. До 2031 г. запланировано выделение 500 млрд руб. на реализацию программных мероприятий по агрохиммелиорации сельскохозяйственных угодий, орошению и земельно-кадастровым работам.

Министерством сельского хозяйства РФ реализуется государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» (https://base.garant.ru/72260516/), рассчитанная до 2025 г. Основными ее цели – увеличение доли сельских жителей в общей численности населения России до 25,3 %; достижение соотношения среднемесячных располагаемых ресурсов сельских и городских домохозяйств до 80 %; повышение доли общей площади благоустроенных жилых помещений в сельских населенных пунктах до 50 %. Предусмотренные мероприятия в основном нацелены на обеспечение жителей сельской местности жильем, сельского хозяйства – высококвалифицированными кадрами, благоустройство сельских территорий, повышение доходности сельских домохозяйств. Все это невозможно без полного рационального и эффективного использования основного средства производства в сельском хозяйстве – земли [9, 10].

 Цель исследований – анализ принятых в последние годы нормативно-правовых актов федерального и регионального уровней, а также их реализации на практике, выработка мер по совершенствованию правового механизма земельных отношений для повышения эффективности использования земель сельскохозяйственного назначения.

Условия, материалы и методы. Объект исследования – экономические и земельные отношения в сельском хозяйстве и их влияние на стабильность землепользования сельскохозяйственных товаропроизводителей. В работе использовали официальные материалы министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Татарстан, органов государственной статистики, открытых интернет источников, а также результаты собственных наблюдений для проведения системного, сравнительного, аналитического и экономико-статистического анализа.

Результаты и обсуждение. В структуре земельного фонда Республики Татарстан преобладают земли сельскохозяйственного назначения, площадь которых по состоянию на начало 2022 г. составляет 4625,90 тыс. га (68,2 %), из которых 1814,50 тыс. га – долевые земли.

За 2010–2020 гг. площадь сельскохозяйственных угодий сократилась на 235,4 тыс. га, из которых значительная часть приходится на пашню – 175,7 тыс. га (табл. 1). При этом площадь земель, которые относятся к категории сельскохозяйственного назначения уменьшилась всего на 5,3 тыс. га.

 

Таблица 1 – Изменение площади земель сельскохозяйственного назначения (по данным министерства экологии и природных ресурсов РТ), тыс. га 

Показатель

2010 г.

2020 г.

2020 г. к 2010 г., +/-

2020 г. к 2010 г., %

Земли сельскохозяйственного назначения,  всего

4630,1

4624,8

-5,3

99,9

Площадь сельскохозяйственных угодий, всего

4537,8

4302, 4

-235,4

94,8

в том числе: пашня

3440,6

3264,9

-175,7

94,9

                      залежь

0,7

0,69

-0,01

98,6

             многолетние насаждения

38,6

29, 6

-9

76,7

                      сенокосы

131,9

126,7

-5,2

96,1

                      пастбища

926,0

880,4

-45,6

95,1

На начало 2022 г. по данным МСХиП РТ из не используемых по своему целевому назначению сельскохозяйственных земель площадью 113208,2 га в 2021 г. возвращено в оборот 45427,1 га, осталось ввести 67781,1 тыс. га. По причине неиспользования земельных участков этой категории в 2021 г. привлечено к ответственности 829 лиц, наложено штрафов на сумму 6,1 млн руб.

В целях дальнейшего обеспечения стабильности землепользования сельскохозяйственными товаропроизводителями необходимо усилить их правовую защищенность путем совершенствования земельного законодательства для обеспечения доступности земельных ресурсов сельским предпринимателям (для ведения сельского хозяйства, строительства жилья на землях сельскохозяйственного назначения). Это будет способствовать решению вопросов территориального расселения, так как во многих субъектах РФ, в том числе в Татарстане, наблюдается снижение численности сельских жителей. Нестабильность землепользования приводит к нарушениям в севооборотах, сдерживает применение долгосрочных агротехнических мер по повышению плодородия почвы, что отрицательно отражается на конечных результатах работы предприятий.

Таблица 2 – Результаты деятельности сельскохозяйственных предприятий (по данным МСХиП РТ)

 

Показатель

2013 г.

2014 г.

2015 г.

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2020 г. к 2013 г., +/-

 

Количество хозяйств, всего

486

427

442

493

486

463

450

435

-51

 

в том числе: прибыльных, ед.

383

392

401

455

443

425

401

408

25

 

доля  прибыльных, %

78,8

91,8

93

92

91

92

89,1

94

15,2

 

Убыточных, ед.

103

35

41

38

43

38

49

27

-76

 

доля  убыточных, %

21,2

8,2

7

8

9

8

10,9

6

-15,2

 

Рентабельность, %

4,5

16,2

17,4

9,4

9,6

10,1

9,9

12,8

8,3

 

Без учета субсидий из бюджета:

Рентабельность, %

-15,7

-1,7

-1,3

-4,7

-2,8

-0,9

1,6

5,2

20,9

 

Доля целевого финансирования и поступлении из бюджета к денежной выручке, %

21,1

15,8

16,7

12,7

11,5

10,3

7,6

6,7

-14,4

 

 

Процессы реорганизации сельскохозяйственных предприятий, количество которых за 2013–2020 гг. снизилось на 51 ед., в определенной степени способствуют нарушению целостности землепользования, при этом (табл. 2). За анализируемый период доля прибыльных сельскохозяйственных предприятий республики увеличилось на 15 %, убыточных – снизилась. Уровень рентабельности в разрезе муниципальных районов республики по итогам 2020 г. составлял 10…12 %, в период 2013–2020 гг. – 4,5…16,2 %, а за вычетом субсидий из бюджетов разных уровней варьировал соответственно от -2,0 до 5 % и от -15,7 до 5,2 %. Таким образом, даже с учетом субсидий и дотаций уровень рентабельности не обеспечивает самоокупаемость предприятий, для которой он должна составлять не менее 15…17 %. Несмотря на снижение количества убыточных сельскохозяйственных предприятий, в целом уровень их доходности остается низким. По данным Минсельхозпрода РТ, в 2021 г. уровень рентабельности в среднем по сельскохозяйственным предприятиям был равен 10 %, а без учета субсидий из бюджетов – всего 2,0 %.  Результативность работы сельскохозяйственных товаропроизводителей зависит от множества факторов, к числу которых относятся техническое обеспечение, реконструкция и модернизация основных фондов, освоение современных ресурсосберегающих технологий, организация и управление производством и др. [11, 12, 13]. Они влияют на показатели эффективности использования сельскохозяйственных земель: урожайность возделываемых культур, выход продукции в натуральных и стоимостных показателях, себестоимость и качество продукции.

Общепризнано, что темпы экономического роста должны составлять около 3 % в год или не ниже темпов инфляции. О темпах экономического роста можно судить по стоимости валовой продукции в сопоставимой оценке. За 2016–2020 гг. в 12 из 43-х муниципальных районов республики произошло существенное снижение объемов производства валовой продукции (ВП). В 17 муниципальных районах РТ стоимость валовой продукции возросла на 122…150 % (табл. 3). В целом за последние 5 лет в 20 муниципальных районах республики из 43-х объемы производства ВП в сопоставимой оценке снизились, в сравнении со средними данными по республике за аналогичный период.

 

 

Таблица 3 – Валовая продукция сельскохозяйственных организаций, включая подсобные и КФХ (в сопоставимых ценах 1994 г.), млн руб.

Район

2016 г.

2017 г.

2018 г.

2019 г.

2020 г.

2020 г. в % к 2016 г.

Районы, допустившие существенное снижение стоимости ВП

Агрызский

20,9

23,1

20,1

18,7

15,0

71,8

Алексеевский

45,6

40,9

39,0

37,6

44,0

96,5

Апастовский

32,9

35,1

27,0

29,7

29,8

90,6

Арский

87,0

88,4

76,7

78,4

83,4

95,9

В.Услонский

17,8

17,2

17,5

15,5

14,7

82,6

Высокогорский

50,7

47,4

40,5

39,3

34,6

68,2

Кайбицкий              

25,3

29,0

21,8

21,2

22,7

89,7

Нурлатский

79,8

80,2

65,3

68,5

66,2

83,0

Пестречинский

93,2

93,4

90,9

87,7

89,1

95,6

Спасский

39,2

32,6

25,3

35,0

36,7

93,6

Тюлячинский

24,6

20,0

19,9

19,0

22,2

90,2

Чистопольский

42,5

44,4

38,2

39,2

41,0

96,5

Районы, в которых отмечен рост стоимости ВП

Аксубаевский

30,3

37,8

43,3

45,3

45,9

151,5

Актанышский

48,1

55,0

53,0

58,9

60,3

125,4

Атнинский

32,2

35,8

37,0

40,8

47,9

148,8

Балтасинский

47,6

51,7

50,2

53,8

62,6

131,5

Буинский

82,6

87,6

76,9

92,3

99,8

120,8

Зеленодольский

140,7

161,5

168,7

179,2

178,8

127,1

Кукморский

47,3

53,3

53,8

61,7

70,7

149,5

Лаишевский

93,7

96,2

110,8

120,8

118,9

126,9

Мамадышский

41,1

47,2

47,4

52,0

56,5

137,5

Менделеевский

7,6

8,6

7,4

8,5

9,7

127,6

Мензелинский

44,0

47,6

48,8

61,4

68,4

155,5

Муслюмовский

24,7

48,9

42,9

42,0

44,0

178,1

Нижнекамский

70,8

70,9

70,9

83,8

90,4

127,7

Сабинский

48,7

55,6

53,4

57,0

65,0

133,5

Тетюшский

35,3

42,6

33,3

45,7

48,5

137,4

Тукаевский

341,6

349,4

351,5

364,8

416,7

122,0

Черемшанский

14,7

17,2

17,1

19,0

19,9

135,4

Всего

2200,8

2346,8

2201,7

2333,9

2480,3

112,7

 

На сегодняшний день актуальная задача, стоящая перед отраслевыми министерствами, причастными к сфере регулирования земельных отношений, а также органами местного самоуправления, – урегулирование вопросов по невостребованным земельным долям и в целом предоставления земельных участков для ведения предпринимательства в сельском хозяйстве. Особенно важна координация отношений, связанных с долевой собственностью, так как в республике на такие участки приходится около 39,2 % площади земель сельскохозяйственного назначения. Исходя из этого для реализации требований Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (https://base.garant.ru/12127542/) проводится активная работа по признанию прав муниципальной собственности на невостребованные земельные доли и по их дальнейшей передаче сельскохозяйственным товаропроизводителям через судебные решения. Это связано с необходимостью упорядочения гражданско-правового оборота таких долей, без которого невозможна передача участков в пользование сельскохозяйственным предприятиям и фермерским хозяйствам. Кроме того, передача их в аренду или в собственность товаропроизводителям позволяет пополнять местный бюджет. К 2020 г. решение судебных органов по признанию права муниципальной собственности было принято по земельным участкам площадью 241,45 тыс. га. Таким образом, около 65,9 % площади земельных участков из невостребованных земельных долей было перерегистрировано в муниципальную собственность. Для завершения этой процедуры органам местного самоуправления следует активизировать свою работу. Минсельхозпроду республики необходимо добиваться выделения финансовых ресурсов из бюджета в рамках «Государственной программы эффективного вовлечения в оборот земель сельскохозяйственного назначения и развития мелиоративного комплекса Российской Федерации» для осуществления кадастровых работ, межевания земельных участков и постановки их на кадастровый учет вследствие ограниченности ресурсов органов местного самоуправления и муниципалитетов [14, 15, 16].

В Земельном кодексе РФ отмечено, что земельные участки, расположенные на расстоянии менее 30 км от населенных пунктов, не могут быть использованы для целей, не связанных с сельскохозяйственным производством и нуждами сельского хозяйства (https://docs.cntd.ru/document/744100004). Это в какой-то степени защищает земли от необоснованного изменения категории пользования. Только в случае острой необходимости осуществляется их перевод в иную категорию, например, для расширения границ населенных пунктов, использования для нужд промышленности и др. Процедура изменения категории осуществляется с соблюдением требований Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Известно множество примеров из судебной практики, когда жалобы истцов оставляют без удовлетворения, если они использовали земельные участки сельскохозяйственного назначения с нарушением требований статьи 78 Земельного кодекса РФ, например, в случаях добычи полезных ископаемых. Так как, правовой режим использования земельного участка в силу действия статей 42, 78 Земельного кодекса РФ ограничен его целевым назначением.

Неиспользование земель по целевому назначению служит основной причиной расторжения арендных договоров. Они могут быть досрочно расторгнуты в случаях существенного снижения плодородия почвы и нанесения вреда окружающей среде или если арендатор не использует сельскохозяйственный земельный участок для целей сельхозпроизводства в течение 3 лет и более (п. 2 статья 45, п. 2 статья 46 Земельного кодекса РФ). Согласно статье 79 Земельного кодекса РФ сельскохозяйственные угодья в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране. Следует отметить, что эффективность большинства подкомплексов агропромышленного комплекса зависит от стабильности землепользования, которая в свою очередь позволяет по максимуму использовать технические, технологические и организационно-управленческие факторы [17, 18, 19].

Собственники, землепользователи и арендаторы участков из состава земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать их по целевому назначению способами, не причиняющими вреда земле как природному объекту, их деятельность не должна приводить к деградации, загрязнению, захламлению, отравлению, порче и уничтожению плодородного слоя почвы, а также иным негативным (вредным) воздействиям (п. 1 статья 6 Закона №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»).

Принудительное изъятие сельскохозяйственных земель у собственника, а также прекращение прав пользования и аренды осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом РФ, Земельным кодексом РФ, Федеральным законом №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (п. 2, статья 6). Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.09.2020 г. №1482 (https://base.garant.ru/74664078/) утвержден перечень признаков неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности: зарастание 50 % и более земельного участка сорной и (или) древесно-кустарниковой растительностью, наличие дерна, за исключением пастбищ, наличие перечисленных признаков на 20 % и более площади земельного участка, отнесенного к особо ценным продуктивным сельскохозяйственным угодьям. При использовании земель сельскохозяйственного назначения не допускается возведение на них построек, имеющих признаки самовольной застройки (построенные на земельном участке без соответствующего вида разрешенного использования), загрязнение химическими веществами I и II класса опасности, иными предметами, не связанными с ведением сельского хозяйства, на 20 % и более площади земельного участка. Также не допускается сильная засоренность участка, засеянного сельскохозяйственными культурами: наличие на 1 м2 участка более 250 шт. малолетних сорняков и более 8 шт. многолетних и карантинных сорняков.

Перечисленные признаки характеризуют отсутствие использования участков сельскохозяйственных земель по целевому назначению, когда они сочетаются с отсутствием ведения сельскохозяйственной деятельности на остальной площади, либо при ее ведении на площади менее 25 % участка. К видам сельскохозяйственной деятельности отнесено ведение растениеводства – выращивание сельскохозяйственных культур и обработка почвы, возделывание и уборка однолетних и многолетних трав (сенокошение, заготовка зеленых, сочных и грубых кормов); садоводства – работы по закладке, выращиванию, уходу и уборке многолетних плодовых и ягодных культур, винограда и иных многолетних культур; животноводства – разведение или выпас сельскохозяйственных животных и др. Отдельные признаки имеются для земель, отведенных под пчеловодство и питомниководство. Ранее сельскохозяйственным земельным участкам, согласно   приказу Минэкономразвития РФ от 1 сентября 2014 г. №540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков», присваивали код, который действовал до 12.02.2021 года, которых учитывали и при рассмотрении возможности размещения различных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, в частности [20, 21]. После отмены его действия виды разрешенного использования земель сельскохозяйственного назначения должны быть определены согласно зонированию территорий и Правилам землепользования и застройки. Большинство разрешенных видов использования сельхозземель не предусматривало возможности строительства объектов капитального значения и жилой застройки. Исключение составляло строительство зданий и сооружений для производства, хранения и переработки сельскохозяйственной продукции, а также для размещения объектов основного, вспомогательного и обслуживающего сельское хозяйство производства. 

С 1 января 2024 г. в случае отсутствия в ЕГРН сведений о границах территориальных зон, где располагаются земельные участки, на которых планируется строительство или реконструкция объектов капитального строительства, согласно требованиям Федерального закона от 31 декабря 2017 года №507-ФЗ (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_286764), выдача разрешений на строительство не допускается.

В Республике Татарстан для оказания методологической и практической помощи физическим и юридическим лицам, органам государственной власти и органам местного самоуправления по предоставлению пространственных данных создано государственное бюджетное учреждение «Фонд пространственных данных Республики Татарстан». По итогам его работы на октябрь 2022 г. в Кадастровую Палату для внесения в ЕГРН сведения о границах 302 населенных пунктов. В реестр недвижимости уже включены границы 285 населенных пунктов, по 894 населенным пунктам, расположенным в 27 муниципальных районах республики, ведется активная работа. 

Учитывая, что на начало 2022 г. в Татарстане насчитывалось 3078 сельских населенных пунктов и 17 поселков городского типа, объем работ достаточно большой. Отсутствие сведений о границах населенных пунктов в ЕГРН может препятствовать ведению строительных работ не только объектов социальной инфраструктуры, но и производственного назначения. Это также может стать препятствием для развития малого и среднего предпринимательства на селе, особенно начинающих фермеров и семейных ферм, так как большинство производственных объектов сельскохозяйственного назначения, в том числе животноводческие постройки, возводятся на несельскохозяйственных угодьях и на расположенных вблизи границ населенных пунктов земельных участках сельхозназначения.

В соответствии с законом «О введении в действие Градостроительного кодекса РФ» (https://docs.cntd.ru/document/901919338) органы местного самоуправления разрабатывают правила землепользования и застройки, которые должны включать в себя порядок применения этих правил и внесения в них изменений, карту градостроительного зонирования и градостроительные регламенты, а также положение об изменении видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства физическими и юридическими лицами. 

 Согласно п.6 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ в отношении земель сельскохозяйственных угодий в составе земель сельскохозяйственного назначения градостроительное зонирование не осуществляется и виды разрешенного использования участков и объектов капитального строительства не устанавливаются, что исключает возможность использования указанных земель для застройки и последующей эксплуатации объектов строительства, а также делает невозможным принятие решений об изменении вида разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, предусмотренных п. 3 ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». С одной стороны, статья 77 Земельного кодекса выделяет в составе земель сельскохозяйственного назначения, к которым относятся и сельскохозяйственные угодья, земли, занятые объектами капитального строительства и сооружениями, используемыми для производства, переработки и хранения сельскохозяйственной продукции, а статья 78 Кодекса позволяет использовать земли сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства, что предполагает строительство производственных объектов сельскохозяйственного назначения. С другой стороны, запрет на установление градостроительного регламента и градостроительного зонирования в отношении сельскохозяйственных угодий не позволяет строить на них производственные объекты. Все это может привести к недостатку участков для развития малых форм хозяйствования сельскохозяйственной направленности на селе. Вид разрешенного использования сельхозугодий возможно изменить только в случае перевода их из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию. А это, в свою очередь, приведет к уменьшению площади сельскохозяйственных угодий. Поэтому на местах при зонировании территории и определении границ территориальных зон для возведения объектов капитального строительства сельскохозяйственного назначения следует резервировать площади с учетом перспектив отраслевого развития на землях населенных пунктов. В то же время изменение категории требует как временных, так и транзакционных издержек. Необходимо внести соответствующие поправки в Земельный кодекс РФ, предусматривающие прямое регулирование порядка строительства сельскохозяйственных производственных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, без отсылки на Градостроительный кодекс, через зонирование территорий.

Следует отметить, что земельное законодательство постоянно дополняется новыми нормативными документами, совершенствующими сферу земельных отношений. Так, с 1 марта 2022 г. вступил в силу Федеральный закон от 02.07.2021 г. №299-ФЗ «О внесении изменений в статью 77 Земельного кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_388989/). Внесены изменения в п.2. статьи 77 Земельного кодекса РФ, в п.1. статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также в Федеральный закон от 11 июня 2003 г. № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (https://base.garant.ru/12131264/), и в часть 12 статьи 70 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

 В частности, статья 11 Федерального закона от 11 июня 2003 г. №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» дополнены новыми пунктами 4 и 5. Согласно изменениям, на земельном участке сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья, которые используются крестьянским (фермерским) хозяйством для осуществления своей деятельности, разрешается строительство, реконструкция и эксплуатация одного жилого дома. При этом его этажность не должна быть более трех, а площадь – более 500 м2 и более 0,25 % от площади земельного участка. В пункте 5 закона предусмотрена возможность принятия субъектами РФ законов, определяющих муниципальные образования, на территориях которых не допускается строительство, реконструкция и эксплуатация жилых домов на участках земель сельскохозяйственного назначения, используемых фермерскими хозяйствами. Реализация этого положения Федерального закона №299 на уровне региона позволила бы развивать фермерские хозяйства так называемого «хуторного типа», когда на землях сельскохозяйственного назначения размещаются как производственные объекты, так и жилой дом. А это, в свою очередь, позволило бы решить вопрос расселения малозаселенных сельских территорий.

При этом внесено изменение в Земельный кодекс Республики Татарстан, запрещающее строительство жилых домов и их эксплуатация на участках земель сельскохозяйственного назначения, используемых крестьянскими (фермерскими) хозяйствами для осуществления своей деятельности (https://docs.cntd.ru/document/578120247). Следует отметить, что Федеральный закон от 2 июля 2021 г. №299-ФЗ предполагал возможность запрета законами субъектов РФ строительства жилых домов фермерскими хозяйствами на территории отдельных муниципальных образований, а не на всей территории субъекта РФ. Полный запрет строительства жилого дома на землях фермерских хозяйств республики без учета степени заселенности территорий в отдельных муниципальных районах ошибочен, так как он препятствует развитию фермерских хозяйств, росту численности сельского населения и повышению уровня их доходности.

Следовательно, можно констатировать определенную противоречивость и запретительный характер принятой поправки в статью 9 Земельного кодекса РТ, внесенный законом РТ от 25 февраля 2022 г. №6-ЗРТ. Запрет строительства жилого дома на землях сельскохозяйственного назначения фермерским хозяйствам без учета специфики и уровня сельскохозяйственной освоенности и заселенности территории муниципальных районов не будет способствовать рациональному расселению и устойчивости развития сельских территорий.

В Татарстане активизировалась нормотворческая деятельность по совершенствованию земельного законодательства и созданию условий для эффективного землепользования, а также более рациональному использованию земельных ресурсов в сельском хозяйстве. Так, установлены предельные минимальные и максимальные размеры земельных участков, которые могут быть образованы из состава земель сельскохозяйственного назначения, находящиеся в государственной и муниципальной собственности и предоставляемые крестьянским (фермерским) хозяйствам – соответственно 2,3 и 500 га (статья 34 Земельного кодекса РТ в редакции от 29.09.2022 № 54-ЗРТ). Максимальный размер земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства (ЛПХ) составляет 2,3 га, из которых 1 га может находиться в границах населенного пункта. Целесообразно увеличить размер земельного участка под ЛПХ до среднерайонной нормы бесплатной передачи земли в собственность граждан, то есть до размера соответствующей земельной доли. Это способствовало бы развитию малых форм хозяйствования на селе, наряду с такими факторами, как техническое перевооружение сельскохозяйственного производства и внедрение продуктов цифровых технологий [22, 23]. Следовало бы также уточнить виды деятельности фермерских хозяйств, позволяющие им вести работу, используя земельные участки меньшей площади.

Кроме того, на сегодняшний день на уровне республики не приняты нормативно-правовые акты, касающиеся районирования земель сельскохозяйственного назначения, согласно которому должны осуществляться их использование и охрана. Также на региональном уровне не разработаны механизмы стимулирования товаропроизводителей на проведение работ по повышению плодородия почвы. Для этих целей можно использовать данные государственного мониторинга показателей плодородия земель сельскохозяйственного назначения. Необходимость разработки механизма стимулирования работ по повышению плодородия почв требует изменения положений Федерального закона №101-ФЗ, а также Земельного кодекса РФ и РТ, либо принятия нормативно-правовых актов на федеральном и региональном уровнях, финансирования мероприятий по внесению органических и минеральных удобрений, известкованию и фосфоритованию почв из бюджета на принципах софинансирования.

Выводы. Таким образом, принятая во исполнение Федерального закона №299 поправка к Земельному кодексу РТ, запрещающая строительство жилого дома и его эксплуатацию на землях сельскохозяйственного назначения, не способствует совершенствованию рынка земельных отношений, освоению новых земель и решению вопросов расселения в сельской местности и развития фермерских хозяйств в малозаселенных муниципальных районах.

Государственная программа «Комплексное развитие сельских территорий» на период 2020–2025 гг., в основном направлена на развитие социальной инфраструктуры перспективных сельских территорий. Это может привести к дальнейшему снижению численности сельского населения и освоенности территории, ускорению процессов урбанизации.

Процессы реорганизации и реформирования сельскохозяйственных предприятий способствуют снижению стабильности в землепользовании, нарушению севооборотов и агротехнических требований при производстве сельскохозяйственной продукции. Все это в совокупности с внешними факторами (неустойчивость рыночной конъюнктуры, колебание рыночных цен, меняющиеся условия финансирования, кредитования и субсидирования сельхозтоваропроизводителей) обусловливает низкую эффективность отрасли, а также снижение стоимости валовой продукции в значительной части муниципальных районов.

Существующая правовая неопределенность процедур выявления собственников невостребованных земельных долей, отсутствие средства в бюджете муниципальных образований на проведение кадастровых работ затрудняют оформление права муниципальной собственности на эти доли. По состоянию на 01.10.2022 г. в республике зарегистрированы границы 20 % населенных пунктов, что осложняет предоставление земель для строительства производственных объектов сельскохозяйственного назначения. Требуется внести соответствующие поправки в земельное законодательство, предусматривающие прямое регулирование порядка осуществления строительства сельскохозяйственных производственных объектов на землях сельскохозяйственного назначения, без отсылки к Градостроительному кодексу.

Органам местного самоуправления муниципальных районов необходимо активизировать работу по постановке на учет в ЕГРН границ населенных пунктов, определению территориальных зон земельных участков для застройки производственными объектами, в первую очередь сельскохозяйственного назначения. Следует ускорить уточнение разрешенных видов использования земельных участков в правилах землепользования и застройки территории в границах территориальных зон. 

Все это должно способствовать рациональному и эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, повысить стабильность землепользования для сельскохозяйственных товаропроизводителей.

 

Список литературы

1. Александрова Н.Р. Факторы эффективного использования земельных ресурсов сельского хозяйства // Материалы XI Международной научно-практической конференции «Аграрная наука и образование на современном этапе развития: опыт, проблемы и пути их решения». Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2021. С. 4-17.

2. Адаптивно-ландшафтная система земледелия Ульяновской области / А.В. Дозоров, В.А. Исайчев, С.Н. Никитин и др. // 2-е издание, дополненное и переработанное. Ульяновск: Ульяновский государственный аграрный университет им. П.А. Столыпина, 2017. 448 с.

3. Валиев А.Р., Комиссаров А.В., Уллах Р. Роль и место орошаемого земледелия в производстве сельскохозяйственной продукции и его экономическая эффективность (опыт Республики Татарстан) // Вестник Казанского ГАУ. 2021. Т. 16. № 3(63). С. 160-166.

4. Якушкин Н.М., Губайдуллин Р.Г. Малые формы хозяйствования в Республике Татарстан: состояние, тенденции и проблемы развития // Достижения науки и техники АПК. 2017. Т. 31. № 12. С. 72-77.

5. Шарипов С. А., Гайнутдинов И. Г. Научное, кадровое и информационное обеспечение регулирования земельных отношений // АПК: Экономика, управление. 2009. № 6. С. 15-19.

6. Шарипов С. А., Гайнутдинов И. Г. Направления устойчивого развития сельхозтоваропроизводителей Республики Татарстан // АПК: Экономика, управление. 2008. №3. С. 53-56.

7. Вопросы развития малых форм хозяйствования и кооперации в сельской местности /Д. Ф. Хафизов, М. М. Хисматуллин,И. Г. Гайнутдинов и др. //Вестник Казанского ГАУ. 2019. Т. 14. №1(52). С. 138-144.

8. Гайнутдинов И. Г. Малый аграрный бизнес: понятие, организационно-правовые формы и критерии классификации // Достижения науки и техники АПК. 2012. № 2. С. 6-9.

9. Мухаметгалиев Ф. Н., Авхадиев Ф. Н. Вопросы совершенствования оборота земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения / // Вестник Казанского ГАУ. 2020. Т. 15. № 1 (57). С. 105-110.

10. Хафизов Д. Ф. Особенности современного этапа развития многоукладной экономики // Вестник Казанского ГАУ. 2018. Т. 13. № 3 (50). С. 157-161.

11. Зависимость эффективности аграрного бизнеса от внешних и внутренних факторов (на примере Республики Татарстан) / Ф. Н. Мухаметгалиев, М. М. Хисматуллин, Ф. Н. Авхадиев и др. // Вестник Казанского ГАУ. 2022. Т. 17. № 1(65). С. 108-113.

12. Subaeva A. K., Zamaidinov A. A. Classification of agroindustrial complex technical provision effectiveness indexes // Journal of Economics and Economic Education Research. 2016. Vol. 17. No. 4. P. 8.

13. Ситдикова Л.Ф., Файзрахманов Д.И. Методологические подходы оценки взаимосвязи аграрного производства и социальной инфраструктуры села // Вестник Казанского ГАУ. 2015. Т. 10. № 3(37). С. 39-45.

14. Ибрагимов, Л. Г. Основные проблемы проведения кадастровой оценки земель сельскохозяйственного назначения на примере Республики Татарстан / Л. Г. Ибрагимов, И. Н. Сафиуллин, Э. Ф. Амирова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2018. - Т. 13, № 3(50). - С. 116-121. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5bcf57a4bf7079.34058146.

15. Анализ стратегии развития агропромышленного комплекса Республики Татарстан / Г. С. Клычова, М. М. Низамутдинов, Л. М. Мавлиева, Н. Л. Титов // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2016. - Т. 11, № 4(42). - С. 134-142. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_592e9ec827fb33.24944115.

16. Амирова, Э. Ф. Функционирование зернопродуктового подкомплекса в условиях продовольственного эмбарго / Э. Ф. Амирова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2018. - Т. 13. - № 1(48). - С. 147-151.

17. Амирова, Э. Ф. Оптимизация экономических показателей предприятий зернопродуктового подкомплекса / Э. Ф. Амирова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2008. - Т. 3. - № 3(9). - С. 11-14.

18. Амирова, Э. Ф. Теоретические вопросы сущности и структуры зернопродуктового подкомплекса АПК / Э. Ф. Амирова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2015. - Т. 10. - № 4(38). - С. 5-9. - DOIhttps://doi.org/10.12737/17607.

19. Государственное регулирование аграрного сектора в условиях санкций и развития цифровой экономики / Э. Ф. Амирова, И. Н. Сафиуллин, Л. Г. Ибрагимов, Н. В. Карпова // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2019. - Т. 14, № 3(54). - С. 133-137. - DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5db987940f8763.55129461.

20. Beet production efficiency and ways to increase it in case of negative market conditions in the commodity market / I. Gainutdinov, L. Mikhailova, F. Avkhadiev, N. Asadullin // International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020) : International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020), Kazan, 28-30 мая 2020 года. - Kazan: EDP Sciences, 2020. - P. 00108. - DOIhttps://doi.org/10.1051/bioconf/20202700108.

21. Priority areas of development of agricultural entrepreneurship in the regions of the Russian Federation / A. R. Battalova, R. S. Tukhvatullin, F. N. Mukhametgaliev, F. F. Mukhametgalieva // International Journal on Emerging Technologies. - 2019. - Vol. 10, No. 2. - P. 133-136.

22. Development of the agricultural sector in the Republic of Tatarstan / N. Asadullin, F. Avkhadiev, I. Gainutdinov, L. Mikhailova // International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020) : International Scientific-Practical Conference “Agriculture and Food Security: Technology, Innovation, Markets, Human Resources” (FIES 2020), Kazan, 28-30 мая 2020 года. - Kazan: EDP Sciences, 2020. - P. 00117. - DOIhttps://doi.org/10.1051/bioconf/20202700117.

23. Современное состояние и перспективы развития технической базы сельского хозяйства в условиях цифровой экономики / Ф. Н. Мухаметгалиев, Ф. Ф. Садриева, Э. Ф. Амирова [и др.] // Вестник Казанского государственного аграрного университета. - 2020. - Т. 15, № 3(59). - С. 121-125. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2073-0462-2020-121-125.

Войти или Создать
* Забыли пароль?