В настоящей статье рассмотрен один из наиболее важных вопросов в педагогике в настоящее время – вопрос оценивания обучающихся. Каким должно быть оценивание в условиях смены парадигмы образования, какую роль играет отметка и оценка и какая разница между ними. Также в статье затронут исторический вопрос появления «отметки» и «поурочного балла». Охарактеризован процесс формирующего оценивания, дано авторское определение и названы основные инструменты формирующего оценивания. Портфолио и зачетная книжка обучающегося рассмотрены как основные элементы в системе формирующего оценивания. В статье также перечисленные основные направления системы оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, среди которых отражена оценка метапредметных результатов при помощи стандартизированных метапредметных работ.
оценка, отметка, образовательные достижения, формирующее оценивание, портфолио, зачетная книжка.
На аттестации учителя физической культуры эксперты спросили у педагога, почему у него качество знаний во всех классах составляет 100%. Растерянный учитель не нашел, что ответить, а между завучем и экспертами началась дискуссия о роли и способах оценивания в условиях современной школы. Диалог был длительным и содержательным, не будем передавать его содержание полностью, но остановимся, на наш взгляд, на кульминационном вопросе, который задал один из экспертов: «Как наказать нерадивого ученика, если он не выполняет требований и ведет себя плохо?». Казалось бы, одна фраза, а сколько в ней психолого-педагогических противоречий!
В настоящее время в школе, да и, наверное, в педагогике, есть противоречие между необходимостью оценивания обучающихся и устаревшими подходами к процессу оценивания, а также консерватизмом и авторитарностью учителей в данном вопросе.
Отметим, что вопрос подходов к оцениванию обучающихся — один их самых обсуждаемых в настоящее время. Труды многих ученых посвящены оцениванию знаний обучающихся. Наиболее интересным представляется опыт Шалвы Амонашвили. Еще в 1980 г. вышла его книга об отметке, и несмотря на то что с тех пор прошло 35 лет, многие ее положения актуальны и в наши дни.
Действительно, пятибалльная система оценивания обучающихся (по факту — трехбалльная, так как во многих школах запрещено ставить двойки) изжила себя. Изменились стандарты обучения, требования к образовательным результатам, но пятибалльная система остается неизменной. Возможно, это связано с консерватизмом учителей и нормативными требованиями. На наш взгляд, учителя не владеют другими способами оценивания обучающихся, и задача школьных администраторов — организовать повышение квалификации по данному вопросу.
1. Аванесов В.С. Проблема становления системы педагогических измерений. URL: http://testolog.narod.ru
2. Загвязинский В.И., Закирова А.Ф, Строкова Т.А. Педагогический словарь. М.: Академия, 2008. 352с.
3. Крылова О.Н., Бойцова Е.Г. Технология формирующего оценивания в современной школе: учебно-методическое пособие. СПб: КАРО, 2015. 128 с.
4. Новиков А.М. Педагогика: словарь системы основных понятий. М.: ЭГВЕС, 2013. 268с.
5. Кальней В.А., Шишов С.Е., Бухтеева Е.Е. Управление качеством образовательного процесса. М.: ЛОГОС, 2015. 271 с.