ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ УРОВНЯ ИКТ-КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассмотрен опыт сотрудничества между ГАОУ ВПО МИОО и ИИТО ЮНЕСКО в области практического использования системы сертификации международной оценки навыков и компетенций педагогов в области применения информационных технологий в учебном процессе. В статье подробно описываются технологии проведения диагностического тестирование уровня ИКТ-компетентности учителей города Москвы на соответствие требованиям Рамочных рекомендаций ЮНЕСКО по структуре ИКТ-компетентности (UNESKO ICT-CFT) в Первом центре сертификации ГАУО ВПО МИОО. Приведены и проанализированы статистические данные, полученные по результатам тестирования около шести тысяч учителей-предметников Москвы в 2012–2014 гг., выявляются тенденции в динамике результатов тестирования, определяются роль и функции системы тестирования в повышении качества образования.

Ключевые слова:
ИКТ-компетентность учителя, структура ИКТ-компетентности учителей, Рамочные рекомендации ЮНЕСКО, применение ИКТ, тестирование ИКТ-компетентности учителей, Первый центр сертификации ГАУО ВПО МИОО, навыки использования ИКТ, выбор ИКТ-ресурсов, интеграция цифровых технологий в преподавание, использование базовых средств ИКТ в учебном процессе, организация и контроль использования ИКТ в классе, кейс-тестинг.
Текст

В условиях информационного общества возрастает значение ИКТ-компетентности учителей-предметников как интегральной характеристики уровня профессионализма учителя, отражающей его готовность к эффективному использованию средств ИКТ для решения педагогических задач. В стандарте «Педагог» [3] в качестве одного из главных умений современного учителя выделена ИКТ-компетентность: общепользовательская, общепедагогическая и предметно-педагогическая. 

Требования стандарта актуализируют вопрос об оценивании уровня ИКТ-компетентности педагогов. Очевидно, что для такого оценивания недостаточно традиционного тестирования, ориентированного на проверку знаний о технологии использования аппаратных и программных средств ИКТ. Компетентность является системным качеством субъекта профессиональной деятельности, и, следовательно, для его валидного оценивания необходимо учитывать контекст профессиональной деятельности, в которой это качество проявляется. К такой технологии относится кейс-тестинг, т.е. оценка профессиональных знаний и умений с помощью специализированных заданий, отражающих те реальные проблемные ситуации, с которыми сталкивается специалист в процессе своей профессиональной деятельности [1].

Таким образом, внедрение кейс-тестинга как инструмента оценивания ИКТ-компетентности педагогов дает возможность сформировать надежную информационно-аналитическую базу, необходимую системе ДПО для экспертирования и развития программ повышения квалификации в области ИКТ-компетентности педагогов.

Список литературы

1. Балабанова Е.А., Короткова Н.Н., Кузьмин С.Ю. Преодоление формализма знаний с помощью тестирования // Международный журнал экспериментального образования. 2014. № 7. URL: http://www.rae.ru/meo/pdf/2014/7-1/5478.pdf

2. Брушлинский А.В. Субъект: Мышление, учение, воображение. Институт практической психологии, 1996. 392 c.

3. ГАРАНТ.РУ, информационно-правовой портал. http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70435556/

4. Невская О.В., Паромова С.Я., Федорова Ю.В., Уваров А.Ю. Об опыте оценивания ИКТ-компетентности учителей на основе рекомендаций ЮНЕСКО: Рецензируемый сборник научных трудов // Бюллетень лаборатории математического, естественно-научного образования и информатизации. Т. V. Издается по материалам Международной научно-практической конференции «ИКТ-компетентность современного педагога» Москва, МГПУ, 20-21 марта 2013 г. - 29 с.

5. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. URL: http://ru.iite.unesco.org/publications/3214694/

Войти или Создать
* Забыли пароль?