ВОЗМОЖНОСТИ ТЕСТА СМИЛ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОТБОРЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Субъективное мнение лица, проводящего собеседование при приеме на работу, может повлиять на результат. Претендент может готовиться к собеседованию и использовать «социальную маску». Профессиональный отбор проводиться для того, чтобы изначально отсеять людей, не подходящих по личностным качествам. Использование теста «Стандартизованное многофакторное исследование личности» до собеседования поможет провести его более эффективно, задавать целенаправленные вопросы кандидату. Тестирование в компьютерном варианте занимает от 30 до 40 минут. Проведено тестирование 98 мужчин среднего возраста 39,6 ± 2,6 лет и 142 женщин среднего возраста 39,7 ± 2,9 лет, жителей г. Самары. Никто из них не болел выраженными нервно-психическими, психосоматическими или тяжелыми, хроническими соматическими заболеваниями. Полученные данные возможно использовать в качестве нормативных показателей в процессе профессионального отбора.

Ключевые слова:
анкетирование, тест «Стандартизованное многофакторное исследование личности», тестирование мужчин, тестирование женщин, профессиональный отбор.
Текст

При приеме на работу, при наличии вакантных должностей, неизбежен процесс личного взаимодействия работодателя и претендента на должность. Помимо диплома и опыта работы, работодателя, как правило, интересует ряд вопросов: не конфликтен ли данный человек? Насколько высока его работоспособность? Насколько он готов к творческому росту? Насколько он умеет приспосабливаться к коллективу? Насколько он способен, по склонностям своего характера, к данной работе?

Получить ответы на эти и ряд других вопросов возможно, если претенденту предоставить возможность пройти испытательный срок. Однако в современных социальноэкономических условиях, в условиях ужесточившейся конкуренции у ряда предприятий эта возможность уже отсутствует. При личной встрече, если она продолжается длительное время, не всегда даже опытный специалист по кадрам может отличить искреннее поведение и стремления от срежиссированной «социальной маски». В настоящее время существует достаточно много пособий и рекомендаций претендентам для произведения положительного впечатления на потенциального работодателя: по предпочтениям в одежде, прическе, макияже, манере общения, способу представления резюме и оптимизации его оформления. В условиях ограниченного времени достаточно трудно сориентироваться в личностных качествах претендента, оценить, насколько информация, представленная в резюме, соответствует действительности, насколько данный человек отвечает предъявляемым требованиям. Кроме того, человек, проводящий процедуру отбора, всегда имеет субъективное мнение. Пол, возраст, внешний вид претендента, к сожалению, иногда имеют решающее значение в процессе отбора [1, 2, 6, 13]. При помощи традиционного собеседования также не всегда можно спрогнозировать стремления претендента к творческому росту, его коммуникативные возможности [9, 10]. Между тем, существует ряд профессий, где именно способность к коммуникации имеет решающее значение. Практическим навыкам можно обучить и передать полезный опыт в процессе совместного труда, а если человек не обладает коммуникативными способностями, вероятно, ему целесообразно работать там, где работа исключает необходимость общения [4, 5, 7].

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для вузов. М.: Аспект Пресс, 2007. 375 с.

2. Асадуллина Ф.Г., Малюгин Д.В. Ценностные ориентации мужчин и женщин как детерминанты морального выбора // Психологический журнал. 2009. №1. С. 44-51.

3. Дружинин В.Н. Психология семьи. СПб., 2007.

4. Лидерс А.Г. Психологическое обследование семьи. М., 2007.

5. Мотивация человека / Пер. с англ. ООО «Питер Пресс»; научн. ред. проф. Е.П. Ильина. СПб.: Питер, 2007. 260 с.

6. Сатир В. Вы и Ваша семья. Руководство по личностному росту. М., 2002.

7. Сатир В. Психотерапия семьи. СПб., 2006.

8. Собчик Л.Н. Стандартизованный многофакторный метод исследования личности: Методическое руководство. М., 1990. 80 с.

9. Холлифорд С., Уиддет С. Мотивация: Практическое руководство для менеджеров / Пер. с англ. ООО «Пароль». М.: ГИППО, 2008. 180 с.

10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. СПб., 2003.

11. Barker Ph. Basic Family Therapy. London: Granade, 1981. 214 p.

12. Carter E.A., McGoldrick M. The Family life cycle and family therapy: An overview // The family Life Cycle: A framework for family therapy. N.Y.: Gardner Press, 1980.

13. Maslow A.H. Motivation and Personality. New York: Harpaer Row, 1954. 270 р.

Войти или Создать
* Забыли пароль?