МОДЕЛЬ КОМПЕТЕНЦИЙ МЕНЕДЖЕРА В КЛИЕНТООРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Современный этап развития экономики и общества характеризуется повсеместной кастомизацией, возрастанием роли потребителя и его потребностей, а лидировать в глобальной жесткой конкурентной борьбе сегодня могут только те компании, в распоряжении которых есть уникальные интеллектуальные ресурсы. В первую очередь к таким ресурсам относятся компетенции персонала. В связи с этим в современной теории управления человеческими ресурсами особенно активно развивается компетентностный подход. Вместе с тем, существующие модели компетенций не учитывают всех аспектов современного менеджмента и интеллектуализации экономики, среди которых особое место занимает практика управления знаниями, поскольку именно от знаний менеджеров различного уровня зависит качество производимых товаров и услуг, а значит, и конкурентоспособность бизнеса в целом. В статье рассмотрены вопросы реализации принципов современного клиентоориентированного менеджмента посредством использования компетенций и предложена разработанная автором модель компетенций менеджеров, которая отвечает требованиям новой экономики, в которой ключевую роль играют профессиональные знания и квалификация сотрудников в производстве высококачественных товаров и услуг. Данная модель разработана на основе уже существующих и зарекомендовавших себя разработок в данной области управления человеческими ресурсами. За основу автором взята модель компетенций менеджеров «20 граней», однако она полностью переработана, дополнена, расширена, конкретизированы уровни развития каждой из характеристик в указанной модели. Предлагаемая автором модель послужит эффективным инструментом управления человеческими ресурсами, а также управления знаниями при переходе к производству товаров и услуг с высокой потребительской стоимостью.

Ключевые слова:
экономика знаний, управление знаниями, управление по компетенциям, модель компетенций, оценка компетенций.
Текст

Введение

На рубеже XX и XXI вв. научно-технический прогресс достиг беспрецедентных результатов, что обусловило коренные изменения в экономике и жизни общества в целом. Современные экономика и общество характеризуются как общество знаний и экономика знаний (новая экономика). Ведущую роль в процессе воспроизводства приобретает «работник знания» (knowledge worker), или «работник интеллектуального труда» [3], для которого характерно постоянное обучение и саморазвитие и совершенствование профессиональных качеств, а самое главное – средством труда для него служит его собственный интеллект. Поэтому актуальным становится исследование и развитие инструментария оценки и управления работниками интеллектуального труда, среди которых особое место занимает компетентностный подход как комплексная модель, с помощью которой можно реализовать любые направления кадровой политики. В настоящее время уже существует ряд подобных моделей как в России, так и за рубежом, однако они не в полной мере соответствуют условиям развития экономики знаний и современной концепции клиентоориентированного менеджмента. В связи с этим автором была поставлена цель развить модель компетенций, учитывая указанные предпосылки.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили основные положения экономической теории и системного анализа. Методологической базой исследования явились труды ведущих отечественных и зарубежных ученых в области управления по компетенциям [1, 7, 9, 10], а также диалектический и системный подходы. Выполненное исследование базируется на изучении, анализе и обобщении результатов классических концептуальных трудов, достижений ведущих научных школ в области менеджмента, а также моделировании, обобщении, классификации и абстрагировании.

Список литературы

1. Бояцис Р. Компетентный менеджер. Модель эффективной работы. М.: ГИППО, 2008. 352 с.

2. Ветошкина Т. Роль компетенций в управлении персоналом // «Кадровик. Кадровый менеджмент». 2008. № 3. С. 1-18.

3. Иноземцев В.Л. «Класс интеллектуалов» в постиндустриальном обществе // Социологические исследования. 2001. № 6. С. 66-77.

4. Исследование компетенций успешных менеджеров в России. Модель «20 граней»: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.hrm.ru/issledovanie-kompetencijjuspeshnykh-menedzherov-v-rossii--model-20-granejj

5. Королев О.Г. Формирование компетенций менеджеров разных уровней для инновационной экономики // Инициативы XXI века. 2012. № 2. С. 40-48.

6. Лаврищев М.П. Формирование профессиональных компетенций менеджера в условиях глобализации // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. август. C. 131-133.

7. Уиддет С., Холлифорд С. Руководство по компетенциям. М.: Издательство ГИППО, 2008. 228 с.

8. Чернышев Б. Менеджмент в сервисной экономике: сущность и содержание: [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ptpu/16_1_04.htm

9. Sanchez R. Understanding competence-based management: Identifying and managing five modes of competence. Journal of Business Research, 2004, Volume 57, pp. 518-532.

10. Bitencourt C. Managerial competence management - the organizational learning contribution. http:// http://www2.warwick.ac.uk/fac/soc/wbs/conf/olkc/archive/oklc5/papers/i-3_bitencourt.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?