ФОРМИРОВАНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНОЙ РЕЧИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье представлен опыт работы по интегративному дидактическому обеспечению технологической стороны процесса форми рования выразительной речи будущего учителя. Описываются средства искусства, применяемые в рамках данного интегративного дидактического обеспечения. Особое Особое внимание уделено заданиям-упражнениям, используемым в аудиторной и внеаудиторной работе студентов — будущих учителей.

Ключевые слова:
формирование коммуникативной культуры при подготовке педагогических кадров, выразительная речь будущего учителя, средства искусства, задания-упражнения для формирования выразительной речи.
Текст

ЗАДАЧИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА

Один из эффективных путей решения задачи повышения качества школьного образования, поставленной в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года и в Национальной доктрине образования в Российской Федерации на период до 2025 года, — совершенствование системы подготовки педагогических кадров [1; 4]. 

Важной составляющей этой подготовки является повышение коммуникативной культуры как составной части педагогической культуры учителя. В число основных компонентов коммуникативной культуры педагога входит выразительная речь. Между выразительной речью и успешной педагогической деятельностью существует прямая зависимость, обусловленная особенностями восприятия информации школьниками разного возраста. Сформированная выразительная речь делает устное высказывание более эффективным, обеспечивает высокий результат педагогического общения, его познавательной, интерактивной, перцептивной и, собственно, коммуникативной составляющей. Отдельным аспектам обучения выразительной речи студентов — будущих учителей посвящены работы Г.Н. Можайцевой, А.А. Мурашова, Н.Б. Преснухиной, А.И. Савостьянова и др. [2–3; 6–7]. Однако, несмотря на имеющиеся в  науке исследования, нерешенной остается проблема формирования выразительной речи как компонента коммуникативной культуры будущего учителя в течение всего периода обучения в вузе.

Список литературы

1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 12.03.2015).

2. Можайцева Г.Н. Выразительность речи студентов-филологов как фактор совершенствования их коммуникативно-речевой подготовки: дис.... канд. пед. наук. - СПб., 1999.

3. Мурашов А.А. Творческое взаимодействие учителя и учащихся: риторическое обеспечение: дис.... д-ра пед. наук. - М., 1999.

4. Национальная доктрина образования в Российской Федерации на период до 2025 года: [Электронный ресурс]. - URL: http://www.rg.ru/2000/10/11/doktrina-dok.html (дата обращения: 12.03.2015).

5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М.: АЗЪ, 1995.

6. Преснухина Н.Б. Риторические фигуры как средство усиления выразительности учебно-научной речи учителя русского языка: дис.... канд. пед. наук. - М., 2000.

7. Савостьянов А.И. Техника речи в профессиональной подготовке учителя. - М.: Владос, 1999.

Войти или Создать
* Забыли пароль?