ГРАФИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ С ПРИМЕНЕНИЕМ ФОРМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В данной статье рассматривается опыт графической подготовки студентов транспортного вуза в условиях дистанционного обучения, обусловленного пандемией COVID-19 на примере изучения дисциплины «Начертательная геометрия и компьютерная графика». Показано применение электронной образовательной среды BlackBoard и учебно-методических разработок коллектива кафедры и как средство обучения для студентов, включая самостоятельную работу, и как средство преподавательской деятельности для профессорско-педагогического состава. Рассматривается не только дистанционный формат проведения занятий, но и так называемый смешанный формат, когда очно лабораторные или практические занятия проводятся только в малых группах, а потоковые лекции проводятся с применением электронной образовательной среды. Смешанный формат уже после окончания пандемии применяется во многих образовательных организациях постоянно или эпизодически из-за вывода отдельной группы на карантин. В рамках статьи проведен сравнительный анализ, отражающий данные по качеству графической подготовки у студентов, обучавшихся до пандемии, во время и после нее на примере выборок из числа студентов наборов 2019 – 2022 гг. Результаты сравнительного анализа показывают, что значительных колебаний в ту или иную сторону не произошло. Это позволяет сделать вывод, что принятые меры для организации учебного процесса при дистанционном формате проведения занятий позволили сохранить качество графической подготовки студентов. Приведены рекомендации по организации графической подготовки студентов, которые могут применяться преподавателями-геометрами как в сфере высшего образования, так и средне-специального, после возвращения к привычным условиям образовательного процесса.

Ключевые слова:
электронная образовательная среда, BlackBoard, высшее образование, дистанционная форма обучения, геометро-графические дисциплины, начертательная геометрия, инженерная графика, компьютерная графика, COVID-19
Список литературы

1. Абарихин, Н.П. Использование систем трехмерного моделирования при изучении курса "начертательная геометрия" [Текст] / Н.П. Абарихин // Инновационная кластеризация науки и практики в условиях цифровизации: Сборник научных статей по итогам Международной научно-практической конференции, С.-Петербург, 14-15 февраля 2020 года. - СПб.: Санкт-Петербургский гос. эконом-й ун-т., 2020. - С. 76-78.

2. Анамова, Р.Р. Методики и средства обучения для дистанционных занятий по геометро-графическим дисциплинам [Текст] / Р.Р. Анамова, Г.К. Хотина // Наука и школа. - 2021. - № 3. - С. 137-153. - DOI:https://doi.org/10.31862/1819-463X-2021-3-137-153.

3. Бояшова, Е.П. Особенности дистанционного обучения геометро-графическим дисциплинам с использованием методов конструктивного геометрического моделирования [Текст] / Е.П. Бояшова // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - № 3. - С. 46-56. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-3-46-56.

4. Верхотурова, Е.В. Причинно-следственный анализ проблем геометро-графической подготовки обучающихся технического вуза [Текст] / Е.В. Верхотурова, Г.А. Иващенко // Геометрия и графика. - 2022. - Т. 10. - № 2. - С. 60-69. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2022-10-2-60-69.

5. Вольхин К.А. Современная инженерная графическая подготовка студентов строительного вуза [Текст] / К.А. Вольхин // Инновационные технологии в инженерной графике: проблемы и перспективы: сборник трудов Международной научно-практической конференции, Новосибирск, Брест, 19 апреля 2019 года. (Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет (Сибстрин), Брестский государственный технический университет). - Новосибирск, Брест, 2019. - С. 46-50. - EDN WNEDBV..

6. Единый портал интернет-тестирования в сфере образования: [Электронный ресурс]. URL: www.i-exam.ru. (Дата обращения: 10.12.2022).

7. Жуйкова О.В. Разработка и внедрение электронного учебного курса по начертательной геометрии для дистанционного сопровождения образовательного процесса у слабослышащих студентов [Текст] / О.В. Жуйкова, Ю.В. Красавина, Ю.В. Серебрякова, Е.П. Пономаренко. // Педагогический имидж. - 2020. - Т. 14. - № 4(49). - С. 607-618. - DOI:https://doi.org/10.32343/2409-5052-2020-14-4-607-618.

8. Зайцева В.П. Система MOODLE как инструмент реализации компьютерного тестирования и контроля знаний студентов вуза [Текст] / В.П. Зайцева // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6. - С. 344.

9. Игнатьев С.А. Электронная обучающая среда MOODLE как эффективное средство организации обучения начертательной геометрии в условиях пандемии COVID-19 [Текст] / С.А. Игнатьев, А.И. Фоломкин, З.О. Третьякова, К.О. Глазунов // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 3. - С. 52-66. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-52-66.

10. Касперов Г.И. Изучение дисциплин кафедры инженерной графики с использованием средств дистанционного обучения [Текст] / Г.И. Касперов, А.Л. Калтыгин, С.В. Ращупкин // Высшее техническое образование. - Минск: БГТУ - 2018. - Т. 2. - № 1. - С. 85-90.

11. Коннычев Д.В. Опыт дистанционного и смешанного (очно-дистанционного) форматов обучения в ЧОУ ЛИЕН [Текст] / Д.В. Коннычев, А.В. Бирбраер // Информационные технологии в образовании. - 2020. - № 3. - С. 111-114.

12. Киселева Н.Н. Начертательная геометрия: практикум [Текст] / Н.Н. Киселева, Пьянкова Ж.А. - Екатеринбург: УрГУПС, 2015. - 43 с.

13. Легкова И.А. Начертательная геометрия и современные возможности в процессе ее изучения [Текст] / И.А. Легкова // NovaInfo.Ru. - 2017. - Т. 58. № 4. - С. 399-404.

14. Назарова Ж.А. Анализ возможности применения средств электронной образовательной среды для проверки домашних заданий по начертательной геометрии [Текст] / Ж.А. Назарова // Современная педагогика и психология: теория, методика, практика: Сборник материалов VI международной очно-заочной научно-практической конференции, Москва, 21 октября 2022 года. - Москва: Научно-издательский центр "Империя", 2022. - С. 43-49.

15. Назарова Ж.А. Изучение инженерной графики в условиях пандемии COVID-19 [Текст] / Ж.А. Назарова // Инновации в профессиональном и профессионально-педагогическом образовании: материалы 27-й Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 19-20 апреля 2022 года. - Екатеринбург: Российский государственный профессионально-педагогический университет, 2022. - С. 204-207.

16. Назарова Ж.А. Наследие дистанционного обучения в практике графической подготовки студентов [Текст] / Ж.А. Назарова // Наука и инновации: исследование и достижения: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 28-29 марта 2022 года. - Пенза: Автономная некоммерческая научно-образовательная организация «Приволжский Дом знаний», 2022. - С. 65-70.

17. Назарова Ж.А. Начертательная геометрия - неотъемлемая составляющая современного технического образования или пережитки прошлого? [Текст] / Ж. А. Назарова // Современные наукоемкие технологии. - 2022. - № 1. - С. 166-170. - DOIhttps://doi.org/10.17513/snt.39027.

18. Назарова Ж.А. Эскизирование деталей с натуры студентами технического вуза в условиях пандемии COVID-19 [Текст] / Ж.А. Назарова // Материалы IV международной научно-практической конференции "Actual problems of practice and science and methods of their solution", Милан, 31 января - 2 февраля 2022 г. Милан, 2022. С. 429-431. URL: https://eu-conf.com/events/actual-problems-of-practice-and-science-and-methods-of-their-solution/ (дата обращения: 10.12.2022).

19. Пьянкова Ж.А. Организация геометро-графической подготовки студентов с применением электронной обучающей среды MOODLE [Текст] / Ж.А. Пьянкова, В.Б. Полуянов // Инновационные проекты и программы в образовании. - 2016. - № 3. - С. 21-29.

20. Сальков Н.А. Основные причины плохого усвоения начертательной геометрии [Текст] / Н.А. Сальков // Геометрия и графика. - 2021. - Т. 9. - №. 2. - С. 3-11. - DOI:https://doi.org/10.12737/2308-4898-2021-9-2-3-11.

21. Турутина Т.Ф. Применение информационных технологий в методике проверки графической грамотности будущих специалистов [Текст] / Т.Ф. Турутина, Д.В. Третьяков // Геометрия и графика. - 2020. - Т. 8. - № 1. - С. 45-56. - DOIhttps://doi.org/10.12737/2308-4898-2020-45-56.

22. Фисунова, Л.В. Использование возможностей компьютерных и коммуникационных технологий при условиях пандемии COVID-19 в процессе обучения начертательной геометрии [Текст] / Л.В. Фисунова, А.В. Вишневская // Проблемы современного педагогического образования. - 2021. - Т. 70. - № 2. - С. 275-279.

23. Хамракулов, А.К. Организация эффективного использования традиционных и компьютерных технологий в обучении начертательной геометрии [Текст] / А.К. Хамракулов, Б.И. Жамалов // Universum: психология и образование. - 2020. - № 12(78). - С. 4-8.

24. Хубиев, А.И. Совершенствование преподавания основ черчения и начертательной геометрии в условиях реализации компетентностного подхода в обучении [Текст] / А.И. Хубиев // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 3. - С. 90-92.

25. Gavranović, V. (2021) Esp teachers’ perspectives on the online teachingenvironment imposed in the COVID-19 era - a case study // New Educational Review. -2021. - V. 64. P. 188-197.

26. Poluyanov V.B. Structural and functional model of organization of geometric and graphic training of the students / V.B. Poluyanov, Z.A. Pyankova, M.I. Chukalkina, E.S. Smolina // International Journal of Environmental and Science Education. - 2016. - V. 11. - I. 16. - P. 9239-9254. - EDN XFOJYT.

Войти или Создать
* Забыли пароль?