Москва, г. Москва и Московская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Статья посвящена изучению возможностей семикомпонентной модели психологической диагностики информационной стресс-толерантности сотрудников силовых ведомств. На основе контент-анализа проблематики информационно-психологического воздействия на личный состав и оценочных процедур предложен авторский, диагностико-ориентированный подход к феномену «Информационная стресс-толерантность». Информационный аспект стресс-толерантности представлен такими предикторами как «Информационная активность», «Информационный скептицизм», «Информационная неразборчивость», регулятивный аспект – «Сензитивность к информационному стрессу», «Генерация стрессогенной информации», «Стресс-регуляция поведения», «Напряженность конфликта ценности при стрессе». Приводится стимульный материал опросника, а также некоторые психометрические сведения о его апробации среди представителей профессий особого риска. Материал статьи направлен на совершенствование психодиагностического инструментария и психопрофилактической работы экстремальных психологов.
стресс-толерантность, информационно-психологическое воздействие, информационная активность, генерация стрессогенной информации, стресс-регуляция поведения
Актуальность. Прогрессивное развитие общества обусловило то, что современный человек тесно интегрирован в информационную среду. Личность испытывает мощное информационное воздействие, зачастую носящее стрессогенный характер. В одних случаях подобное влияние способствует социализации человека, ускоренному психическому развитию индивида, формированию широты кругозора, гармонизации личности и т.п., в других – дезорганизует и деформирует личность, дестабилизирует психическое состояние, потенцирует различные девиации поведения и социальные конфликты. Информационно-психологическое воздействие может быть преднамеренным, ставя своей целью, например, изменить отношения в обществе, нивелировать целеполагание, добиться определенных моделей поведения. Ориентироваться в многовекторном и постоянно усиливающимся информационном потоке могут далеко не все личности [6, 9 и др.]. Не умоляя роли негативного информационно-психологического воздействия для жизнедеятельности человека в целом, его потенциальная опасность для представителей силовых ведомств множится кратно.
Понятия «Информационно-психологическое противоборство», «Негативное информационно-психологическое воздействие», «Информационно-психологическая оборона» прочно вошли в терминологический оборот экстремальных психологов благодаря трудам ряда отечественных и зарубежных специалистов (В.А. Бодров, Л.П. Гримак, А.Г. Караяни, А.В. Карпов, Л.А. Китаев-Смык, Р. Лазарус, И.Б. Лебедев, И.Г. Малкина-Пых, Н.И. Наенко, Г. Селье и др.). Активно обсуждаются различные модели взаимосвязи информации и стресса [2, 5, 9, 10 и др.] в рамках теорий конфликтов и физиологического стресса, системной и интегративной теорий, теории предрасположенности к стрессу и т.п. Многие из положений, подходов и дефиниций носят теоретико-методологический характер. Однако психопрактика в экстремальной сфере [2] обусловливает потребность операционализации феномена «Информационная стресс-толерантность», поиска предикторов диагностической модели.
В нашем исследовании под информационной стресс-толерантностью будем понимать интегральное личностное образование, появляющееся как отсутствие или снижение реагирования человеком на негативное информационно-психологическое воздействие, как способность сохранять мотивацию и морально-нравственные ценности.
Методика исследования. Цель научного исследования – сформировать диагностически значимую модель информационной стресс-толерантности, разработать и психометрически верифицировать методику психодиагностической оценки этого феномена.
В рамках комплексного исследования применялись слабоформализованные процедуры (контент-анализ, работа в фокус-группах, экспертное оценивание и самооценивание), тестовый инструментарий (авторская методика психодиагностической оценки информационной стресс-толерантности) и методы математико-статистической обработки эмпирических данных (корреляционный анализ). Так, выделение психодиагностического конструкта (предикторов) осуществлялось в ходе анализа нормативных правовых актов и документов, регулирующих правоотношения в сфере информации и ее распространения, литературных источников в области психологии стресса, психологии труда, девиантологии, имиджелогии, психологии безопасности, юридической и военной психологий. В ходе работы трёх фокус-групп по 10 экспертов в каждой («психологи-военнослужащие»; «преподаватели психологии»; «представители сферы бизнесы и сервиса») устанавливались особенности личности и поведения индивидов в условиях активного информационно-психологического воздействия. В пилотажном исследовании по разработке психодиагностической оценки приняло участие 48 человек (39 военнослужащих, 9 сотрудников различных организаций; средний возраст – 29,5 лет (СКО – 7,2), все мужчины). Обследование проводилось в автоматизированной форме на базе АРМ «Психотест» [7]. Статистическая обработка сведений осуществлялась в программной платформе IBM SPSS Statistics v 27.
Результаты исследования и их обсуждение. В результате психометрического исследования были определены ключевые элементы измерительного инструмента – описание, стимульный материал и регистрационный бланк методики, таблица ключей, детализация диагностических шкал, нормативные данные, а также порядок интерпретации данных на парциальном и интегральном уровнях.
Стимульный материал формы «B» представлен 122-пунктной версией опросника с трехвариантными ответами («Верно», нейтральный ответ, «Неверно»), что обусловило компактность работы с ним (продолжительность психодиагностического обследования в бланковой форме в среднем составила 21,1 минуты, в компьютерной форме – 14.7 минут). Ниже приводятся базовые утверждения опросника.
- Иногда мне приходилось переживать гораздо сильнее, чем это было обусловлено ситуацией.
- Противоречивая информация, по моему мнению, требует от человека изменить представление о нравственности.
- Бессмысленно тратить время на анализ происходящего, поскольку «чему быть, того не миновать».
- Полагаю, что в жизни нет таких событий, о которых невозможно не посплетничать.
- В современном мире внимания заслуживает только негативная информация.
- Если у человека существуют проблемы со сном, то они в основном обусловлены переживаниями, накопленными в течение дня.
- Непонимание между людьми возникает гораздо чаще из-за отсутствия информации, нежели из-за её избытка.
- Предложение «Научный прогресс движется неукоснительно и только вперёд» соответствует правилам русского языка.
- В информации важна оперативность, а не её достоверность.
- Информационный стресс – это своеобразное побуждение к жизни.
- Не стоит раздумывать, если к тебе обращаются с просьбой о помощи близкие.
- Новостями обязательно следует делиться с окружающими вне зависимости от вызываемых эмоций.
- Выражение «ложь во спасение» актуально для современного информационного пространства.
- Индивид без актуальной информации ущербен.
- Мой девиз: «У каждого человека в жизни есть стрессы, но не все люди поглощены стрессами».
- К сожалению, мне случалось некорректным высказыванием обижать людей.
- Поведение человека зависит исключительно от информации, которой он обладает.
- Время, потраченное на информационное просвещение индивида, стоит гораздо дороже, нежели сама информация.
- Ощущение дискомфорта в межличностных отношениях ещё не повод для беспокойства.
- Информационный стресс зачастую приводит к конфликту ценностей.
- Преодоление стресса укрепляет личность.
- Считаю, что в любом слухе скрыта правда.
- Избыток актуальной информации является для меня дополнительным источником стресса.
- В современных условиях, чтобы быть успешным, человеку необходима высокая информационная активность.
- Правильно построенное с точки зрения русского языка выражение может быть следующим «Зрительный зал был заполнен».
- Разделяю мнение о том, что обсуждение с окружающими актуальной информации позволяет многим людям успокоиться.
- Если индивид считает, что его семья самая лучшая, значит, он просто не пытался сравнивать её с другими.
- Нет смысла переживать по поводу возможных жизненных трудностей в будущем.
- В информации следует видеть не негатив, а возможности.
- Сохранять самообладание при любых обстоятельствах не означает ограничивать свободу информационного самовыражения.
- Индивид должен в одиночку прорабатывать негативную информацию, не делясь с окружающими соответствующими переживаниями.
- Средства массовой информации не менее опасны, чем средства массового уничтожения.
- Если человек имеет собственное мнение, то нет необходимости получать информацию, противоречащую его позиции.
- В любых ситуациях человек способен контролировать своё поведение.
- Чтобы информация стала знанием, её необходимо не только осмыслить, но и эмоционально проработать.
- Реалистичный взгляд на мир должен быть основан на негативном восприятии информации.
- Каждый индивид должен иметь опыт самостоятельного преодоления стрессовых ситуаций.
- Информация, полученная из известных источников (телевидение, социальные сети, друзья и т.п.), не должна подвергаться сомнению.
- Фраза «Более робкие люди часто одиноки» построена верно.
- Информация как ключ к социальному статусу очень важна для любого индивида.
- Оказаться во власти информационных предрассудков очень просто: порой не замечаешь, как тобой завладевает какая-нибудь нелепая мысль.
- Окружающие зачастую разделяют моё мнение, когда мы совместно обсуждаем разноплановую, порой недостаточно проверенную, но актуальную информацию.
- Вряд ли что-либо может сблизить людей больше, чем разговор по душам.
- Умение преодолевать информационный стресс гораздо важнее, чем стремление его избегать.
- Доверие к информации, основанной на научных данных, должно быть полным.
- Не стоит превращать в самоцель стремление оправдать ожидания своих родственников.
- Иногда информационный стресс помогает выбросить из головы всё лишнее.
- Меня часто тревожат мысли об информационном голоде.
- В ситуации стресса привычный образ жизни теряет для меня смысл.
- Только позитивная информация может сделать человека счастливым.
- Любому человеку необходимо быть чувствительным к информационным угрозам.
- Выявлять и исправлять неточности или ошибки в информации способны лишь только специалисты в определённой области.
- Чтобы успешно преодолевать дефицит, избыток или противоречивость информации, необходимо быть более гибким в жизни.
- Кто ищет информацию, тот ничего не знает.
- Переоценка человеком ценностей во многом инициируется избытком поступающей к нему информации.
- Информационный стресс повышает активность и вариативность поведения человека.
- Важно не то, какой объём информации усвоил человек, а какие чувства она у него вызвала.
- Дефицит актуальной информации следует восполнить, в первую очередь, путём общения с окружающими.
- Реальность в современном информационном мире не пользуется особым спросом.
- Ничто не может нарушить моё душевное равновесие.
- Люди должны владеть информацией вне зависимости от степени её достоверности.
- Когда человек берёт на себя ответственность за своё психическое здоровье, то в его жизни не должно быть места такому явлению как стресс.
- Сведения, размещённые в современных средствах массовой информации, не следует принимать всерьёз.
- Не стоит обращать внимание на тех, кто придерживается слишком оптимистичного взгляда на будущее.
- Работая на результат, неправильно ограничивать себя поиском информации.
- Даже информация, являющаяся источником стресса, имеет для меня ценность.
- Противоречивость информации затрагивает меня не более чем её дефицит.
- Общаясь с окружающими на темы, затрагивающие их интересы, можно всегда компенсировать собственный дефицит информации.
- Если индивид сформировал успешную модель поведения в стрессовых ситуациях, то менять её нет необходимости.
- Индивиду необходимо отделять себя от неприятностей окружающего мира.
- В предложении «Большинство времени люди проводят на работе» нет ошибок.
- Информационный стресс размывает границы дозволенного поведения.
- Считаю, что многие наши переживания лишены оснований.
- Стресс – это индикатор потребности что-то изменить в жизни.
- Чтобы получить возможность проявить себя, индивиду не обязательно обладать соответствующей информацией.
- Нет смысла злиться, если что-либо получается не так, как задумано, – гораздо проще изменить подход к решению проблемы.
- К любой информации следует относиться с опасением и негативом.
- Для того чтобы окружающие понимали переживания человека, ему следует делиться с ними соответствующей информацией.
- В стрессе, как и в споре, можно найти положительное.
- Для меня информация может быть не только предметом торга, но и источником стресса.
- Оптимизм – это недостаток информации.
- Информация о возможной потере родственников способна взволновать любого человека.
- Тривиальная (очевидная, шаблонная) информация не представляет для меня интереса.
- Стресс позволяет взглянуть на мир ценностей с другой стороны.
- Информация должна быть источником, помогающим справится с трудностями, а не средством их распространения.
- Сведения, размещённые в современных средствах массовой информации, отличаются предвзятостью.
- Считаю справедливым, что истинные намерения человека проявляются в момент острого психоэмоционального напряжения.
- Не стоит утруждать себя поиском как причин информационного стресса, так и средств его профилактики.
- Зачастую я привлекаю окружающих тем, что владею актуальной информацией и готов ей с ними делиться.
- Источник информации не имеет значения, если она актуальна.
- Считаю справедливым изречение: «Я знаю, что я ничего не знаю».
- Информация лишней не бывает, но переживать из-за её дефицита неправильно.
- Бессмысленно тратить время на доказательство своей правоты, поскольку это не имеет ничего общего с поиском истины в споре.
- Выражение «В моей жизни стрессовые ситуации сыграли свою функцию» согласуется с правилами русского языка.
- Каждому неравнодушному человеку свойственно переживать из-за мелочей.
- Считаю, что информацию, вызывающую широкий общественный резонанс, необходимо доводить до людей в минимально возможные сроки.
- Находясь под влиянием информационного стресса, следует изменить отношение к происходящему.
- Информация всегда способна приносить человеку пользу.
- Если длительное время не получать информацию, то любые сведения покажутся шедевром.
- Переживание информационного стресса снижается по мере его преодоления.
- В зависимости от желания информации можно придать форму достоверности, а можно – заблуждения.
- Общение на злободневные темы, связанные с различными стрессами, всегда привлекает.
- Считаю, что не следует эмоционально реагировать, знакомясь с негативной информацией о жизнедеятельности.
- Получать информацию необходимо не для удовольствия, а для изменения себя.
- Овладеть навыками преодоления информационного стресса невозможно, главное – не реагировать на него.
- Опасность исходит не от самой информации, а от отношения индивида к ней.
- Любую непроверенную информацию, сообщаемую окружающим и вызывающую у них сильные переживания, следует считать сплетней.
- Переживание информационного стресса забирает ресурсы индивида.
- Если человек становится обладателем какой-либо информации, затрагивающей интересы многих людей, то её следует немедленно сообщить окружающим.
- Считаю пустой тратой времени стремление полностью понять происходящее в современном мире.
- Каждый человек должен эмоционально реагировать на негативные события, отражаемые в средствах массовой информации.
- Положительная тенденция в будущем оказывает более существенное влияние на уверенность в завтрашнем дне, чем негативная тенденция, оставшаяся в прошлом.
- Для меня характерно принимать близко к сердцу любую информацию.
- Считаю, что информация не бывает негативной сама по себе – всё дело в том, как индивид её воспринимает.
- В современном мире информацию следует рассматривать как средство выживания.
- Противоречивая информация не может изменить мою систему ценностей.
- Любая, даже недостаточно достоверная информация заслуживает того, чтобы её немедленно сообщили окружающим.
- Степень полноты информации не имеет принципиального значения по сравнению с оперативностью её получения.
- Считаю, что лучше обсудить с окружающими непроверенную информацию, чем переживать в связи с ней.
- Если при внимательном ознакомлении с информацией, распространяемой, например, в Интернете, обнаруживается грубая ошибка, то соответствующему источнику не следует доверять.
- Обмен негативной информацией с окружающими следует рассматривать как своеобразный подход к повышению статуса человека в обществе.
- Переживания, являясь неким исцеляющим процессом в момент большой информационной нагрузки, приводят к переоценке ценностей человека.
Согласно диагностической методике стресс-толерантность базируется на семикомпонентной структуре, в составе которой выделяются:
1. Информационная активность – это готовность индивида самостоятельно, в достаточном объеме, оперативно и на постоянной основе добывать личностно значимую информацию. При этом принципиального значения не имеет степень её достоверности или полезности, а также возможности реализации на практике. Несмотря на то, что многообразие и постоянное увеличение объема информации не дают однозначного понимания истинной картины мира [1, С. 41], проявляя информационную активность, человек проникается идеей личностной и социальной безопасности, информационной идентичности, снижения чувства безнадёжности или отчаяния. Со временем избыточная информационная активность формирует некоторый психотип информационной зависимости, стремление интегрировать поступающие сведения в экзистенциональное поле личности.
2. Информационный скептицизм – это критически-недоверчивое отношение к информации не зависимо от ее источника или степени достоверности. Данная особенность личности не исключает стремления к получению новых сведений. На первый план выходят: особое (осторожное, предвзятое, установочное, подозрительное, сверхбдительное и т.п.) отношение к информации, сверхкритичность в её оценке, убежденность в «засорённости», некоторый агностицизм [3]. Индивид ориентирован на устранение всех сомнений в информационном поле.
3. Информационная неразборчивость – это стремление к потреблению информации без оценки её качества, своеобразная безвкусица к сведениям. Причины варьируются: от неуверенности личности, некритичности мышления, информационной гипертолерантности, нежелания верифицировать сведения или неорганизованности до когнитивной сложности информационного поля. Подобное разнообразие делает человека уязвимым для перенасыщения, а инфо-гигиена ставится под угрозу.
4. Сензитивность к информационному стрессу – это склонность человека психологически вовлечённо реагировать на информацию, которая выступает своеобразным стрессором. Даже минимальный уровень стрессогенности сведений и ее генерализации в СМИ обусловливает у индивида рост психического напряжения, переживаний, фобий и т.п. [8]. Сензитивность проявляется в форме повышенной внушаемости, ранимости, эмоциональности.
5. Генерация стрессогенной информации – это склонность индивида с разной степень осознанности распространять среди окружающих информацию, оказывающую стрессогенное воздействие на окружающих. В одних случаях процесс генерализации выступает продолжением внутренней работы личности по переработке негативных информационных переживаний, в других – предстаёт способом снятия психологическое напряжение, в-третьих – является умыслом на создание в социуме определенного негативного информационного поля.
6. Стресс-регуляция поведения – это способность человека управлять собственным поведением в условиях интенсивного негативного информационно-психологического воздействия. Реализуется как посредством применения различных копинг-стратегий [4], так в форме индивидуальных моделей преодоления информационного стресса. Низкая способность к стресс-регуляции потенцирует девиантные формы преодолевающего поведения (например, алкоголизация, уход в фейк-реальность, нарушение пищевого поведения и т.п.).
7. Напряженность конфликта ценности при стрессе – это склонность индивида к конверсии информационного стресса в конфликт или конкуренцию ценностей личности. Под влиянием негативного информационно-психологического воздействия происходит своеобразная ревизия интересов, мотивов, целей жизнедеятельности. В фазе максимальной психологической напряженности может инициироваться экзистенциальный или смысложизненный кризис.
Показатели (шкалы) 1-3 отражают информационный аспект стресс-толерантности, 4-7 – оценивают регулятивный аспект. Интегрирование указанных выше компонентов в единую диагностическую модель позволяет достаточно полно описать и оценить степень выраженности информационной стресс-толерантности у сотрудников силовых ведомств. Помимо восьми основных шкал опросник имеет контрольную шкалу («Достоверность»), что существенно повышает его психометрические возможности. В настоящее время диагностическая методика, основанная на семикомпонентной векторной модели информационной стресс-толерантности, проходит масштабное психометрическое исследование. Однако пилотажное исследование на выборке 48 человек показало статистически значимую корреляцию результирующего индикатора (информационная стресс-толерантность) с экспертными оценками (Rs=0,704 при р=0,01) и самооценкой (Rs=0,680 при р=0,01), что указывает на хороший психометрический потенциал диагностического подхода.
Выводы. Проблема негативного информационно-психологического воздействия на сотрудников силовых структур во многом детерминирует успешность их профессиональной деятельности. С позиции психопрактики на первый план выходит потребность в разработке прикладной модели информационной стресс-толерантности, а также соответствующего диагностического инструментария. Векторная модель может быть представлена такими предикторами как «Информационная активность», «Информационный скептицизм», «Информационная неразборчивость», «Сензитивность к информационному стрессу», «Генерация стрессогенной информации», «Стресс-регуляция поведения», «Напряженность конфликта ценности при стрессе». Разработка и верификация диагностической методики направлена на совершенствование работы с личным составом силовых ведомств.
1. Добродинский Д.Г. Информационная активность личности как условие информационной активности общества // Журнал Белорусского государственного университета. Философия. Психология. 2021. № 1. С. 39-43.
2. Караяни А.Г. Информационно-психологическое противоборство в современной войне: учебное пособие. М.: Военный университет, 1997. 64 с.
3. Ладов В.А. Информационный скептицизм и виртуальная реальность // Гуманитарная информатика. 2011. Вып. 6. С. 38-52.
4. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. М.: Изд-во Эксмо, 2005. 960 с.
5. Мухамедьянова А.Р., Ширяев В.Б. Выраженность информационного стресса и способы его оптимизации // Международный научный журнал «Символ науки». 2017. № 03-3. С. 203-205.
6. Немец В.В., Виноградова Е.П. Стресс и стратегии поведения // Национальный психологический журнал. 2017. № 2 (26). С. 59-72.
7. Психологическая диагностика информационной стресс-толерантности военнослужащих (INFORMATION STRESS-TOLERANCE INVENTORY) : Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ RU 2022680462 от 01.11.2022 / В.Е. Петров, Д.О. Головинов, А.Ю. Сергеев, С.Е. Афанасьев, В.В. Филистеев и др.; заявитель и правообладатель Военный университет Министерства обороны Российской Федерации. - № 2022669906; заявл. 25.10.22.
8. Тапалова О.Б., Жиенбаева Н.Б. Психофизиологические корреляты дисстресса // Universum: психология и образование: электрон. науч. журнал. 2018. № 11 (53). С. 12-18.
9. Яковлев Е.В., Леонтьев О.В., Гневышев Е.Н. Психология стресса: учебное пособие. СПб.: Изд-во Университета при МПА ЕврАзЭС, 2020. 94 с.
10. Selye H. The general adaptation syndrome and the diseases of adaptation // Journal of Clinical Endocrinology. 1946. № 6. p. 117-231.