Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Работа посвящена обоснованию сущности авторитета руководителя – командира подразделения. Рассмотрены наиболее часто встречающиеся виды псевдоавторитета, присущие слабым руководителям. Цель статьи заключается в интенции авторов расширить осведомленность курсантов военных учебных заведений – будущих командиров подразделений о проблемах управления подчиненными.

Ключевые слова:
авторитет, руководитель, авиационный командир, управленческая деятельность
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Командир – это, как толкует большой энциклопедический словарь, должностное лицо в Вооруженных Силах, на которое возложено руководство подразделением, частью, соединением.

Командир, в понимании подчиненных, руководитель и помощник, прокурор и адвокат, судья и лучший друг. Он и воспитывает, и обучает, предостерегает от нерадивого поступка, в нужную минуту поддержит добрым словом, а уж если оступишься, то покарает по всей строгости закона. Он проявит в нужный момент заботу о подчиненном, обеспечит социальную защиту и поддержку, как в юридическом, так и в материальном плане. Глубокие знания военного дела позволят минимизировать потери в личном составе и одержать победу в любом сложном боестолкновении. Его авторитет непоколебим. Именно таким мы представляем командира в нашем воображении, таким мы хотим его всегда видеть, с таким готовы служить и делить радость побед и горечь поражений. Именно такого командира можно назвать авторитетным полководцем, за которым подчиненные готовы идти в бой.

Так что же такое авторитет? Каково значение слова авторитет?

Термин образован от латинского слова «auctoritas», что значит «власть, влияние». Что такое авторитет? Дадим два определения:

Авторитет - это высокий статус личности или группы;

авторитет - это общепризнанное неформальное влияние личности, группы, организации на общество.

Авторитет командира играет существенную роль в эффективном управлении воинским подразделением. Его значение в психологическом аспекте состоит в том, что распоряжения и приказы командира, имеющего авторитет среди подчиненных, исполняются с внутренней убежденностью в том, что они правильны и необходимы для оптимального решения задачи в данный момент времени. Командир по уставу является единоначальником, однако, если он обладает знанием военного дела, умеет правильно выстраивать взаимоотношения с подчиненными, то это только усиливает эффективность управления подразделением [5, с. 349]. Соглашаясь с позицией С.В. Яковлева в том, что авторитет педагога положительно влияет на усвоение воспитанниками ценностей культуры [12], мы считаем, что любой командир, пользующийся авторитетом, является для воинского подразделения учителем и наставником во всем. Это касается как профессиональной деятельности, так и воинской дисциплины, а также решения каких-то личных, социальных проблем. Настоящий командир, пользующийся авторитетом у подчиненных – это не только педагог для своего личного состава, но и жизненный пример, образец и эталон руководителя, передающий боевые традиции, которые были заложены нашими предками.

            Авторитет руководителя может быть подлинным и ложным, т.е. мни­мым. Исходя из этой классификации, руководителю важно понимать, что авторитет как явление социальное формируется не в его голове, а в общественном мнении. Командир должен осознавать, что не то главное, что он думает о себе и принимаемых им решениях, а то главное, как оценивают его окружение. Понимание реальности авторитета можно обрести только прислушиваясь к мнению коллектива [1; 2; 4].

            Авторитет руководителя для него самого определяется силой влияния на людей, а для подчиненных – степенью ока­зываемого ему доверия. Признание и доверие к приказу о на­значении на руководящую должность не прилагаются. Они приходят к человеку только в результате добросовестного, честного и упорного труда. Искусственные приемы приобрете­ния престижа не могут привести к успеху [10]. Они способны по­родить лишь псевдоавторитет. Выдающийся советский педа­гог А.С. Макаренко указывал на целый ряд руководителей подобного типа. Рассмотрим некоторые из них.

Авторитет расстояния – проявляется в том, что руководи­телю кажется, будто, чем дальше он от подчиненных, чем ре­же он с ними видится и официальнее держится, тем сильнее его влияние на подчиненных.

Авторитет доброты – проистекает из ложного понимания чуткости и характеризуется низкой требовательностью руко­водителя. Такая «доброта» оказывает подчиненным медвежью услугу, расслабляет волю, наносит большой ущерб и личнос­ти и делу.

Авторитет подкупа – обнаруживается в тех случаях, когда руководитель следует правилу: «Я тебе обещаю то-то, если сделаешь это». Это извращает смысл служебных взаимоотно­шений, порождает угодничество. Деловые отношения в таких случаях принимают форму личной преданности руководителю.

Авторитет резонерства. Резонер – это человек, который любит вести пространные рассуждения нравоучительного ха­рактера. Такие руководители надоедают подчиненным беско­нечными назиданиями, скучными и бессодержательными поучениями.

Авторитет педантизма – означает склонность руководите­ля к мелочной опеке, излишней регламентации решения де­талей, которые прямого отношения к делу не имеют. Чаще всего педантизм проявляется у некомпетентных руководи­телей.

Авторитет чванства – строится на высокомерии руководи­теля, раздутой тщеславной гордости. Лакмусовой бумажкой для выявления чванства является критика: если на нее руко­водитель реагирует бурно, если она влечет за собой взрыв оскорбленного самолюбия, тогда болезнь зашла далеко, руко­водитель оторвался от людей, потерял влияние на них.

Авторитет подавления – самый страшный и дикий, отмечал А. С. Макаренко. Его домогаются люди низкой общей культуры. Основное оружие такого руководителя – непрерыв­ные угрозы применения власти с целью насаждения страха среди подчиненных. Моральная ущербность подобной прак­тики очевидна [3; 7, с. 61-62].

            Если вышестоящий начальник авторитетен и никогда не уходит от личной ответственности, то нижестоящий прила­гает все усилия, чтобы справиться с порученным делом [6, с. 67]. Он прогнозирует будущие события, рассчитывая на успех. И имен­но это компенсирует отрицательные эмоции, связанные с опасениями за выполнение задания. Если же вышестоящий руководитель неавторитетен и склонен перекладывать вину на подчиненных, то нижестоящий опасается оказаться «без вины виноватым», поскольку может ожидать от него разноса по любому поводу, в том числе и за чужие ошибки. В результате он меньше обес­покоен выполнением полученного задания, а тем более – микроклиматом в своем коллективе. Поскольку угроза лично­му благополучию висит над ним как дамоклов меч, он готов выполнить задание даже ценой конфликтов с подчиненными, лишь бы не оказаться в роли «распекаемого». В его сознании прогноз делового поведения работников подменяется про­гнозом поведения начальства [8; 9].

            Тенденция предписывать собственные качества или психические состояния другим людям чаще всего встречается у тех, кто отличается слабой степенью самокритичности и авторитарным типом личности. Они стараются втиснуть все многообразие человеческих качеств в свою упрощенную схе­му, их оценки примитивны и категоричны. Люди такого типа пытаются любым способом приобрести хотя бы мнимый авторитет. Вследствие очевидного стремления добиться уважения окружающих таких людей ошибочно счи­тают гордыми. Однако гордость – уже результат сформиро­вавшейся положительной самооценки, устойчивое убеждение в ценности своей личности.

            Наблюдения показывают, что иногда руководитель, испытывая дефицит определенных способностей, необходимых для управленческой деятельности, глубоко переживает этот факт и прибегает к различным средствам, чтобы компенси­ровать их недостаток [11]. Эти средства могут быть адекватными и неадекватными. Применение последних влечет за собой утрату авторитета среди личного состава и ослабление управленческих функций в подразделении.

            Авторитет обусловлен набором прав, которые дает командиру занимаемая им должность, способен обеспечить примерно 60-65% влияния руководителя на личный состав. Кроме этого, он должен быть лидером, т.е. признан в качестве руководителя «снизу». При наличии авторитета командир всегда может рассчитывать на моральную и материальную поддержку от подчиненных. Это может означать то, что ему не придется задействовать весь свой управленческий ресурс для достижения конечного результата. Для выполнения поставленных целей авторитетному командиру достаточно простого указания. Таким образом, с высоким уровнем влияния, заслуженным авторитетом командиру легко управлять вверенным ему подразделением.

Список литературы

1. Александров А.Н. Теоретические основы социологического исследования авторитета командиров в Вооруженных Силах Российской Федерации / А. Н. Александров, А. В. Сальников // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Общественные науки. - 2018. - № 4(812). - С. 173 183.

2. Волошиненко Л.И. Авторитет командира в управлении подразделением / Л. И. Волошиненко, Э. Р. Капанадзе // Фундаментальные и прикладные исследования в современном мире. - 2018. - № 24. - С. 32-36.

3. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. - М.: Профиздат, 1984. - 248 с.

4. Кармаев А.Ю. Персональный авторитет командира как специфическое условие реализации метода убеждения в воспитании военнослужащих / А. Ю. Кармаев, Р. В. Мишин, И. В. Юдин // Образование. Наука. Научные кадры. - 2018. - № 2. - С. 167 170.

5. Коровин Р.В. 5.8. Модель подготовки будущего офицера к управлению воинским подразделением / Р. В. Коровин // Высшее образование: проблемы и трансформации : Коллективная монография. - Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2019. - С. 344-356.

6. Коровин Р.В. Формирование ответственности у курсантов высших военных учебных заведений / Р.В. Коровин // Научный потенциал. - 2014. - № 1(14). - С. 66 69.

7. Мищенко И.Е. Роль авторитета командира в воспитании курсантов вузов и профилактике девиантного поведения / И. Е. Мищенко // Педагогика и психология в контексте современных исследований проблем развития личности : сборник материалов X Международной научно-практической конференции, Махачкала, 21 февраля 2016 года. - Махачкала: Общество с ограниченной ответственностью "Апробация", 2016. - С. 60-63.

8. Пономарев М.А. Особенности концепций развития патриотических качеств личности в соответствии с уровнем образования / М. А. Пономарев // Вестник Саратовского областного института развития образования. - 2021. - № 3(27). - С. 70-75.

9. Пономарев М.А. Формирование культуры поведения авиационного персонала Вооруженных сил РФ в вопросах раскрытия опасных факторов своей профессиональной деятельности / М. А. Пономарев // Человек. Социум. Общество. - 2021. - № 2. - С. 41-47.

10. Психология успеха и эффективное общение в педагогике / А. Ю. Нагорнова, Л . В. Степаненко, Г. М. Закирова [и др.]. - Ульяновск : ИП Кеньшенская Виктория Валерьевна (издательство "Зебра"), 2022. - 251 с.

11. Шанин С.В. Информационно-образовательное пространство в процессе профессиональной подготовки военного специалиста к управленческой деятельности / С. В. Шанин, Р. В. Коровин, С. А. Шехматов // Человеческий капитал. - 2015. - № 6(78). - С. 74-77.

12. Яковлев С.В. Авторитет педагога и уважение к нему как условие формирования персональных ценностей воспитанников / С.В. Яковлев // Среднее профессиональное образование. - 2008. - № 2. - С. 8-10.

Войти или Создать
* Забыли пароль?