РАЗВИТИЕ АГРОПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА ПЕНЗЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В УСЛОВИЯХ САНКЦИОННОГО ДАВЛЕНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье изложены вопросы, связанные с проблемами АПК Пензенской области в условиях санкционного давления, а также возможности аграриев в обеспечении продовольственной безопасности региона. Приведены примеры программ развития сельского хозяйства по импортозамещению, развитию экономических связей с дружественными странами на взаимовыгодной основе. Рассмотрены проблемы оптимизации производства продукции растениеводства с целью повышения инвестиционной привлекательности сельского хозяйства. В статье приведен анализ динамики роста производства сельскохозяйственной отрасли в Пензенской области. Особое внимание уделено инновационному развитию АПК на основе современных научных разработок. Приведены статистические данные по итогам функционирования отрасли за последние годы, приведены графики экспорта сельскохозяйственной продукции за границу, земельного фонда Пензенской области за 2021 г., сравнение производства и импорта на российском рынке сельскохозяйственной техники в 2018-2021 гг. и т.д.

Ключевые слова:
агропромышленный комплекс, санкции, сельскохозяйственное производство, цифровизация, ЕФИС ЗСН
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Продовольственная программа является самой актуальной задачей. В связи с событиями на Украине во всем мире во многом изменились цепочки поставок продовольствия между странами. Некоторые страны не добирают определенные товары сельскохозяйственного производства (зерно, продукты животноводства и т.д.), среди которых большое количество беднейших стран. Ко всему этому добавились еще и климатические невзгоды, такие как пожары на территории Евросоюза и Индии, из-за которых погибло большое количество сельскохозяйственной продукции. 

В условиях санкционного давления особое внимание уделяется развитию критически важных отраслей экономики, одной из которых является продовольственная.

Мощности АПК России позволяют обеспечивать себя необходимой сельскохозяйственной продукцией. Однако в  некоторых регионах страны делается сильный упор на развитие растениеводства. Для обеспечения крупных животноводческих комплексов необходима серьёзная кормовая база и развитая инфраструктура территорий животноводческих ферм, а также требуется реконструкция уже имеющихся помещений в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами.

Продовольствие является одним из ключевых факторов мировой политики, так как питание является одним из важнейших показателей, определяющих здоровье населения. Продовольственную безопасность нужно рассматривать не только как одну из необходимых гарантий права человека на жизнь, но и как политический фактор, играющий тем большую роль, чем глубже кризис государства и экономики.

В период последствий пандемии, а также февраля 2022 г.  эта тема приобрела особый смысл. Продовольственная безопасность не означает только самостоятельное обеспечение страны продуктами питания. Понятие это гораздо шире - в него входит наличие продовольствия (производство, запасы, потери, экспорт, импорт), доступность, стабильность поставок, продовольственное потребление (оценивается с позиции соответствия фактического потребления нормам по пищевой ценности). В настоящее время продовольственная безопасность выступает определенным индикатором независимости страны в мире. 

По итогам 2021 г. импортёрами российской продукции АПК стали более 160 стран. Структура экспорта продукции АПК России в страны импортеры за 2021 г. представлена на рис. 1 [7].

 

 

Рис. 1. Структура экспорта продукции АПК по странам-импортёрам в 2021 г., %

 

Лидерами среди покупателей российской сельскохозяйственной продукции в 2021 г., как видно из данной диаграммы, выступали страны ЕС. Россия в крупных объёмах поставляла продовольственные товары в Турцию, Китай, Казахстан, Южную Корею и страны СНГ. Кроме того, наша страна является одним из крупных поставщиков товаров в страны Африки.

Одной из самых обсуждаемых тем как в нашей стране, так и в мире - является продовольственный ответ России на западные санкции: запрет на импорт целого ряда продуктов и удобрений.

По поручению Президента планируется выделить на льготное кредитование более 150 млрд руб. поддержки участников АПК. Данные средства  в основном будут направлены на приобретение оборудования и реализацию инвестиционных проектов. Данные меры позволят укрепить устойчивость предприятий важной для экономики отрасли [8].

Одним из важнейших факторов развития агропромышленного производства на современном этапе является техническая оснащенность страны сельскохозяйственной техникой. Сравнение производства и импорта на российском рынке представлено на рис. 2 [7].

Рис. 2. Сравнение производства и импорта на российском рынке сельскохозяйственной техники в 2018-2021 гг. (в млн, шт.)

 

Из данной диаграммы видно, что российский сельскохозяйственный сектор в большей степени зависит от импорта сельскохозяйственной техники из-за границы. Данная диаграмма показывает необходимость России повысить отечественное производство сельхоз. техники. 

За январь-июль 2022 г. производство сельхозтехники в России выросло более чем на 5%. Увеличение производства техники на модели отечественного бренда в текущих условиях является приоритетным, но требует наличие временного фактора и интеграции с дружественными странами.

Одним из главных торговых заграничных партнеров России является Белоруссия. Еще в 2021 г. страны договорились о сближении законодательства в области сельского хозяйства с целью увеличения объемов взаимной торговли сельскохозяйственной продукцией, снятия административных барьеров, обеспечения продовольственной безопасности и совместного научно-технического развития сельского хозяйства [7].

Товарооборот сельхозпродукции и продовольствия между двумя странами в  2021 г. в млн руб. представлен в табл. 1.

 

Таблица 1

Категории

Данные

Товарооборот

2,918

Российский экспорт в Беларусь

792,5

Российский импорт из Беларуси

2100

 

В 2022 г. произошло значительное увеличение товарооборота, особенно в сфере импорта сельскохозяйственной техники. Из 570 тыс. комбайнов, работающих в полях России, доля отечественной и белорусской техники уже составляет около 70%. В силу последних событий можно сделать вывод об увеличении данного показателя в ближайшее время.

Основа белорусского экспорта промышленной продукции в Россию составляет машинокомплекты на сборочное производство СП ЗАО "Брянсксельмаш", где доля белорусского учредителя ОАО "Гомсельмаш" в уставном фонде составляет 51%. Ежегодно более 55% производства данной организации отправляется в Россию. 

Как свидетельствует мировая практика, без поддержки государства сельское хозяйство обречено на диспаритет цен на сельскохозяйственную продукцию к ценам на промышленную продукцию сельскохозяйственного назначения и энергоносители.

Это объективный закон экономики современного мира, обусловленный особой организацией сельскохозяйственного производства в условиях рыночной экономики. На рынке сельскохозяйственной продукции десятки и сотни тысяч мелких производителей, конкурируя между собой, действуют несогласованно.

Большому числу производителей принять согласованное решение значительно сложнее по сравнению с небольшим числом предприятий, которые действуют в каждой отрасли промышленности, тем более по сравнению с крестьянскими (фермерскими) хозяйствами.

Развитие АПК зависит от того, насколько обоснованными будут отношения между государством и хозяйственными формированиями отрасли. Если государство качественно решает эту задачу, то не менее 80% предприятий и организаций агропромышленного комплекса работает эффективно. Таким образом, перед государством стоит задача создания условий для развития и повышения эффективности функционирования предприятий в области АПК.

Для поддержки аграриев виды льгот и господдержки: кредитные каникулы, продление краткосрочных льготных займов,  новые субсидии и гранты для сельхозпроизводителей и крестьянско-фермерских хозяйств, льготное кредитование и лизинг, отсрочка обязательной маркировки молочной продукции для фермеров, упрощенный режим лицензирования для производителей. 

Одной из государственных программ по поддержке аграриев  являются субсидии по определенным направлениям. Это могут быть субсидии на:

- мелиоративные мероприятия;

- покупку элитных семян иди же племенного поголовья;

- модернизацию либо новое строительство объектов АПК;

Помимо субсидий аграрии могут получить и льготные кредиты. Льготная ставка от 1 до 5%. Такие каникулы подразделяются на:

- инвестиционный;

- краткосрочный (на пополнение оборотных средств на срок 1 год);

- льготный кредит под 10% на пополнение оборотных средств могут брать системообразующие агропредприятия (срок до 1 года).

Данные меры несомненно окажут положительное влияние на работу агропромышленного комплекса как в пределах всей страны, так и отельных ее регионов. Одним из самых перспективных регионов АПК является Пензенская область.

В настоящее время Пензенская область представляет собой промышленно-аграрный регион страны. АПК Пензенской области представлен совокупностью отраслей экономики, обеспечивающих производство сельскохозяйственной продукции, ее переработку и выпуск продуктов питания, а также реализацию их потребителям. Большую вовлеченность региона в агропромышленный комплекс отображает наличие земель, пригодных для сельскохозяйственного хозяйства.

На 31 августа 2021 г. информация по распределению земель в Пензенском регионе на категории по признаку целевого назначения представлена  на рис. 3.

 

Рис. 3. Земельный фонд Пензенской области, подразделенный на семь категорий по признаку целевого назначения земель за 2021 г.

Данная диаграмма показывает, что около 71% земельного фонда Пензенской области приходится на земли с/х  назначения. Данная информация говорит о большой вовлеченности региона в аграрное производство.

Такое большое соотношение площадей в пользу сельскохозяйственных земель говорит о большой роли растениеводства в регионе. Производство основных продуктов растениеводства в Пензенской области за 2019-2021 гг. (в тыс. ц.) представлена на рис. 4.

 

Рис. 4. Производство основных продуктов растениеводства в Пензенской области за 2019-2021 гг. (в тыс. ц.)

 

В конец сентября 2022 г. в регионе были получены следующие статистические данные сбора продуктов растениеводства: зерно — 3,16 млн тонн; сахарная свекла — 647 тыс. тонн; подсолнечник — 7,9 тыс. тонн; картофель — 336,7 тыс. тонн; овощи — 56,4 тыс. тонн.

Данные показатели отображают хорошую динамику сбора основных продуктов растениеводства, что крайне важно в текущих условиях. Рост положительной динамики крайне сильно зависит от поддержки властей региона. Субсидии на растениеводство предоставляются аграриям на 1 гектар посевных площадей [5].

Размер субсидии определяется по формуле:

  ,    (1)

где:

Wi - размер субсидии, предоставляемой i-му получателю субсидии за счет средств бюджета Пензенской области и федерального бюджета, руб.;

Vi - посевная площадь сельскохозяйственных культур отчетного года, гектаров;

Сt - ставка на 1 гектар посевной площади сельскохозяйственных культур, руб.

Ставки субсидии и перечень сельскохозяйственных культур определяются Министерством сельского хозяйства Пензенской области. Ставки, утвержденные Министерством, отображенные в приказе Министерства сельского хозяйства Пензенской области от 25 марта 2022 № 99, показаны в табл. 2.

Таблица 2

Ставки субсидий на возмещение части затрат на 1 гектар посевной площади на 2022 г.

Наименование сельскохозяйственных культур

Ставка субсидий, руб.

Овощные культуры открытого грунта:

 

капуста, морковь, огурцы, томаты, чеснок, лук-репка

40 000

пр.

5500

Высокий уровень технической оснащенности  позволяет увеличивать мощности сельскохозяйственного производства с наименьшими затратами времени. В 2023-2026 гг. планируется закупка порядка 256 тракторов, 179 зерноуборочных комбайнов и около 200 машин МАЗ из Республики Беларусь. Данные меры позволят повысить темпы сельскохозяйственного производства и решить частично проблемы нехватки техники в регионе [3].

                                                                                         (2)

где:

Хнэ - норматив потребности для хозяйств со средними для республики условиями (машины общего назначения на 1000 га пашни, специальных машин - на 1000 га посева, посадки или убираемой площади),

Fп - площадь пашни или посева (уборки) сельскохозяйственной культуры хозяйства в га.

Норматив потребности в технике для механизации в растениеводстве для зерноуборочных комбайнов корректируется и примерно составляет 4.1, под зерновые культуры  в 2022 г.  было задействовано 868 тыс. га пашни. Согласно выше приведенной формуле, потребность Пензенской  области в комбайнах составляет:

Общее число комбайнов в Пензенской области на конец 2021 г. согласно информации с сайта Росстата составляет 3021 комбайн. Согласно данной статистике общая нехватка комбайнов составляет порядка 538 штук. Приведенные выше цифры (179) не позволят полностью решить данную проблему в течение ближайших 4-х лет. Ко всему прикладывается устаревание и вывод из рабочего состояния техники.

Для наиболее эффективного решения данной задачи необходимо увеличить закупку сельскохозяйственной техники в 2-3 раза. Получить средства для решения данной проблемы  возможно из прибыли, полученной в результате удорожания сельскохозяйственной продукции и дополнительных субсидий со стороны правительства страны. 

Для устойчивого развития  АПК  следует проводить научно-техническую модернизацию отрасли, цифровизацию, применение программных мер стимулирования сельскохозяйственных производителей, особенно животноводства и переработки продукции, создать условия для увеличения инвестиций в отрасль и обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. Помимо всего вышеперечисленного, следует уделять внимание таможенно-тарифному регулированию экспорта зерновых культур, сахара, подсолнечного масла и удобрений [1].

В последнее время широкое распространение во всем мире получают цифровые, информационные и телекоммуникационные ресурсы, происходит активная цифровизация процессов деятельности различных сфер жизни общества. Сельское хозяйство, как и другие отрасли экономики, распространение цифровых ресурсов не обошло стороной. Данная тенденция развития общества имеет особую актуальность для России в условиях экономических ограничений.

В силу высокой коммуникабельности цифровых ресурсов появляется необходимость введения и увеличения присутствия IT-технологий во все сферы агропромышленного комплекса.

Основные направления цифровизации АПК представлены на рис. 5.

 

Рис. 5. Базовые направления цифровизации АПК

 

Цифровизация способствует увеличению количества и качества получаемой сельхозпродукции, минимизации вложений капитала, повышению производительности сельскохозяйственного производства, уменьшению вредного воздействия на природу и снижению зависимости от человеческого фактора. Грамотное внедрение и использование цифровых технологий приведет к повышению эффективности сельского хозяйства.

Одной из цифровых систем, используемой при ведении сельского хозяйства в России, является ЕФИС ЗСН [4]. Данная система предназначена для обеспечения деятельности Минсельхоза России и других игроков АПК актуальной и достоверной информацией, получаемой в рамках государственного мониторинга земель сельскохозяйственного назначения, включая информацию о местоположении, состоянии и фактическом использовании таких земель, о структуре севооборота и состоянии сельскохозяйственной растительности (рис. 6 и 7).

 

Рис. 6. Отчет о площадях, занимаемых различными культурами, в субъекте федерации в ЕФИС ЗСН

 

 

Рис. 7. Выявление неиспользуемых земель с/х назначения в ЕФИС ЗСН

Система из себя представляет массив больших данных, о землях с/х назначения, состоянии и фактическом использовании каждого земельного участка, которые сгруппированы и расположены по всей карте Российской Федерации.

Данная разработка в будущем позволит будущим или текущим предпринимателям в сфере сельского хозяйства быстро проанализировать актуальную информацию и запланировать возможное открытие, расширение бизнеса. Также из этой информации можно узнать в каком регионе какой вид сельского хозяйства наиболее распространен и чего, может быть, не хватает в данном регионе или что лучше не открывать с учетом особенности территорий. Такая база является довольно эффективным решением в проекте, но на данный момент она выглядит довольно скромной, а главное не очень понятной неподготовленному пользователю.

На основании вышесказанного следует, что основная задача аграриев - максимально минимизировать риски в агропромышленном комплексе и не допускать снижения темпов развития сельского хозяйства в условиях санкционного давления. У РФ огромный экспортный потенциал, который лучше ориентировать на Ближний Восток, азиатский рынок и страны Африки.

Для устойчивого развития  АПК  следует проводить научно-техническую модернизацию отрасли, цифровизацию, применение программных мер стимулированию сельскохозяйственных производителей, особенно животноводства и переработки продукции, создать условия для увеличения инвестиций в отрасль и обеспечить устойчивое развитие сельских территорий. Помимо всего вышеперечисленного, следует уделять внимание таможенно-тарифному регулированию экспорта зерновых культур, сахара, подсолнечного масла и удобрений.

Пензенская область располагает достаточным производственным потенциалом и в значительной степени обеспечивает себя основными продуктами питания. В регионе имеется многоотраслевая пищевая и перерабатывающая промышленность, способная переработать всю производимую в области сельскохозяйственную продукцию, обеспечить население продуктами питания и осуществлять поставки за пределы области.

Развитие экономики Пензенской области как аграрного региона невозможно без развитого АПК, который служит основой  развития экономического потенциала и  источником наполнения бюджета области и, соответственно, оказывающего влияние на благосостояние жителей субъекта РФ в условиях санкционого давления.

Список литературы

1. Постановление Правительства РФ от 10.10.2020 N 1646 «О мерах по обеспечению эффективности мероприятий по использованию информационно-коммуникационных технологий в деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов управления государственными внебюджетными фондами».

2. Доклад о состоянии и использовании земель сельскохозяйственного назначения [Электронный ресурс] // URL: https://rosreestr.gov.ru

3. Тюкленкова Е.П. Современное состояние и развитие АПК Пензенской области [Текст] / Тюкленкова Е.П, Полионова К.В. // Современные проблемы науки и образования - 2014. - №6 . C 71-79.

4. Тараканов О.В. Цифровая трансформация управления сельскохозяйственными землями [Текст] / Тараканов О.В, Киселева Н.А, Маслова Л.А, Шиндяпин М.В // Региональные проблемы преобразования экономики - 2022.- Вып. №3(137). - C. 14-22.

5. Шиндяпин М. В. Мониторинг земель сельскохозяйственного назначения как один из способов развития АПК Пензенской области [Текст]/ Шиндяпин М. В., Тюкленкова Е. П. // Столица науки. - 2021.- Вып.4(33).- C. 177-185.

6. Шиндяпин М.В. Рекультивация нарушенных земель для восстановления их водохозяйственных и растениеводческих целей на примере Пензенской области [Текст]/ Шиндяпин М. В., Тюкленкова Е. П. //Journal of Agriculture and the Environment. - 2021. - Вып.4(20).

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Пензенской области [Электронный ресурс] // URL : https://pnz.gks.ru/

8. Министерство сельского хозяйства Пензенской области [Электронный ресурс] // URL: http: https://mcx.pnzreg.ru/

Войти или Создать
* Забыли пароль?