с 01.01.2017 по настоящее время
Старая Руза, г. Москва и Московская область, Россия
ВАК 5.3.3 Психология труда, инженерная психология, когнитивная эргономика
УДК 159.9 Психология
Современные вызовы и условия службы в системе МВД России предъявляют к личности носителя профессии повышенные требования. Осуществляемая психологическая работа с личным составом органов внутренних дел Российской Федерации достаточно обширна и многоаспектна. Она охватывает все периоды прохождения службы сотрудником, что требует от ведомственного психолога освоения психотехнологии психологической помощи и выработки определенных алгоритмов работы. Автором проводится анализ содержания психологической помощи и понимания конструкта «психологическиие технологии» на современном этапе. На основе анализа многочисленных научных работ, посвященных анализу особенностей построения психологического обеспечения профессионально-служебной деятельности сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации предложены психологические технологии и алгоритмы психологической работы. Цель данной статьи заключается в повышении эффективности и целесообразности проведения психологических воздействий в рамках психологической помощи сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации. Одним из векторов решения данной проблемы может быть освоением и расширением ведомственными психологами репертуара психологических технологий, используемых в психокоррекционной и психотерапевтической работе, что непосредственно связано с укреплением и развитием их профессиональных компетенций.
психологическая помощь, психологическая работа, психологические технологии, психолог органов внутренних дел
Современный этап организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации (далее ОВД) претерпевает новый виток преобразований, обусловленный изменениями в жизни российского общества и геополитическими преобразованиями. Профессиональная деятельность психолога ОВД становится все более многоуровневой и полимодальной, что отражается в нормативных правовых актах МВД России [Постановление Правительства Российской Федерации от 6 декабря 2012 г. № 1259 «Об утверждении Правил профессионального психологического отбора на службу в органы внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 «Об утверждении положения об основах организации психологической работы в органах внутренних дел Российской Федерации»; Приказ МВД России от 25 декабря 2020 г. № 900 «Вопросы организации морально-психологического обеспечения деятельности органов внутренних дел Российской Федерации» и др.]. Спектр осуществляемой психологической работы с личным составом ОВД достаточно обширен и охватывает все периоды прохождения службы, начиная с этапа поступления на службу, стажировки в должности, адаптации к службе, дальнейшего сопровождения в течение всего периода профессионально-служебной деятельности сотрудника, включая его психологическую подготовку к увольнению по достижении предельного возраста. Данный факт требует от психолога ОВД освоения психотехнологии психологической помощи и выработки определенных алгоритмов работы. В многочисленных научных работах подвергались анализу особенности построения психологического обеспечения профессионально-служебной деятельности сотрудников ОВД (А.И. Адаев, Н.В. Андреев, В.В. Вахнина, М.Г. Дебольский, А.С. Душкин, И.В. Жуковская, Ю.Г. Касперович, Е.П. Клубов, А.В. Кононов, Г.К. Копылова, Л.Н. Костина, И.О. Котенев, В.Л. Кубышко, И.Б. Лебедев, М.И. Марьин, Н.И. Мягких, В.Е. Петров, В.М. Поздняков, И.Б. Пономарев, М.В. Пряхина, В.Ю. Рыбников, A.M. Столяренко, В.П. Трубочкин, О.А. Ульянина, С.Н. Федотов, В.Л. Цветков, В.И. Черненилов, В.А. Юренковаи др.), в которых выработан специализированный подход к осуществлению разнообразных психологических мероприятий [6]. Так, в ведомственной психопрактике под психологической помощью принято понимать вид практической деятельности психолога-специалиста, которая выражается в помощи сотрудникам ОВД в самостоятельном преодолении психологических трудностей в освоении служебных обязанностей, выполнении их на должном уровне, привыкании к условиям службы и успешном ее завершении [7].
Отталкиваясь от традиционных направлений психологической помощи (психологическая терапия, психокоррекция и психологическое консультирование), в область психологической помощи постепенно стали включать психопрофилактику, психологическое просвещение, психодиагностику, психологическое консультирование, психокоррекцию и психотерапию. Последнее десятилетие психологическая помощь обогатилась новыми формами: психологическая поддержка (содействие внутренней мобилизации); психологическое ориентирование (улучшение психологической информированности); психологическое ассистирование (подключение психолога к непосредственному преодолению трудностей) и др. В целом, в психологической работе с сотрудниками ОВД, на современном этапе видна тенденция на ориентацию в сторону сохранения психологического здоровья, раскрытия индивидуальности, коррекции личностных затруднений. Свидетельством современной ориентации ведомственной психопрактики на сохранение психологического здоровья стало использование понятия и технологий психологической реабилитации.
Поста раемся выделить основные отличия между психологическими терапией, коррекцией, консультированием и реабилитацией. Каждый из рассматриваемых видов психологической помощи имеет специфический процесс реализации. В психологическом консультировании не предполагается личностных изменений, оно способствует позитивным изменениям отношения клиента к проблеме посредством работы с жизненным опытом, его интеграции в будущее. Результатом психологического консультирования является решение актуальных психологических проблем клиента. Психокоррекция направленна на исправление или компенсацию тех или иных деструкций в личности и поведении, в результате чего происходит гармонизацию личности и повышение эффективности ее функционирования. В психотерапии реализовывается активное и эффективное воздействие на личность клиента, вследствие чего происходит реконструкция, изменение его личности или купирование деструктивной симптоматики, что влечет за собой и повышение возможностей личности в решении ее психологических проблем, и создает условия личностного развития и роста, обуславливающего, в свою очередь, повышение эффективности функционирования личности как в интрапсихологическом плане, так и в межличностном отношении. При психокоррекции и психотерапии эффективность напрямую связана с тем, что психолог должен точно знать, как претворяются в жизнь его рекомендации, основывающиеся на применении диагностики, какие изменения произошли в жизни клиента в результате психологической помощи деятельности. В психологических терапии и коррекции используется психологическое воздействие. Психокоррекция обычно представляет собой среднесрочную помощь, консультирование краткосрочно, и соответственно психотерапия – долгосрочная помощь. Консультирование и коррекция ориентированы на настоящее и будущее клиентов, психотерапия работает с глубинным прошлом, настоящим и ориентирована в будущее.
Психологическая реабилитация рассматривается как комплекс мероприятий, направленный на восстановление психологического здоровья, предполагающий индивидуальный подход к каждому клиенту. Психологическая реабилитация может включать в себя все виды психологической помощи. Психологическая реабилитация предполагает решение следующих задач: нормализация психологического состояния; восстановления психических функций; гармонизация «Я»-образа со сложившейся социально-личностной ситуацией; оказание помощи в установлении конструктивных межличностных отношений; восстановление эффективного социального поведения.
На каждом этапе реализации основных направлений осуществления психологической помощи ведомственным психологам приходится решать непростую задачу по подбору и разработке наиболее эффективных психотехнологий для решения актуальных психологических проблем, возникающих у личного состава ОВД.
Следует отметить, что в настоящее время термин «технология» многогранен, постоянно развивается в своем смысловом конструкте и в соотнесении с другими понятиями. В различных словарях встречаются следующие определения:
- «сложная развивающая система артефактов, производственных операций и процессов, ресурсных источников, подсистем социальных последствий информации, управления, финансирования и взаимодействия с другими системами» [10];
- «практическое применение знания и использование методов в производственной деятельности» [2];
- «совокупность наук, сведений о способах переработки того или иного сырья в фабрикат, в готовое изделие; совокупность процессов такой переработки» [9];
- «совокупность операций, осуществляемых определенным способом и в определенной последовательности, из которых складывается процесс обработки материала, изделия» [8];
- «совокупность производственных методов и процессов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства» [4];
- «система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи» [3]
- «способ реализации людьми конкретных сложных процессов путем расчленения их на систему последовательных процедур и операций, которые выполняются как более-менее однозначно и имеют целью достижение высокой эффективности. …Это система условий, форм, методов, средств и критериев решения поставленной задачи» [5].
Отметим, что с точки зрения Н.В. Бордовской, А.А. Реана: «Ядро любой тeхнологии лежит в четком определении конечной цели, которая рассматривается как ее центральный компонент» [1].
Под психологическими технологиями (психотехнологиями) в данной статье будем понимать вид социальных технологий с учетом особенностей и специфики психологических процессов, качеств, явлений, отношений, возможностей их технологизации. Предметом технологизации будут выступать методы и приемы психологической помощи сотруднику ОВД.
Психолог должен владеть разнообразными видами психотехнологий, уметь их комбинировать и трансформировать, что является особенностью его профессиональной деятельности. Технологии используемые и спроектированные психологом должны опираться на психологические знания и профессиональный опыт и сопровождаться теоретико-методологическими основами, статистическими расчетами, рекомендациями методического или практического плана, осознанностью и конструктивностью применения.
Психологические технологии могут составлять алгоритмы осуществления психологической работы и в тоже время психологическая технология может включать в себя несколько алгоритмов. Под алгоритмами психологической работы следует понимать описание последовательности действий психолога по достижении намеченной цели психологической помощи в конкретной ситуации психологического обеспечения профессионально-служебной деятельности сотрудников ОВД. В целях оптимизации профессиональной деятельности психологов ОВД был разработан ряд алгоритмов по осуществлению мероприятий психологической работы с сотрудниками, нуждающимися в повышенном психолого-педагогическом внимании (табл. 1-7).
Важным процедурным аспектом реализации алгоритмов является соблюдение всех профессионально-этических норм, принципа личной ответственности, профессиональной тайны, обеспечение суверенных прав личности, конфиденциальности психопрофилактической интерпретации результатов диагностики.
Таблица 1. Алгоритм действий при работе с сотрудниками, с низкими адаптационными способностями к условиям оперативно-служебной (учебной) деятельности
Таблица 2. Алгоритм действий при работе с сотрудниками, с признаками нервно-психической неустойчивости
Таблица 3. Алгоритм действий при работе с сотрудниками, имеющими низкий социометрический статус
Таблица 4. Алгоритм действий при работе с сотрудниками, находящихся в неудовлетворительном морально-психологическом состоянии, в том числе обусловленном применением оружия, получением ранения, травмы, увечья
Таблица 5. Алгоритм действий при работе с сотрудниками, находящихся в острой конфликтной ситуации
Таблица 6. Алгоритм действий при работе с сотрудниками, переживающих гибель родственников или близких лиц
Таблица 7. Алгоритм действий при работе с сотрудниками, склонными к аддиктивному поведению
Предложенные алгоритмы направлены на повышение эффективности и целесообразности проведения психологических воздействий в рамках психологической помощи сотрудникам ОВД, с помощью психологических технологий. Апробация предложенных алгоритмов была реализована в ряде подразделений ОВД и показала их действенность и результативность.
В заключении, отметим, что современные вызовы и условия службы в системе МВД России предъявляют к личности носителя профессии повышенные требования: серьезное напряжение психических и физиологических функций, постоянное напряжение волевых усилий, стрессоустойчивость, сложные умственные действия, умение принимать решения в обстановке неопределенности. Все это накладывает повышенную нагрузку на функциональные состояния, работоспособность, продуктивность и эффективность взаимодействий с подчиненными, коллегами, с окружающей средой. Одним из векторов решения данной проблемы может быть освоением и расширением ведомственными психологами репертуара психотехнологий, используемых в психокоррекционной и психотерапевтической работе, что непосредственно связано с укреплением и развитием их профессиональных компетенций.
1. Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика : учеб. для вузов. СПб., 2000. С. 68.
2. Джери Д., Джери Дж. Большой толковый социологический словарь : в 2 т. / пер. с англ. Н.Н. Марчук. М., 1999. Т. 2. (П-Я): С. 428.
3. Новиков Д.А. Методология: словарь системы основных понятий. - М.: Либроком, 2013. - 208 с.
4. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. М., 1992.
5. Подольская Е.А. Методология научных исследований. Терминологический словарь. Харьков. Изд-во НУА 2016. - 124 с.
6. Поздняков В.М. Ориентация юридических психологов на идеалы нормативности и антропосоразмерности: история и перспективы // В сборнике: Юридическая психология: вчера, сегодня, завтра (к 100-летию А.Р. Ратинова). Сборник материалов круглого стола. Москва, 2021. С. 117-133.
7. Психологическая работа в органах внутренних дел : учеб. пособие / В.В. Вахнина [и др.]. М., 2019. С. 16.
8. Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. - 4-е изд., стер. - М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999.
9. Ушаков Д.Н., Волин Б.М. Толковый словарь русского языка : в 4 т. М., 1940. Т. 4. С. 800.
10. Философский словарь / под ред. И.Т. Фролова. 7-е изд., перераб. и доп. М., 2001. С. 519.