ПЕРСПЕКТИВЫ ИНВЕСТИЦИЙ В РОССИЙСКИЙ ТОПЛИВНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС: ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются проблемы влияния политических рисков на международные нефтегазовые компании, деятельность которых осуществляется в России. Кратко дается определение политического риска в рамках инвестиционной деятельности. К стандартным политическим риск-факторам прибавился еще один специфический вид, который инвесторам необходимо принимать во внимание. Речь идет о политике санкций, которую с подачи Вашингтона стал активно поддерживать Брюссель. Санкции как политический риск возникают не внутри страны, куда приходят инвестиции, а во внешнем мире. Таким образом, санкционную политику ведут те страны, чьи компании инвестируют в Россию, создавая дополнительный барьер между властью и собственным бизнесом. Проводится анализ последствий наступления негативных событий, вызванных применением странами Запада политики санкций. При этом политические риски в сложившейся ситуации описываются как для России, так и для международных западных компаний. Приводится ряд примеров реализации политических рисков и тех последствий, с которыми столкнулись крупнейшие нефтегазовые компании мира этой осенью. Отдельное внимание уделено проблемам импортозамещения в энергетическом секторе. Кроме того, ставится вопрос о том, кто в будущем сможет для российских компаний «Роснефть», «ЛУКОЙЛ» оказывать сервисные услуги по бурению скважин на сложных месторождениях.

Ключевые слова:
государственная поддержка, инвестиционный проект, неопределенность, политические деятели, политические риски, политические санкции, риск-фактор, энергетический сектор.
Текст

Россия в 2014 г. столкнулась с новым явлением — политикой применения странами Запада санкций против ряда отраслей и персоналий, которое способно привести к разбалансировке экономики в целом и нанести сокрушительный удар по ее инвестиционной составляющей. Однако любой кризис — это своего рода шанс обратить потери в прибыль. Не является исключением и текущий период — на санкциях можно и нужно извлечь выгоду.

Исследование нынешней ситуации проходит при негативном конфронтационном политическом фоне, когда просчитать все возможные политические последствия можно только предположительно, сделав прогноз о развитии ситуации, о реалистичности которого можно судить лишь со временем. Однако новые политические рамки ставят и новые ориентиры. Большинство исследований влияния политических рисков на инвестиционные процессы описывают теперь только прошлую реальность, возврат к которой практически невозможен. Социально-экономико-политическая система является и инерционной, и адаптивной, что ставит сегодняшнее состояние инвестиционной сферы в России в классификацию неустойчивой политической разбалансировки, с непредсказуемой глубиной негативных последствий [1, с. 12].

В самом общем виде политический риск можно определить как возможность наступления неблагоприятных событий, возникающих в результате принятия и реализации политических решений социальными акторами под воздействием внешних и внутренних факторов. Он есть специфическая характеристика деятельности социального актора в условиях неопределенности и ситуации политического выбора.

Если рассматривать политические риски в области международных отношений, их изучение отражает интерес при управлении экзогенными факторами, которые могут оказывать влияние на рыночные условия. Как заметил Левелин Д. Ховел, «…политический риск есть возможность того, что политические решения или события в стране повлияют на бизнес-климат таким образом, что инвесторы либо потеряют деньги, либо получат меньше ожидаемой доходности, когда инвестиции уже будут сделаны» [2, с. 14]. Для Левелина Д. Ховела это означает анализ исторических и текущих событий, которые могут привести к прогнозированию обстоятельств, из-за которых возникает ущерб. Целью таких прогнозов служит подготовка инвесторов к преодолению таких рисков.

Список литературы

1. Howell L.D. The handbook of country and political risk analysis (3rd edition). East Syracuse. NY: The PRS Group, 2006.

2. Эскиндаров М.А., Миркин Я.М. Риски финансового кризиса в России: сценарии и политика противодействия // Вестник Финансового университета. 2008. № 2. С. 10-21.

3. Brink Charlotte H. Measuring political risk: risks to foreign investment. Published by Ashgate Publishing Ltd., 2012. 200 p.

4. Сеульская Конвенция 1985 года об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций. ООН от 11 октября 1985 [Электронный ресурс]. URL: http://docs.cntd.ru/document/1900505 (дата обращения: 15.12.2014).

5. Симонов К.В. Энергетическая сверхдержава. М.: Алгоритм, 2006. 272 с.

6. Газета.Ру. Газ попал под санкции [Электронный ресурс] URL: http://www.gazeta.ru/business/2014/09/23/6232329.shtml (дата обращения: 23.09.2014).

7. Головкина Е.Ю. Политические риски в инвестиционной оценке нефтегазовых проектов // Научно-аналитический журнал Обозреватель-Observer. 2013. № 2 (277). С. 21-29.

8. МИГ Интерфакс. Санкции пока не затронули работу Shell в России [Электронный ресурс] URL: http://www.interfax.ru/business/397692 (дата обращения: 19.09.2014).

9. Шатилов А.Б. Инновационный проект модернизации России и позиция властной элиты // Власть. 2013. № 9. С. 16-20.

Войти или Создать
* Забыли пароль?