ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-ЦИФРОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КАК ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМОГО КАЧЕСТВА БУДУЩЕГО ПЕДАГОГА НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматривается понятие «информационно-цифровая грамотность» как профессионально значимое качество будущего педагога начального образования, актуальность данного качества для современного педагога и общества в целом. Освещены риски работы с ненадежными источниками информации, а также преимущества использования цифровых образовательных ресурсов, которые становятся эффективным инструментом не только для обучения, воспитания и развития младших школьников, но и для подготовки их к жизни в цифровом обществе.

Ключевые слова:
информационно-цифровая грамотность, профессионально значимое качество педагога начального образования, информационно-коммуникационные технологии, цифровая среда
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Цифровое общество, в котором мы сегодня живем, характеризуется проникновением информационных и цифровых технологий во все сферы жизнедеятельности человека, ускоряющиеся с течением времени изменения рынка труда, устаревание профессий и появление новых. Все происходящие изменения в обществе, науке, технике и технологиях вызывают необходимость изменения трудовых функций и обуславливают появление новых профессиональных обязанностей. Для успешной профессиональной деятельности становятся необходимы такие  профессионально значимые качества, как информационно-цифровая грамотность, коммуникативная культура, мобильность и др.

Данные тенденции, как мы уже отмечали, непосредственно касаются и образовательной системы. В этой связи именно на педагогические образовательные учреждения ложится двойная задача: с одной стороны, необходимо кардинально перестроить профессиональную подготовку будущих педагогов, обеспечив формирование учителя новой формации, обладающего инновационным мышлением, владеющего современными образовательными технологиями, способного организовать учебный процесс с учётом требований информационного общества и обеспечить функционирование образовательной системы в режиме развития, а с другой стороны – педагогические образовательные учреждения должны стать источниками педагогических инноваций в системе общего образования, поэтапно реализуя проекты, направленные на развитие индивидуальных образовательных траекторий и проектной деятельности обучающихся, внедрение информационно-коммуникационных технологий, формирование инновационных образовательных систем.

Все вышесказанное обуславливает необходимость качественной профессиональной подготовки педагогов, в частности педагогов начального образования, от результатов профессиональной деятельности которых зависит уровень развития младших школьников, подготовка их к восприятию многогранного окружающего мира, овладению знаниями, умениями и навыками, необходимыми для включения в различные формы жизнедеятельности.

Практика показывает недостаточную сформированность у обучающихся «умения учиться»: умения добывать информацию, адекватно отбирать и анализировать, выявлять ошибки в полученной информации, оперировать приобретенными знаниями, применять их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Бесспорно, сформировать данные качества способен педагог, обладающий информационно-цифровой грамотностью.

Целью статьи является раскрытие сущности понятия «информационно-цифровая грамотность» как профессионально значимого качества будущего педагога начального образования, его актуальности и значения в профессиональной деятельности педагога.

Требования к информационно-цифровой грамотности педагога определены рядом нормативно-правовых документов: профессиональным стандартом «Педагог» [3], ФГОС общего образования (кадровые условия) [4], Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих России [2, с. 9-10].

Значительное возрастание информационных объемов и доступ к ним большего количества людей не оказывают должного положительного влияния на человека. Личность человека становится более сложной, но и одновременно инфантильной, неспособной взглянуть на проблему с разных точек зрения и главное утрачивает значимые профессиональные и личностные качества.

Определим сущность понятия «информационно-цифровая грамотность». На сегодняшний день данное понятие существует в различных вариациях: информационная грамотность, медиаграмотность, компьютерная грамотность и др. Данные виды понятия пересекаются и дополняют друг друга.

В данной статье понятие «информационно-цифровая грамотность» мы определяем как профессионально значимое качество будущего педагога начального образования, предполагающее наличие знаний, навыков, необходимых для получения, анализа достоверности, оценки, генерирования информации, получаемой из источников цифровой среды.

Актуальным становится вопрос: «Могут ли сегодня будущие педагоги начального образования формировать информационно-цифровую грамотность младших школьников?». Из предыдущего вытекает следующий вопрос: «Обладают ли сами будущие педагоги начального образования достаточным для этого уровнем информационно-цифровой грамотности, иными словами сформировано ли данное профессионально значимое качество у будущих специалистов?».

Необходимо научить будущих педагогов начального образования, которые, в свою очередь, будут передавать полученные знания в профессиональной деятельности младшим школьникам, понимать как устроена цифровая реальность, что будет способствовать контролю «информационного шума», взаимодействию с цифровыми технологиями как источником развития, а не стресса или приобретения недостоверных знаний.

Для того чтобы сформировать навыки у будущих специалистов, педагоги высшей школы должны применять информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и интегрировать информационно-цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями. Информационно-цифровая грамотность преподавателей включает способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах, а также знания и навыки в области образовательной политики, этики применения ИКТ, анализ темпов инноваций в цифровом образовании.

Наиболее распространенным инструментом для оценки уровня информационно-цифровой грамотности будущего специалиста является электронное или цифровое портфолио – собрание электронных свидетельств, собранных и определяемых пользователем, обычно с использованием Web. Каждое электронное свидетельство может включать электронный текст, файлы с изображениями, мультимедиа, данные из блогов и гиперссылки. Электронные портфолио одновременно являются демонстрацией умений пользователя и платформой для самовыражения, а также, если они размещены в Интернете, ими можно динамично управлять на протяжении необходимого времени. Некоторые электронные портфолио имеют установки, позволяющие варьировать степень доступа аудитории, так что их можно использовать для разных целей. Три основных типа электронных портфолио: направленное на развитие; рефлексивное; презентационное.

Сформированность информационно-цифровой грамотности у будущего специалиста позволяет предупредить риски, встречающиеся в цифровой среде: недостоверность, несоответствие содержанию и тематике учебных продуктов, поверхностное знакомство с учебным материалом вместо его глубокого изучения.

Необходимо привить будущим специалистам навыки поиска достоверной информации, поскольку уже сегодня оцифрованы не только учебники и художественная литература, но и разработаны и внедряются в образовательную практику интерактивные карты по географии и истории, коллекции интерактивных заданий к учебно-методическим комплексам, аудиоприложения к учебникам иностранных языков, онлайн-тренажеры, сервисы для учителей для быстрой подготовки и проведения классных работ.

Используя современные образовательные технологии, технологии электронного и смешанного обучения, цифровые ресурсы позволяют повысить эффективность образовательного процесса. Эффективность достигается за счет снижения времени при проверке учителем работ учащихся, а также за счет самопроверки и самооценивания, возможных на основе использования ресурсов цифровых образовательных платформ. У учителя появляется реальная возможность уйти от фронтальной работы со всем классом и организовать самостоятельную работу учащихся.

Таким образом, информационно-цифровая грамотность – профессионально значимое качество будущего педагога начального образования, позволяющее соответствовать требованиям общества с цифровой экономикой и способного передать имеющиеся знания и навыки работы с информацией младшим школьникам.

Список литературы

1. Белов С.В. Формирование информационно-медийной грамотности у студентов средствами преподаваемых дисциплин / С. В. Белов, И. В. Белова // Актуальные вопросы естествознания : V Всероссийская научно-практическая конференция : сб. докл. и науч. ст. - Иваново : ФГБОУ ВО Ивановская пожарно-спасательная академия ГПС МЧС России, 2020. - С. 180-188

2. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (ЕКСД). Квалификационные характеристики должностей работников в сфере образования (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 № 761н) [Электронный ресурс]. URL: http://profstandart.rosmintrud. ru/obshchiy-informatsionnyy-blok/spravochniki-i-klassifikatory-i-bazy-dannykh/eksd/

3. Приказ Министерства труда и социальной защиты российской Федерации от 18.10.2013 N 544 н (с изм. от 25.12.2014) "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)".

4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897) [Электронный ресурс]. URL: https://base.garant.ru/55170507/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

5. Формирование цифровой грамотности обучающихся: Методические рекомендации для работников образования в рамках реализации Федерального проекта «Цифровая образовательная среда» / Авт.-сост. М.В. Кузьмина и др. - Киров: ИРО Кировской области, 2019. - 47 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?