ИНСТРУМЕНТЫ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Рассмотрены сущность и проблемы развития института социального предпринимательства. С учетом продвижения социального предпринимательства как социального вида предпринимательской активности в интересах граждан системно обозначены ключевые его отличительные признаки проявления общественной природы института социального предпринимательства. Определены востребованные инструменты социального предпринимательства в целях устойчивого развития социальных институтов.

Ключевые слова:
социальные институты, социальное предпринимательство, аудит, ресурсы, сущность, фак-торы, проблемы, правовое обеспечение
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Социальное предпринимательство становится современным новым социальным институтом развития бизнес-практик. Цели современных социальных институтов направлены на удовлетворение потребностей домашних хозяйств. При создании условий, удовлетворяющих их потребности, социальные институты регулируют действия всех вовлеченных участников процесса взаимодействия: домашних хозяйств, государства, субъектов социального предпринимательства, производя интеграцию практик, обеспечивая сплоченность, сохранение общественного строя и его традиций. Для социума необходимо получение на регулярной основе достоверной информации о деятельности институтов, решающих его социальные проблемы, в том числе территориального значения. Востребованным для домашних хозяйств является информация, дающая непротиворечивое представление об их правах и обязанностях, социальных процессах и событиях.

Социальное предпринимательство - это современный вид предпринимательской активности, нацеленный на решение социальных проблем. Социальное предпринимательство как вид предпринимательской активности все больше становится популярным, менее рисковым бизнесом при огромной его социальной востребованности [1], сохраняя актуальность организации оперативного контроля [2], аудита проблем предпринимательства, оптимального разумного налогообложения [3, с. 145-146] и прозрачности учета предпринимательства [4, с. 242-245].

Для каждой территории развитие социального предпринимательства является социально-экономическим востребованным бизнесом, способствующим укреплению ее финансовых ресурсов [11, с.58], при этом аудит использования ресурсов становится ключевым направлением эффективного управления [12, с.58].

При исследовании эволюции и аспектов социального института предпринимательства были учтены современные наработки в этой сфере, получившие отражение в трудах Андреева О.В. [5], Мухина А.В. [6], Цораева Д.Б. [7], Шавырина И.В.  [8], Лисевич А.В. [9], Пахомова О.А. [10], Лазарева Н.В. [13], Быкова О.Н. [14], Евдокимова В.А. [15], Бондаренко Д.М. [16], Жукова В.Н. [17] и др.

Основными признаками института социального предпринимательства являются:

–– целевая направленность на решение актуальных социальных проблем;

  • формы социальных инноваций;
  • непрерывная востребованность социального института предпринимательства при автономии и добровольном участии;
  • новаторский взгляд на решаемую социальную проблему;
  • инновационность предпринимательских подходов, не основываясь на владении долей капитала;
  • реинвестирование не менее 50% прибыли в социальные проекты-цели;
  • оперативная оценка последствий вложений и рисков;
  • территориальная распространенность;
  • устойчивость и социальная результативность при значимых рисках достаточности финансового обеспечения;
  • создание социальной ценности;
  • общественная выгода;
  • социальная ответственность участников института социального предпринимательства.

Любой вид предпринимательской активности нацелен на получение финансового прибыльного результата, при этом институт социального предпринимательства выполняет ряд актуальных функций:

миссию социальной поддержки; непрерывность социальных инноваций;

использование скрытых возможностей; повышенная социальная ответственность.

На практике применяются различные сочетания подходов развития института социального предпринимательства: через инновационное ресурсное сочетание; через получение предпринимательского дохода; через поиск непрерывного баланса социальных и экономических создаваемых ценностей. Существующие финансовые трудности бюджетного финансирования развития сферы образования, культуры, науки, здравоохранения требует поиска внебюджетных источников и социальных проектов решения актуальных социально-экономических проблем. Одним из таких институтов и выступает социальное предпринимательство, способное эффективно решать многие социальные проблемы, привлекая дополнительные финансовые ресурсы в социальную сферу (например, уход за пожилыми людьми, трудоустройство инвалидов, социализация мигрантов).

В результате реализуемой социальной миссии институт социального предпринимательства создает социальные ценности на принципах инклюзивности, доверия, социальной востребованности.

Поэтому институт социального предпринимательства, решая проблемы незащищенных граждан, оказывает влияние на социальную стабильность, способствуя снижению социальной напряженности, в том числе через «импакт-инвестиции» в социально значимые проблемы при государственной поддержке, наставничестве и международном сотрудничестве. Прозрачность, отношение к социальному предпринимательству как к проводнику в сообщество социальных идей играет ключевую роль в его устойчивом развитии. Отсутствие деловых навыков и практики оценки рисков является основными проблемами данного сегмента. Социальное предпринимательство - это рентабельные социальные проекты, прогрессивное возможное современное востребованное социальное направление для бизнеса. Общество желает инноваций в социальной сфере и готово к позитивному их восприятию.

Основными направлениями мирового института социального предпринимательства являются следующие:

  • функционирование пекарней с социальными проектами скидок;
  • упаковка и производство изделий;
  • изготовление из пластиковых пакетов сумок Conserve;
  • интеграция обездоленных ищущих работу людей с предоставлением помощи в ее поиске;
  • трудовая адаптация;
  • образовательно-консультационная социальная деятельность детям, семье, пожилым людям;
  • микрокредитование;
  • этический банкинг по управлению интернет-счетами;
  • регуляризация землепользования;
  • получение электроэнергии с использованием ветряных электростанций;
  • лов и продажа рыбы;
  • органическое сельское хозяйство;
  • садоводство;
  • общественное питание;
  • производство бумаги из растительных отходов;
  • изготовление художественных изделий;
  • оказание социальных услуг;
  • помощь в переезде и ремонте;
  • уход за пожилыми людьми;
  • патронажные службы;
  • пансионаты для пожилых людей;
  • организация отдыха, оздоровления;
  • частные детские сады;
  • служба помощи для людей с ограниченными возможностями;
  • курьерская служба;
  • физическая подготовка и спортивные акции;
  • разработка специальной велотехники;
  • выполнение социально-бытовых работ;
  • социально-медицинские услуги;
  • психологическое консультирование;
  • профилактика отклонений в поведении;
  • объединение в сетевые сообщества социальных фирм и мн. др.

Не нужно связывать коммерческие интересы с социальной потребностью. Необходимо понять и обозначить область социального партнерства, внеся в нее наилучшие практики и результаты на долгосрочную перспективу. Институт социального предпринимательства способствует получению социальной ценности работ, услуг, товаров, оказывая вдохновляющее социальное влияние на каждого. Целеопределяющая миссия позволяет заполучить уникальное социальное предложение Unique Selling Proposition для спроса на него потребителей.

Социальные институты есть востребованные инструменты организации жизни домашних хозяйств, сохраняющие преемственность поколений. Принципы справедливости и открытости должны управлять современными социальными институтами.

Общественная природа института социального предпринимательства проявляется в следующем:

  • распространенность социально-общественных практик с трансформаций обществ. Выработанные в институте ценности и принципы с развитием выходят за его пределы.  Социальный, а значит и общественный характер институтов социального предпринимательства обусловлен протеканием жизни в обществе (социуме), поэтому форму организации институтов социального предпринимательства имеют коллективную социальную природу;
  • формирование социальных отношений, моделей поведения из поколений в поколения складываются в социальные институты и трансформируются людьми;
  • ограничивая индивидуальную свободу, институт социального предпринимательства регулирует межгрупповые и межличностные общественные отношения, развивая социум как целое;
  • создание института социального предпринимательства запрограммировано исторически. При росте социальной напряженности, нехватке практической реализации социальных массовых проектов, неудовлетворенности масс, оперативной нерешенности растущих социальных проблем органами власти появляются социальные институты, как, например, потребность в комплексном образовании и получении общественно полезных навыков способствовала созданию университетских образовательных институтов.
  • возникновение института социального предпринимательства обусловлено удовлетворением потребностей общества, его групп, членов;
  • социальные институты формируются на основе норм, стратегии, целей. Сегодня государство осуществляет поддержку социальных проектов посредством: финансовой поддержки малого социального предпринимательства; правового консультирования; инфраструктурной поддержки, включая техно и научные парки. Законодательная основа развития социального предпринимательства сформирована принятием № 245-ФЗ от 26 июля 2019 г., позволившая рассматривать социальное предприятие как СМСП в сфере социального предпринимательства;
  • социальные институты функционируют с определенной степенью автономности, но не изолированно. Комплексность удовлетворения социальных общественных потребностей необходима для непрерывного воспроизводства процесса развития общества;
  • связанность личных достоинств с важностью общественного мнения при высокой социальной мобильности;
  • достижимость общественно полезных целей решения социальных проблем;
  • обеспечение занятости категорий: инвалиды, одинокие, многодетные родители, пенсионеры, выпускники детских домов, освобожденные лица из мест лишения, беженцы, малоимущие, лица без определенного места жительства, при их доле выше 50% и расходах на оплату их труда выше 25%;
  • созидающая направленность на условия, преодолевающие ограничения жизнедеятельности и позволяющая участвовать на равных со всеми членами общества и др.

Современный институт социального предпринимательства сочетает в своей реальности использование различных инструментов, среди которых:

  • аутсорсинг в целях повышения эффективности;
  • e-Business для электронного обмена информацией;
  • social mediamarketing  маркетинг через социальные платформы;
  • search engineoptimization для оптимизации поиска сайта;
  • блокчейн для систематизации и хранения баз данных;
  • бизнес-планирование и enterprise resource planning ERPsystem планирования ресурсов;
  • контроллинг; бизнес-аналитика и др.

Необходимо активно развивать и продвигать институт социального предпринимательства во всех регионах при создающей мультипликативный эффект государственной поддержке.

При этом объединение в социальные предприятия должно производиться исключительно на доброй воле с выполнением требования равенства и социальной полезности.

В целом, необходимо отметить, что развитие института социального предпринимательства с применением современных инструментов способствует решению социальных проблем и устойчивому развитию территорий.

Список литературы

1. Социальное предпринимательство: учетно-аналитические аспекты и практический опыт разных стран / Н. А. Каморджанова, Д. А. Панков, Ю. В. Крупенко [и др.]. – Москва : Общество с ограниченной ответственностью "Издательство "КноРус", 2019. – 252 с. – ISBN 978-5-4365-4018-4. – EDN GNXLXF.

2. Современные подходы к организации внутреннего и внешнего контроля экономическими субъектами / Н. А. Каморджанова, О. М. Серчугина, А. С. Акимов [и др.]. – Москва: Общество с ограниченной ответственностью "Русайнс", 2021. – 500 с.

3. Лазарева, Н.В. Аудит проблем предпринимательства / Н. В. Лазарева // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях : Сборник научных трудов III международной научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23–24 января 2019 года / Санкт-Петербургский государственный экономический университет. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2019. – С. 145-146. – EDN IHQCVD.

4. Лазарева, Н.В. Учет и налогообложение субъектов предпринимательства / Н. В. Лазарева // Стратегии развития предпринимательства в современных условиях : Сборник научных трудов IV национальной (с международным участием) научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 23–24 января 2020 года. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный экономический университет, 2020. – С. 242-245. – EDN AGHTPM.

5. Андреева, О.В. Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства в социальной сфере и развитие социального предпринимательства в экономике России / О. В. Андреева, Т. В. Епифанова // Модернизация предпринимательских систем регионов России как фактор экономического роста: тенденции, вызовы, модели и перспективы. – Ростов-на-Дону : Ростовский государственный экономический университет "РИНХ", 2018. – С. 95-112.

6. Мухин, А.В. Эволюция понятия социального предпринимательства. Основные функции социального предпринимательства / А. В. Мухин // Новые технологии. – 2011. – № 2. – С. 103-106.

7. Цораев, Д.Б. Социальное предпринимательство как инструмент решения социальных проблем / Д. Б. Цораев, О. И. Шаталова // Актуальные проблемы научных исследований : Сборник научных трудов по материалам Национальной заочной научно-практической конференции, Ставрополь, 20 ноября 2019 года. – Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2019. – С. 119-124.

8. Шавырина, И.В. Социальное предпринимательство в системе социально-экономического развития общественных отношений / И. В. Шавырина, И. А. Демененко, О. И. Дивиченко // Социально-гуманитарные знания. – 2020. – № 3. – С. 254-259. – DOIhttps://doi.org/10.34823/SGZ.2020.2.51382.

9. Лисевич, А.В. Базовые аспекты оценки воздействия социального предпринимательства на социально-экономическую систему региона / А. В. Лисевич, Н. Ф. Огнева // Вестник Марийского государственного университета. Серия: Сельскохозяйственные науки. Экономические науки. – 2018. – Т. 4. – № 3(15). – С. 98-105. – DOIhttps://doi.org/10.30914/2411-9687-2018-4-3-98-104.

10. Пахомова, О.А. Социальное предпринимательство как эффективный способ решения социальных проблем / О. А. Пахомова // Вестник научных конференций. – 2015. – № 2-4(2). – С. 111-112.

11. Лазарева, Н.В. Финансовые ресурсы органов местного самоуправления : история, структура, регулирование / Н. В. Лазарева ; Ростовская государственная экономическая академия. – Ростов-на-Дону : Без издательства, 1998. – 127 с. – ISBN 5-7972-0129-1. – EDN JBFMWH.

12. Лазарева, Н.В. Роль правового обеспечения аудита в управлении бюджетными потоками / Н. В. Лазарева // Финансы. – 2001. – № 10. – С. 58-60. – EDN NGTVFJ.

13. Лазарева, Н.В. Управление бюджетными ресурсами территорий / Н. В. Лазарева ; Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов; Кафедра финансов. – Санкт-Петербург : Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов, 2000. – 153 с. – ISBN 5-7310-1282-2. – EDN LWAIMG.

14. Быкова, О.Н. Социальное предпринимательство как социальная инновация / О. Н. Быкова, А. Д. Юдина // Научные исследования и разработки. Экономика фирмы. – 2019. – Т. 8. – № 2. – С. 26-32. – DOIhttps://doi.org/10.12737/article_5d0c995c3fe620.14641290.

15. Евдокимов В.А. Социальные институты в медиапространстве российских регионов / В. А. Евдокимов // Наука о человеке: гуманитарные исследования. – 2020. – Т. 14. – № 2. – С. 35-43. – DOIhttps://doi.org/10.17238/issn1998-5320.2020.14.2.6.

16. Бондаренко Д.М. Социальные институты и базовые принципы организации обществ / Д. М. Бондаренко // Сибирские исторические исследования. – 2021. – № 1. – С. 138-164. – DOIhttps://doi.org/10.17223/2312461X/31/7.

17. Жуков В.Н. З. Фрейд: психология масс и социальные институты / В. Н. Жуков // Право и государство: теория и практика. – 2021. – № 6(198). – С. 175-180. – DOIhttps://doi.org/10.47643/1815-1337_2021_6_175.

Войти или Создать
* Забыли пароль?