НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ «ЗАРУБЕЖНОЕ РЕГИОНОВЕДЕНИЕ» В СПБГУТ ИМ. ПРОФ. М.Ф. БОНЧ-БРУЕВИЧА: КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ СОВРЕМЕННОГО МИРА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Изучению современной Европы и прочих регионов мира сегодня в России уделяется большое внимание, в том числе на уровне высших учебных заведений. Актуальные миграционные, интеграционные, этнические и иные процессы являются неотъемлемой частью проблематики современного мирового зарубежного регионоведения. В широкий круг задач комплексного регионоведения входит не только необходимость изучения европейского континента и прочих регионов мира, но и воспитание нового поколения исследователей с разносторонней гуманитарной подготовкой. В статье авторы делятся опытом изучения современной Европы и иных регионов мира в контексте актуальной специальности высшей школы.

Ключевые слова:
зарубежное регионоведение, междисциплинарные гуманитарные исследования, региональные исследования, высшая школа, высшее образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

Начиная с начала 1990-х гг. Российская Федерация не только активно вошла в мировое образовательное пространство, но и пережила всплеск интереса к целому ряду региональных исследований. Наряду с большим интересом к американистике, востоковедению, европеистике и ряду других направлений, стали появляться и специальности высшего образования, в задачу которых входило воспитание новой генерации ученых, исследователей, специалистов широкого гуманитарного профиля. Рост популярности изучения проблематики международных отношений и зарубежного регионоведения в российском научном и образовательном пространстве стал закономерным следствием многочисленных общественных трансформаций [1, с. 23]. Сегодня наличие программ бакалавриата и магистратуры по международным и региональным исследованиям, центров междисциплинарного изучения различных регионов мира является однозначной нормой. СПбГУТ им. проф. М.А. Бонч-Бруевича не является исключением в рамках этой тенденции, в этой связи университет мыслит себя не только как центр изучения технических аспектов коммуникации и связи, но и как площадка для подготовки кадров в области глобальных, региональных, международных и всероссийских коммуникаций [2].

Вот уже более двадцати лет на базе кафедры истории и регионоведения СПбГУТ осуществляется подготовка по специальности «Зарубежное регионоведение», одного из самых актуальных направлений подготовки высококлассных специалистов гуманитарного профиля, способных к успешной и плодотворной межкультурной коммуникации, построению эффективного межгосударственного сотрудничества, решению вызовов и задач нового, «цифрового» века. Кафедра истории и регионоведения относится к старейшим кафедрам университета, возникшим еще при создании Ленинградского института инженеров связи осенью 1930 г. Ведущую роль в создании современного высоко квалицированного «ядра» кафедры сыграл д-р ист. наук, профессор Н.Ф. Катков, руководивший коллективом преподавателей в 1960–1980-х гг. B 1990 г. кафедру возглавил канд. ист. наук, доцент С.А. Лосев. В связи с подготовкой специалистов в области регионоведения кафедра стала выпускающей (2004 г.), и из кафедры истории была переименована в кафедру истории и регионоведения. В рамках подготовки по специальности «Зарубежное регионоведение» ведутся общепрофессиональные и специальные курсы, связанные с углубленным изучением вопросов мировой политики, международного права, экономики, истории культуры изучаемых регионов и т.п. В сферу научных интересов преподавателей кафедры истории и регионоведения входят вопросы истории и культуры скандинавских и западноевропейских стран, европейской интеграции, международных отношений, актуальных европейских проблем и др.

Отвечая на вопрос о европейских исследованиях в контексте современного зарубежного регионоведения, нельзя не заметить комплексности подхода современных региональных исследованиях в вопросе изучения Европы. Пожалуй, только регионоведение способно охватить и включить в повестку, проанализировать и выработать решения и дать прогнозы по целому ряду актуальных направлений – этноконфессиональному, социально-политическому, экологическому, научно-техническому, миграционному и пр. [3, p. 289]. Современная Европа находится в постоянном динамическом развитии и ее изучение вовсе не сводится сугубо к историческим выкладкам. Изучение современной европейской ситуации требует многочисленных точек зрения, новых принципов и форм изучения [4, c. 25-29]. Возможно, что именно сейчас самое подходящее время для европейских исследований, понимания европейской идентичности, попытки долгосрочного прогнозирования в контексте многочисленных регионов Европы. Как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры, студенты-регионоведы глубоко погружаются в процессы регионализации и интеграции, происходящие в современной Европе, соотносят аспекты внешней и внутренней политики изучаемых государств, знакомятся с глобальными и региональными вызовами экономико-политического развития, рассматривают протекание общемировых процессов на европейском уровне, выделяют европейские регионы в качестве самостоятельных аналитических объектов исследования для решения теоретических и прикладных задач [5, c. 271-285].

Говоря о многочисленных трендах развития современной Европы, представляется справедливым выделить следующие. Во-первых, Европа представляет собой пример успешной интеграции и межгосударственного сотрудничества в большинстве сфер взаимодействия. Вопреки тому, что сегодня идея единой Европы и переживает некоторый кризис, а единое европейское пространство по-прежнему не является гомогенным в политическом смысле, многие регионы мира не достигли даже отдаленного европейского уровня в вопросах единого пространства безопасности, преодоления и охраны границ, политического взаимодействия на разных уровнях и пр. Тем элементам межгосударственности и принципам надгосударственности, которые много лет успешно реализуются на базе Европейского союза и сопредельных стран, еще только предстоит найти свое воплощение во многих регионах мира. Во-вторых, Европа остается важным культурным центром, но не только благодаря общему вековому наследию, но и возникновению новых течений, трендов, направлений, форм самовыражения. Помимо этого, Европа сегодня является центром агностицизма и атеизма, предлагая новое отношение к традиционным религиям и поиску места для них в актуальной культурной повестке и системе ценностей современного человека. В экологической сфере современная Европа явила миру не только ряд экологических вызовов и проблем, но и разнообразие их решений, новый курс во внешней и внутренней политике, основанный на концепции устойчивого развития и более бережного отношения к природе. Список подобных вопросов можно продолжать достаточно долго. Разумеется, большая часть вышесказанного, в той или иной степени, относится и к прочим регионам мира. Важнейшую роль представляют собой азиатские регионы, идет активное освоение арктических территорий различными странами мира, важную роль в мировых процессах продолжает играть североамериканский регион.

Неоднородность мирового политического и экономического пространства решительным образом сказывается на масштабе влияния региональных процессов на глобальный уровень международных отношений. В условиях возвышения новых мировых центров актуализируется проблема комплексного изучения регионов с учетом общемировых трендов [6, c. 305-319], что влечет за собой необходимость проведения всестороннего регионального и кроссрегионального анализа, а, следовательно, порождает и потребность в соответствующих высококлассных специалистах, в том числе, глубоко погруженных в европейские реалии [7, c. 55]. Таким образом, зарубежное регионоведение – аналитическое научное направление, комплексно изучающее внутренние и внешние факторы развития конкретных регионов с учетом международных проблем и явлений, можно признать краеугольным камнем современного комплексного изучения Европы. Методологии зарубежного регионоведения присуща выраженная междисциплинарность: не просто заимствование техник и методов из других областей науки (междисциплинарный подход), но и создание на их основе новых исследовательских концепций; перманентная опора на синтез и синергию истории, международных отношений, страноведения, международной экономики, политической и экономической географии, культурной антропологии и политологии, что в совокупности формирует предметное поле, аналитический инструментарий и понятийный аппарат зарубежного регионоведения как учебной дисциплины и научного направления, способного готовить специалистов, безусловно, преодолевающих вызовы Европы и прочих регионов мира, стремительно идущих в «цифровой век» [8, c. 273-289].

           

Список литературы

1. Гехт А.Б. Зарубежное регионоведение как научно-образовательная программа (на примере кафедры ИРВ СПбГУТ) / А.Б. Гехт // Подготовка профессиональных кадров в магистратуре для цифровой экономики (ПКМ-2020). Региональная научно-методическая конференция магистрантов и их руководителей. Сборник лучших докладов конференции: 1-3 декабря 2020 г. - Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича, 2021. - С. 20-24.

2. Кафедра истории и регионоведения // Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича [Электронный ресурс]. - URL: https://www.sut.ru/education/fakulteti-i-instituti/gf/iirv (дата обращения: 21.09.2021).

3. Schlosser-Berg D. Comparative area studies: epistemological and methodological foundations and a practical application / D. Schlosser-Berg // Vestnik RUDN. International Relations.Vol. 20. Issue 2. 2020. P.288-302.

4. Макаренко В.В. Об объектно-предметном поле регионоведения и его месте в ряду социальных наук / В.В. Макаренко // Сравнительная политика. 2019. № 10(4). С. 12-33.

5. Регионоведение : учебник для вузов / В.А. Ачкасова [и др.] ; под редакцией И.Н. Барыгина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт, 2021. - 391 с.

6. Мировое комплексное регионоведение: учебник / под ред. А.Д. Воскресенского. - М.: Магистр: Инфра-М., 2020. - 416 с.

7. Воскресенский А.Д. Особенности мирового комплексного регионоведения (МКР) как направления в международных исследованиях и методологической платформы для исследования региональной проблематики / А.Д. Воскресенский // X Юбилейный Южно-Российский политологический конвент «Политическая власть в условиях социальной турбулентности: региональные и глобальные аспекты» : материалы Всероссийской онлайн-конференции с международным участием, Ростов-на-Дону, 27-31 октября 2020 года / Отв. ред. Р.А. Пупыкин, К.П. Пилюгина- Ростов-на-Дону : Южный федеральный университет 2020. - С. 54-58.

8. Регионоведение: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Регионоведение», «Международные отношения». Подред. В.А. Дергачёва. М.: Юнити-Дана, 2012. - 312 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?