ВОЛОНТЕРСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО САМОРАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье рассматриваются особенности включения обучающихся в образовательную деятельность объединений социально-гуманитарной направленности. Представлен опыт организации волонтерской деятельности как средства саморазвития обучающихся объединения «Волонтёрское движение» Центра дополнительного образования «Мой выбор» ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа, созданного на базе ГПОУ ЯО Рыбинского транспортно-технологического колледжа. Особое внимание уделяется раскрытию особенностей использования педагогами дополнительного образования идей педагогического сопровождения.

Ключевые слова:
волонтер, волонтерская деятельность, социализация, саморазвитие, педагогическое сопровождение, дополнительное образование
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В условиях развития современного общества, перед системой образования поставлена задача создания условий для саморазвития, обеспечения социализации обучающихся и удовлетворения образовательных потребностей воспитанников. Согласно Федеральному Закону от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) «Об образовании в Российской Федерации» целевой функцией организаций дополнительного образования является создание условий для социального развития, реализации способностей к самовоспитанию, саморазвитию и формирования социальных качеств личности [5]. Это становится возможным посредством  включения обучающихся в деятельность волонтерских объединений.

В педагогике большой вклад в разработку вопросов социального воспитания внесли Л.В. Байбородова, А.В. Волохов, И.С. Кон, Т.В. Макеева, А.В. Мудрик, М.И. Рожков, Т.Н. Сапожникова, И.Ю. Тарханова, И.И. Фришман и др.

Обратимся к понятию саморазвития обучающегося – это процесс качественного, целенаправленного, сознательного изменения его личностной сферы, обусловленный внутренними механизмами самосознания, самоорганизации и самооценки и переходом на более высокие уровни развития в пространстве собственной плодотворной деятельности и активного поведения под воздействием внешних условий и внутренних противоречий [3].

По мнению М.И. Рожкова саморазвитие это процесс реализации молодым человеком собственного проекта совершенствования необходимых ему качеств [4].

Так, И.В. Иванова раскрывает готовность обучающихся к саморазвитию как сформированность личности, способной прожить жизнь на основе экзистенциального выбора,  осознающего его смысл и реализующего себя в соответствии с этим выбором [2].

Вопросами изучения особенностей социального воспитания обучающихся посредством включения их в деятельность детских общественных организаций занимается А.В. Волохов. Его концепция основывается на личностно-ориентированном подходе, предполагающем создание условий для социального развития и самореализации ребенка в системе социальных отношений на основе его субъектности, совместной деятельности детей и взрослых, расширения сферы общения, а также формирования рефлексивной позиции ребенка. Он также признаёт  необходимость реализации ребенком собственной социальной роли в детском объединении и рефлексию собственной самореализации, самокоррекции отношений и форм участия в детской организации [1].

Учёные Б.З. Вульфов, В.Д. Иванов, П.Н. Осипов, Н.М. Таланчук  акцентировали внимание на необходимости формирования у воспитанников собственной позиции, системы взглядов и убеждений, ценностных ориентаций, способности к самовоспитанию и саморазвитию, как признаков индивидуальности человека, его уникальности.

Мы разделяем точки зрения учёных, и считаем что саморазвитие обучающихся это сложный и противоречивый процесс, который протекает в ходе социализации, под воздействием внешних и внутренних сил, свойственных человеку через включение в деятельность волонтерских объединений в организациях дополнительного образования, взаимодействие с окружающими  и собственную активность.

Волонтерская деятельность обеспечивает развитие общественной активности, инициативы, создаёт благоприятные условия для саморазвития, способствует формированию свойственных возрасту качеств личности и успешной социализации.

Дополнительное образование сегодня является пространством возможностей для саморазвития обучающихся. Значительным преимуществом данной системы перед другими институтами формального образования является наличие персонализации педагогической деятельности за счёт выбора воспитанниками видов занятий на основе собственных интересов и способностей.

С этой целью в Центре дополнительного образования «Мой выбор» ГПОАУ ЯО Ярославского педагогического колледжа (далее – Колледж) функционирует объединение социально-гуманитарной направленности «Волонтёрское движение». Участники объединения  осваивают особенности волонтерской деятельности по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе  (далее – Программа) на базе ГПОУ ЯО Рыбинского транспортно-технологического колледжа. Благодаря руководителям профессиональных образовательных организаций Ярославской области Трифанову Вадиму Юрьевичу и Лаврову Михаилу Евгеньевичу объединение существует с сентября 2013 г. Возглавляет данное объединение педагог дополнительного образования Прытков Дмитрий Андреевич.

Следует отметить, что отличительной особенностью данной Программы является то, что в процессе её освоения создаются условия для саморазвития обучающихся, реализации способностей, приобретения собственного социального опыта, ценностных ориентаций, формирования готовности обучающихся разрешать  социально значимые проблемы через участие в социальных, экологических, гуманитарных, культурно-образовательных, просветительских и других проектах и программах.

За время деятельности волонтерского отряда ежегодно увеличивается количество студентов, желающих стать участниками данного объединения. В 2015 г. впервые отряд пополнился школьниками.

На протяжении восьми лет волонтерский отряд принимал участие и становился победителем в мероприятиях городского, областного, федерального и международного уровней: Кубок России по снегоходному кроссу; мероприятия в г. Рыбинске, посвященные Дню Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.; уборка и обновление аллеи Славы и обелиска памяти; шествие «Бессмертный полк»; акция «Георгиевская ленточка»; мероприятие по организации пункта питания на Деминском лыжном марафоне «Worldloppet»; городской конкурс «Лучший волонтерский отряд г. Рыбинска»; Всероссийская программа «Арт-Профи Форум».

Деятельность волонтерского отряда тесно связана с региональной молодёжной политикой, реализуемой совместно с Департаментом образования Ярославской области, ГАУ ЯО «Дворец молодежи», Департаментом по физической культуре, спорту и молодежной политике г. Рыбинска, военно-патриотической организацией «Центр Патриот», МАУ «Молодежный центр «Максимум».

Одним из значимых  событий в жизни  объединения «Волонтёрское движение» стало участие совместно с отрядом «Лиза Алерт» в поисках, пропавших детей в поселке Песочное в феврале 2014 г. Ребята в течение двух дней в составе поискового отряда шаг за шагом обходили отведенные для поиска участки.

Кроме участия в общественных мероприятиях различного уровня воспитанники объединения становятся участниками авторских социально-значимых проектов. Примером данной деятельности может выступать реализуемый на протяжении шести лет проект «Помощь ветеранам труда и Великой Отечественной войны в микрорайоне Слип».                            

Ежегодно обучающиеся являются участниками семинаров для молодежного актива городского округа г. Рыбинск по программе «Формула успеха» и «Школа молодежного актива», а также участвуют в проекте «Деловая молодежь». В 2016 г. в качестве поощрения за активную работу стала поездка на информационно-образовательный семинар регионального молодежного проекта «Команда76» в село Львы Ростовского района Ярославской области.

На протяжении нескольких лет активные обучающие объединения являются членами молодежного Совета городского округа г. Рыбинск и выступают главными участниками многих городских и областных мероприятий в разных направлениях: спортивные, патриотические, трудовые, творческие.

Участниками объединения становятся обучающиеся, желающие заниматься волонтерской деятельностью. «Лицом» волонтера является волонтерская книжка, в которой указываются сведения о социальной активности волонтера, сведения о поощрениях и о дополнительной подготовке.

С весны 2016 г. волонтеры регулярно являются участниками курсов «Школа вожатского мастерства» по подготовке педагогических кадров для работы в учреждениях отдыха и оздоровления детей в летний период,  после окончания обучающиеся работают вожатыми в период летних каникул.

При проведении занятий руководитель волонтерского отряда использует идеи педагогического сопровождения воспитанников,  выстраивает индивидуальную образовательную траекторию для каждого воспитанника исходя из способностей, возможностей, особенностей характера. Педагог сопровождает процесс личностного становления обучающихся, создавая условия для  их саморазвития.

Применяя идеи педагогического сопровождения, педагог выступает в роли наставника, консультанта или советника. Основными формами педагогической деятельности становятся консультации и этические беседы (индивидуальные или групповые), как по инициативе педагога, так и самих обучающихся.

Обучающиеся Центра дополнительного образования «Мой выбор», прошедшие обучение и освоившие Программу «Волонтерское движение», получают свидетельства об окончании обучения в объединении.

Таким образом, стоит отметить, что обучающимся объединения  «Волонтёрское движение» предоставляется возможность удовлетворения потребностей в самореализации, самостоятельном поиске социальных ролей, создается полноценное пространство воспитывающей среды, социальной активности и мобильности, развития социально-значимых качеств личности, что способствует саморазвитию и успешной социализации.

В заключение вспоминаются слова Д. Дьюи: «Добрая школа – это хорошо, умная школа – это великолепно, но ребенок должен быть еще и подготовлен к жизни».

Список литературы

1. Волохов, А.В. Теория и методика социализации ребенка в детских общественных организациях: дис. ... док. пед. наук: 13.00.01 / Волохов Алексей Васильевич. Ярославль, 1999. 467 c.

2. Иванова И.В. Саморазвитие личности подростков в процессе социально полезной деятельности // Ярославский педагогический вестник. - 2019. - №4. - С15-22

3. Пикулик О.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях сетевого взаимодействия: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования / Пикулик Ольга Викторовна - Саратов, 2013. - 24 с. - URL: https://www.sgu.ru/sites/default/files/dissnews/synopsis/2013/11/22/pikulikov.pdf (дата обращения: 20.10.2021)

4. Социально-педагогическое сопровождение саморазвития старшеклассников // Социально-педагогическое сопровождение саморазвития и самоорганизации детей и взрослых: материалы международной конференции / отв. редактор М.И. Рожков. - Ярославль: ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2014. С.178-282

5. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 24.03.2021) "Об образовании в Российской Федерации". URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 10.04.2021).

Войти или Создать
* Забыли пароль?