Совершенствование методического обеспечения формирования и распределения финансовых ресурсов высшего образовательного учреждения в Российской Федерации
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Цель – разработка практических рекомендаций по планированию расходов учреждения высшего образования в соответствии с имеющимися в распоряжении финансовыми ресурсами. Методологической основой работы является эмпирическое исследование опыта российских вузов в области распределения затрат, связанных с организацией учебного процесса на этапе их планирования. Исследование показало, что недостатком используемой в настоящее время вузами методики распределения бюджетных средств является сохранение принципа затратного финансирования в части определения средней заработной платы профессорско-преподавательского состава образовательного учреждения. В результате обобщения существующей методики распределения формируемого фонда оплаты труда вуза предложен вариант ее корректировки с целью оптимизации затрат, обеспечивающих функционирование учебного процесса. Доработанный таким образом механизм определения средней заработной платы может стать основой комплексной методики расчета и формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава учреждения высшего образования точно в соответствии с имеющимися финансовыми ресурсами, полученными в рамках нормативно-подушевого финансирования и в полном согласии с его принципами. Данный вариант заключается в использовании на практике преимущества способа формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава от численности студентов и установленного законодательно норматива доли фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава в выделенной государственной субсидии на подготовку студентов в рамках государственного задания, который на сегодняшний день носит рекомендательный характер. Поскольку объем выделенных в рамках субсидии средств по конкретному направлению подготовки обучающихся за счет средств бюджетных ассигнований не может быть выше поступления финансовых ресурсов от внебюджетной образовательной деятель­ности по аналогичному направлению, то данный методический подход можно использовать как для определения экономической целесообразности сетевого сотрудничества с другими вузами, так и для образовательных программ с внебюджетным финансированием. Практическое использование предложенных методических разработок позволит вузу повысить прозрачность и эффективность распределения финансовых ресурсов, определить экономическую целесообразность сетевого сотрудничества для каждого конкретного случая и, как следствие, увеличить эффективность финансово-хозяйственной деятельности высшего учебного заведения в целом. Перспективы будущих исследований могут быть связаны с дальнейшим критическим осмыслением идеологии нормативно-подушевого финансирования в направлении более глубокого обоснования целесообразности перехода к сетевому сотрудничеству вузов.

Ключевые слова:
нормативно-подушевое финансирование, профессорско-преподавательский состав, фонд оплаты труда, комбинированный подход к определению ФОТ ППС вузов, сетевое сотрудничество вузов
Список литературы

1. Климов А. А. Нормативно-подушевое финансирование вузов. Экономика образования. 2007. № 3. С. 22-27.

2. Боровская М. А., Ястребова О. К., Цветкова А. В., Михалькова Е. Е. Групповые нормативы затрат по специальностям и направлениям подготовки как ключевой этап реформы финансирования вузов. Высшее образование в России. 2012. № 6. С. 3-14.

3. Avetisyan I. A. The problems of financing of higher education in modern Russia. Economic and Social Changes: Facts, Trends, Forecast, 2013, (1): 94-106.

4. Пещанская И. В, Хоминич И. П. Риск неэффективного использования бюджетных средств в условиях перехода на нормативно-подушевое финансирование и усиления финансовой самостоятельности вузов. Вестник Российского экономического университета им. Г. В. Плеханова. 2013. № 9. С. 14-22.

5. Гурьев О. В. Финансирование учреждений образования. М.: Лаборатория книги, 2009. 129 с.

6. Каверн И. В. Нормативно-подушевое финансирование высшего образования. Советник в сфере образования. 2014. № 2. С. 18-23.

7. Розина Н. М., Зуев В. М. Нормативно-подушевое финансирование высшего образования: концепции и реалии. Вестник Финансового университета. 2015. № 3. С. 122-135.

8. Богомолова И. С., Боровская М. А., Задорожняя Е. К. Совершенствование финансового обеспечения деятельности вузов. Фундаментальные исследования. 2015. № 2-3. С. 538-542.

9. Чернова Е. Г., Ахобадзе Т. Д., Малова А. С., Салтан А. А. Модели финансирования высшего образования и эффективность деятельности университетов. Эмпирическое исследование европейского опыта и отечественная практика. Вопросы образования. 2017. № 3. С. 37-82. https://doi.org/10.17323/1814-9545-2017-3-37-82

10. Дьячкова А. В., Кулькова Л. И. Финансирование образовательного учреждения: поиск оптимальной бизнес-модели. Современные проблемы науки и образования. 2019. № 2. URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=28762 (дата обращения: 01.02.2021).

11. Рогова Т. М. Проблемные вопросы в финансировании высшего образования. Образование. Наука. Научные кадры. 2020. № 4. С. 234-236. https://doi.org/10.24411/2073-3305-2020-10245

12. Гукова А. В., Дорждеев А. В., Кизатова Н. А., Лосев А. Г., Лосева Н. В. Модель формирования фонда оплаты труда профессорско-преподавательского состава вузов. Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 46. С. 2-11.

13. Ястребова О. К. Развитие нормативного бюджетного финансирования высшего образования. Финансовый журнал. 2015. № 1. С. 41-51.

14. Корольков С. А., Лосев А. Г., Тараканов В. В. Управление образовательными программами через внедрение учебно-­финансовых планов. Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 4. С. 49-55. https://doi.org/10.15826/umj.2016.104.027

15. Лосев А. Г., Корольков С. А., Тараканов В. В. Модель финансового обеспечения выполнения целевых показателей эффективности работы вуза. Университетское управление: практика и анализ. 2017. Т. 21. № 6. С. 49-57. https://doi.org/10.15826/umpa.2017.06.074

16. Васюнина М. Л. Финансовое обеспечение вузов: анализ проблем и направлений развития. Экономический анализ: теория и практика. 2018. Т. 17. № 1. С. 116-130. https://doi.org/10.24891/ea.17.1.116

17. Стребков С. Г. Вектор развития нормативно-подушевого финансирования высшего профессионального образования в России. Вестник НГИЭИ. 2020. № 9. С. 54-72. https://doi.org/10.24411/2227-9407-2020-10084

18. Неретина Е. А. Сетевое взаимодействие - основа динамичного развития вузов. Высшее образование в России. 2013. № 4. C. 128-133.

19. Матюкин С. В., Кревский И. Г. Формы и механизмы сетевого взаимодействия вузов и реального сектора экономики в области образовательной и инновационной деятельности. Современные проблемы науки и образования, 2013. № 6. URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=11100 (дата обращения: 01.02.2021)

20. Сухристина А. С., Безруков А. Н., Зиятдинова Ю. Н. Разработка модели сетевого взаимодействия региональных вузов. Современные проблемы науки и образования. 2016. № 4. URL: https://science-education.ru/article/view?id=24928 (дата обращения: 28.05.2021)

21. Дмитриев В. С., Иванова В. С., Мертинс К. В. Сетевая форма организации образовательного процесса с применением электронного обучения. Международный журнал экспериментального образования. 2015. № 7. С. 33-36.

22. Malinauskas R. K., Pozeriene J. Academic motivation among traditional and online university students. European Journal of Contemporary Education, 2020, 9(3): 584-591. https://doi.org/10.13187/ejced.2020.3.584

23. Byankin A. S., Burdakova G. I., Babkin A. V. Strategies of digital transformations of higher educational institutions: Experience, methodological aspects of choice and implementation. Current problems and ways of industry development: equipment and technologies, eds. Shakirova O. G., Bashkov O. V., Khusainov A. A. Springer, Cham., 2021, vol. 200, 389-397. https://doi.org/10.1007/978-3-030-69421-0_42

24. Нагаев Г. В., Кизиль Е. В. Пути улучшения финансового обеспечения высших учебных заведений. Ученые записки Комсомольского-на-Амуре государственного технического университета. 2020. Т. 2. № 1. С. 103-106.

25. Корольков С. А., Решетникова И. М., Тараканов В. В. Модель проведения финансовых расчетов при сетевой форме реализации образовательных программ. Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 3: Экономика. Экология. 2014. № 5. С. 99-107. https://doi.org/10.15688/jvolsu3.2014.5.10.

26. Rothkopf Е. Z. Costs of asynchronous distance ventures. Economics of Education Review, 22(4): 439-443. https://doi.org/10.1016/S0272-7757(03)00029-3

27. Vilaseca J., Castillo-Merino D. Economic efficiency of e-learning in education: An industrial approach. Intangible Capital, 2008, 4(3): 191-211. http://dx.doi.org/10.3926/ic.88


Войти или Создать
* Забыли пароль?