ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К ИННОВАЦИОННОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РОССИИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Проводимые в социально-экономической системе России реформы обуславливают выбор вектора ее развития и темпы модернизации существующих экономических структур, системы отношений и институтов и замену их новыми форматами, адекватно отвечающими внешним вызовам и угрозам устойчивому экономическому росту и развитию страны. Устойчивый экономический рост и развитие социально-экономической системы обеспечиваются, прежде всего, созданием, функционированием и развитием адаптированной к современным условиям жизнедеятельности государства и общества институциональной среды, обеспечением притока в экономику масштабных объемов инвестиций и инноваций, формированием эффективной системы государственного управления на всех уровнях власти и т.д. Вместе с тем, очевиден факт: одна из основных причин несостоятельности осуществляемых в России трансформационных, рыночных и структурных преобразований состоит в том, что участие государства в реструктуризации национальной экономики и регулировании социально-экономических процессов было весьма ограничено. Для современной России структурные и трансформационные преобразования, проходящие в ней, должны анализироваться, в том числе, в контексте инновационной трансформации ее социально-экономической системы. В статье рассматриваются специфические характеристики и особенности управляемого на институциональной основе перехода отечественной экономики на инновационный путь развития, активизирующего и стимулирующего инновации к экономическому росту.

Ключевые слова:
социально-экономическая система, трансформационные преобразования, инновационная трансформация, инновации, институциональная среда, факторы институциональной среды
Текст

Глобальный переход к шестому технологическому укладу, базисом для развития которого являются информационные, коммуникационные и когнитивные технологии, а также нано- и биотехнологии, очевидно, сопровождается формированием общества постиндустриального типа развития, обуславливающего, в том числе, построение принципиально новой структуры социально-экономических систем. В последние годы, в связи с изменением векторов и приоритетов развития социально-экономических систем, трансформационные процессы в инновационной сфере приобрели общемировую тенденцию, обозначив траекторию их  развития (движения) по пути инновационной трансформации. Одним из ключевых императивов устойчивого развития социально-экономической системы, формируемых в связи принятием новой воспроизводственной парадигмы, является создание и развитие ее структуры, соответствующей современным тенденциям, включая постиндустриальные, которая должна быть ориентирована на продуцирование и эффективное внедрение инновации [5].

Научно-технический прогресс и ускоренные темпы развития современной науки и технологий в результате обеспечили ускоренный переход целого ряда западных стран в инновационный вектор развития, тем самым, обозначив и актуализировав  важнейшую для Российской Федерации проблему активизации использования всего многообразия механизмов и инструментов для прорыва в развитии ее научно-технологической и социально-экономической сфер. Глобализация процессов трансформации национальных социально-экономических систем, обуславливающих  смену вектора их развития, а также  исследования, проводимые научным сообществом, все более сконцентрированы на преобразованиях трансформационного характера, протекающих в социально-экономической системе, на которые оказывают значительное воздействие инновационные факторы, а повышательная фаза экономического цикла – инновационная волна, которая предопределяет начало становления нового технологического уклада, инновационную восприимчивость, продуцирование инноваций –  максимальна.

В этом контексте, установление и исследование инновационных факторов трансформации социально-экономической системы России позволяет понять их сущностные категориальные характеристики с позиции закономерностей, процессов развития и тенденций современных трансформационных преобразований. Исследование  различных  теоретико-концептуальных и методологических подходов  к  определению  сущностной характеристики такой категории как «трансформация», применяемой в отношении  социально-экономических систем, позволяет сделать вывод о том, что  характерным для понимания этого явления  является процессы преобразования форм жизнедеятельности социально-экономической системы, охватывающие разные стадии ее  функционирования и развития. В качестве обоснования данного утверждения, можно отметить, что базисом для трансформации содержательной категориальной характеристики  любой системы выступает трансформация ее формы, структуры и реализуемых ею функций.

Способность социально-экономической системы изменяться под воздействием факторов внешней и внутренней среды, приводит к тому, что  ее форма и содержания также трансформируются. Процесс трансформации направлен на структурные преобразование социально-экономической системы, связанные с изменением функционирования механизмов, обеспечивающих равновесное состояние самой системы, отношений собственности, развитие и совершенствование институциональной и правовой компоненты,  модернизации производственных процессов в контексте приоритетных направлений развития науки, техники и технологий и, с учетом, изменяющихся приоритетов хозяйствования в различных отраслях национальной экономики.

В целом, трансформация социально-экономической системы представляет собой процесс, характеризующийся  качественным преобразованием всех ее составляющих элементов и структур, обусловленных переходом самой системы в принципиально иное, отличное от предыдущего состояние. Такой переход предусматривает прохождение адаптационного периода развития социально-экономической системы в совершенно новых условиях, обусловленных воздействием факторов  внешней и внутренней среды [5].

Вместе с тем, необходимо отметить, что трансформационные преобразования и совершенствование системы отношений в институциональной сфере России, осуществляемые в целях перевода отечественной экономики с сырьевой ориентации на инновационный путь развития, стали, в своем роде, катализатором, запустившим процессы, в основе которых лежат теоретико-методологические исследования и системный анализ институциональных подходов, описывающих и раскрывающих механизм инновационной трансформации социально-экономической системы России.

Очевиден факт, что в условиях переходного периода именно государству отведена главная роль в регулировании всех процессов трансформационного характера. Государством формируется правовое поле, регламентирующее и регулирующее развитие национальной социально-экономической системы, а также  многообразие экономических трансакций, и обеспечивающее их функционирование. Однако, функции государства подвергаются изменению под воздействием процессов, обуславливающих смену одного технологического уклада на другой, ввиду того, что процесс инновационной трансформации социально-экономической системы, как правило, сопряжен, в первую очередь, с поддержанием постиндустриального сектора национальной экономики и, параллельно, стимулированием  развития ее индустриального сектора.

Таким образом, основополагающими функциями государства являются трансформационные преобразования и совершенствование институциональной сферы отношений в целях достижения высокого уровня технологического развития национальной социально-экономической системы и повышения эффективности ее функционирования.

В этой связи, представляется важным исследовать институциональные подходы, регулирующие трансформационные преобразования инновационного характера, обуславливающие функционирование и развитие социально-экономической системы России в стратегической перспективе. Очевидно, принятие институциональной парадигмы, лежащей в основе исследования инновационной трансформации социально-экономической системы России, объясняется  значительной зависимостью отечественной инновационной сферы от уровня развития институциональной среды, ввиду высокой степени влияния (как положительного, так и негативного) различных институтов на общую эффективность развития инновационного процесса [3].

Одним из приоритетных типов развития национальной социально-экономической системы, базирующейся на принципах и механизмах функционирования системы экономических соглашений в контексте организации процесса воспроизводства инноваций с учетом действующих институтов, представляется социально-экономическая система инновационного типа развития, характерными чертами институционализации которой становятся экономический рост, усиление конкуренции, наукоемкость  и высокий уровень интеллектуализации сферы производства и обращения. Иными словами, функционирование и развитие экономики инновационного  типа, на основе построения институциональной системы, включающей совокупность  формальных и неформальных институтов, призвано обеспечить генерирование, продуцирование и диффузию инноваций, а также осуществлять регулирование механизма взаимодействия всех заинтересованных сторон и участников, вовлеченных  в процесс инновационного развития национальной социально-экономической системы.

Инновационная трансформация социально-экономической системы, по нашему мнению, может быть рассмотрена   на основе изучения ключевых категорий институционального характера, среди которых можно выделить:

-   институциональную среду, представляющую базис для организации и развития инновационной деятельности и обуславливающую  установление законодательных и нормативно-правовых полномочий;

-   институциональные преобразования, представляющие базис формирования и развития системы экономических соглашений в целях инновационной трансформации национальной социально-экономической системы, а также  регулирования деятельности соответствующих институтов;

-   транзакционные издержки, рассматриваемые в качестве специфической черты организации и развития инновационной деятельности.

В этом контексте, становится очевидным, что функционирование российской экономики по инновационному типу развития должно осуществляться, в первую очередь, за счет институциональной трансформации, формирующей институты инновационного развития, обеспечивающие генерацию, продуцирование, аккумулирование и коммерциализацию  инноваций. Основой для построения и развития  инновационной экономики является институциональная среда, формирующая  соответствующий вектор развития, устанавливающая и регулирующая систему социально-экономического взаимодействия и формы взаимоотношений между всеми участниками   инновационного процесса. Вместе с тем, необходимо отметить, что ведущим институтом развития отечественной экономики продолжает оставаться сырьевой сектор России. По мнению А. Б. Аюрзанайна, особенностью современной институциональной среды российской экономики является «доминирование импортируемых институтов развитой рыночной экономики при упразднении прежде достаточно эффективных институтов в угоду институциональным изменениям» [1].

Российской модели развития экономики присуще наличие различных барьеров институционального характера (например, неформального как  институт коррупции), которые были сформированы еще в процессе рыночной трансформации социально-экономической системы.  Это свидетельствует в том числе, о несоответствии и неадаптированности отечественной институциональной среды инновационному вектору развития  экономики России, что практически не позволяет активизировать и стимулировать инновационную деятельность предпринимательских структур, а также сферу высшего образования, некоммерческих  организаций  в рамках финансирования НИОКР.

К факторам институциональной среды, тормозящим процесс вовлечения отечественных негосударственных секторов общественного производства  в инновационную сферу, прежде всего, по мнению автора, относятся: 

1.      Отсутствие «рамочного» законодательства, в котором были бы представлены все грани применения науки: производство, образование, фундаментальные и прикладные исследования;

2.      Отсутствие эффективных механизмов и инструментов регулирования сферы коммерциализации инноваций,  в том числе, посредством активизации процесса формирования и развития венчурного бизнеса, а также обеспечения защиты интеллектуальной собственности и др.;

3.      Слабый уровень стимулирования инновационной деятельности экономических субъектов со стороны государственных институтов власти и управления, прежде всего, в налоговой сфере. 

В случае, если инновационная трансформации не влечет за собой преобразования  институционального характера, это может, в конечном счете,   привести к утрате социального капитала, а нарушение макроэкономического равновесия в масштабах национальной социально-экономической системы, в целом, чревато снижением (потерей) степени социального доверия между экономическими субъектами рынка, продуцирующими (генерирующими) инновации и осуществляющими деятельность в инновационной сфере» [4].

Как следствие, следует ожидать увеличение стоимости транзакционных издержек на осуществление инновационной деятельности в экономической сфере и  снижение уровня эффективности сферы инновационного финансирования со стороны государства, в том числе, снижение объемов финансирования   НИОКР, отказ (снижение доли участия) в финансировании проектов государственно-частного партнерства и т.д. В свою очередь, снижение уровня транзакционных издержек на осуществление инновационной деятельности экономическими субъектами рынка, в рамках организуемого государством процесса финансирования  инноваций  в соответствии с разработанными и принятыми критериями, ограничивающими сферу инновационного финансирования, по мнению автора, может рассматриваться в качестве одного из ключевых индикаторов оценки  эффективности финансирования инноваций со стороны государства, а также укрепления институциональной среды, призванной ускорить инновационную трансформацию  социально-экономической системы России [2].

Таким образом, можно констатировать, что инновационная трансформация социально-экономической системы России должна обеспечиваться посредством проводимых в стране институциональных преобразований, направленных на построение институтов инновационного развития, основными функциями которых  должны стать генерирование, продуцирование, внедрение и коммерциализация инноваций. Оказывая воздействие на социально-экономическую систему страны, инновационные институты обуславливают выбор стратегического вектора ее развития и устанавливают институциональные границы для всех участников процесса ее инновационной трансформации.

Список литературы

1. Дудин, М. Н. Сущность и специфика инновационных трансформаций социально-экономических систем [Текст] / М. Н. Дудин, А. Е. Горохова // Известия Московского государственного технического университета МАМИ. - 2019. - Т. 1, № 4 (18). - С. 43-47.

2. Добындо, М. Н. Определяющие факторы инновационной трансформации социально-экономических систем в современных условиях [Электронный ресурс] / М. Н. Добындо, О. А. Доничев, Е. Ю. Страхов // Экономический анализ: теория и практика. - 2009. - №19 - Режим доступа: https://www.lawmix.ru/bux/25819 (дата обращения 07.07. 2022).

3. Иванова, Е. В. Технологическое развитие российской экономики: проблемы и перспективы [Текст] / Е. В. Иванова // Теоретическая экономика. - 2018. - №4 (46). - С. 68-75.

4. Каминская, А.О. Инновационные факторы трансформации социально- экономической системы России [Текст] / А.О. Каминская // Актуальные проблемы и перспективы развития экономики: тезисы докл. XVIII Всеросс. с межд. участием научно-практ. конф. / под ред. Н.В. Апатовой. - Симферополь, 2019. - С. 80-82.

5. Наука. Технологии. Инновации: 2020 / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://issek.hse.ru/db_STI2022 (дата обращения: 10.07.2022).

6. World Bank. 2021. The Human Capital Project [Электронный ресурс] // World Bank : оfficial website. - Режим доступа: https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/30498 (дата обращения: 10.07.2022).


Войти или Создать
* Забыли пароль?