АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРАВОВЫХ ЗАДАЧ В ПОМОЩЬ БИЗНЕСУ В КОНТЕКСТЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ИНФОРМАЦИЮ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье дан анализ современных разработок компании «Гарант», которые используются в предпринимательской деятельности. Отмечены имеющиеся аналоги в системе КонсультантПлюс. Поскольку процесс развития рыночной экономики в нашей стране ставит новые задачи перед разработчиками, в компании «Гарант» созданы сервисы, автоматизирующие правовые задачи и позволяющие экономить время специалистов и средства предпринимателей. Обозначены проблемы доступа к указанным ресурсам и возможные пути их решения для обеспечения конституционного права на информацию.

Ключевые слова:
справочная правовая система, правовая информация, предпринимательская деятельность, сервисы LegalTech, Интернет, право на информацию
Текст
Текст (PDF): Читать Скачать

Использование современных информационных ресурсов зачастую является залогом успешного и прибыльного развития бизнеса. В данном случае имеются в виду и сеть Интернет, и облачные сервисы, и современное программное обеспечение, и наличие доступа к ресурсам справочно-правовых систем.

В предпринимательской деятельности «появляются новые субъекты и объекты правоотношений, меняется инфраструктура рынка, обновляются бизнес - модели. Новые явления нуждаются в надлежащем юридическом оформлении, перед юридической наукой ставится задача правового обеспечения новых бизнес-процессов» [1]. Ведущие справочно-правовые системы ГАРАНТ и КонсультантПлюс стараются не отставать от современных запросов. Появляются новые продукты, позволяющие автоматизировать рутинные процессы, использовать современные технологии и необходимые информационные ресурсы в предпринимательской деятельности. Фактически, доступ к необходимым предпринимателю ресурсам становится удобным, а сама информация уже обработана и готова к использованию.

«Очень важно то, насколько быстро, своевременно и наименее трудозатратно предприятие получает необходимую для развития ему информацию. Данная информация может включать в себя следующее:
- нововведения в законодательстве и в общем актуальные нормативно-правовые документы;
- мониторинг рынков цен конкурентов, поставщиков;
- системы поддержки со стороны государства, необходимая информация госструктур;
- социально-экономическая информация;
- новости научно-технического прогресса в разных областях;
- современная обстановка в сфере экономики и бизнеса и др.» [2].  

Вся перечисленная информация действительно необходима не только предприятию, но и любому предпринимателю. В соответствии с п. 4, ст. 29  Конституции РФ «Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом», и каждый предприниматель вправе получить информацию для успешного функционирования и развития своего бизнеса.

Многочисленные исследования показывают, что «внедрение в юридическую практику таких инструментов, как искусственный интеллект, прогностическое кодирование и автоматизированное составление документов, предполагает снижение числа юристов, особенно младшего звена. При этом цифровые технологии обеспечивают возможность принимать более обоснованные решения в сложных условиях правоприменительной практики» [3]. Такие технологии, как LegalTech, позволяют даже неспециалистам давать юридическую оценку сложившихся обстоятельств.

«Еще несколько лет назад автоматизация юридических процессов казалась трендом будущего. Однако в условиях пандемии, когда стремление увеличить эффективность бизнеса текущими ресурсами стало необходимостью, на этот тренд посмотрели по-другому. Автоматизация в любой сфере позволяет экономить время и деньги как крупным, так и небольшим компаниям, дает возможность сотрудникам заниматься сложными аналитическими задачами, а не обслуживанием рутинных процессов» [4].

Компания «Гарант» создала целую линейку продуктов, объединенных в разделе «Сервисы ГАРАНТ-LegalTech». Наиболее известные из них – «Конструктор правовых документов» и «Аналитическая система «Сутяжник».

«Конструктор» рассчитан на самый широкий круг пользователей: от юристов, которым просто срочно нужен определенный документ, до простых граждан, не имеющих юридического образования. Сервис очень простой, не требующий никаких специальных знаний, чтобы им воспользоваться. Буквально за пять-десять минут можно получить готовый документ, полностью соответствующий действующему законодательству. Причем  сюда входит составление не только договоров, а довольно широкого круга документов: доверенностей, жалоб, исковых заявлений, учредительных документов, госконтрактов и различных учетных политик. Для малого и среднего бизнеса, у которых может не быть ресурсов для штатного юриста, это просто находка.

В системе КонсультантПлюс тоже есть сервис аналогичного назначения – «Конструктор договоров», который позволяет составить договоры и учетные политики. Этот сервис ориентирован на профессионалов, он сложнее, зато позволяет учесть различные риски и варианты налогообложения.

«Аналитическая система "Сутяжник"» помогает оптимизировать время на изучение судебной практики и выработку стратегии отстаивания своих интересов в суде. Она помогает подобрать и проанализировать судебную практику на основе имеющегося документа (искового заявления, претензии и т.п.), в котором подробно излагается правовая проблема. В соответствующее поле можно ввести, скопировать или загрузить из файла имеющийся документ. Возможна загрузка даже графической копии документа. «В системе реализованы анализ введённого текста, подбор судебной практики, построение списка судебных решений, переход к их текстам и к наиболее часто упоминаемым нормам материального и процессуального права» [5]. Для подбора похожей судебной практики система «Сутяжник» использует искусственный интеллект и машинное обучение. Чем полнее и подробнее описание проблемы, тем точнее результат. Полученный список судебных актов судов первой инстанции легко анализировать, используя возможности «Сутяжника», но есть также возможность  открыть этот список в системе ГАРАНТ и использовать его аналитические возможности. «Сутяжник» показывает процентное соотношение количества удовлетворенных, частично удовлетворенных исков и исков, в удовлетворении которых было отказано. «Эти результаты представлены в виде наглядной цветовой диаграммы. Для ознакомления с ними достаточно навести курсор мыши на зелёную, красную или серую полосу. Диаграмма может использоваться в качестве дополнительного ориентира, позволяющего спрогнозировать вероятный исход дела» [6]. В настоящее время сервис позволяет анализировать судебную практику по гражданским, уголовным делам и по экономическим спорам.

В системе КонсультантПлюс недавно появился аналогичный онлайн-сервис – «Специальный поиск судебной практики». Он также основан на искусственном интеллекте и машинном обучении. Подбор судебной практики осуществляется на основе фрагмента документа или описании проблемы. Функциональное отличие от ГАРАНТа в том, что отсутствует анализ уголовных дел, и сам анализ у Консультанта осуществляется по решениям судов всех инстанций.

В соответствии с конституционным правом граждан на информацию, судебные решения судов общей юрисдикции, арбитражных судов, мировых судей, судебные акты Верховного суда размещены на портале ГАС РФ «Правосудие». Однако, работать с огромным массивом судебной практики,  делать подборки судебных решений по определенным вопросам, анализировать их на данном портале очень трудозатратно и практически невозможно. В то время как разработчики справочных правовых систем обеспечили своим пользователям комфортное использование своего конституционного права.

 Заключая сделку с новым контрагентом, предпринимателю необходимо сначала тщательно его проверить, чтобы не нарваться на мошенников или фирмы-однодневки, избежать налоговых рисков и т.п. Интернет пестрит предложениями такой услуги. Можно проверить контрагента на сайте налоговой, использовать «Сервис для поиска сведений в реестре дисквалифицированных лиц», «Сервис для получения информации о лицах, которые не могут руководить организацией», «Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства», «Сервис для получения выписки из ЕГРЮЛ/ЕГРИП», «Картотеку Арбитражных дел», «Банк данных исполнительных производств», «Единый федеральный реестр сведений о банкротстве», сайт Федеральной службы статистики для получения годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности. Все подобные сайты и сервисы бесплатны,  позволяют собрать полную информацию о конкретном контрагенте, но времени на это потребуется немало. Есть и коммерческие предложения, цена которых зависит от объёма предоставленной информации.

В системе ГАРАНТ в линейке продуктов ГАРАНТ-LegalTech есть сервис «Экспресс проверка контрагентов». Он позволяет работать с облачной базой данных о миллионах юридических лиц и предпринимателей. Процесс проверки потенциальных контрагентов быстрый и легкий. В один клик можно получить выписку из ЕГРЮЛ, сведения о структуре и связях, бухгалтерских отчетах, выданных лицензиях, арбитражной практике, об участии в госзакупках, исполнительных производствах и другую информацию. На основе имеющихся показателей рассчитываются индексы должной осмотрительности и финансового риска. Есть функция «Бизнес на контроле», которая поможет своевременно отреагировать на изменения в статусе контрагента и оперативно принять меры. То есть сервис не только предоставляет необходимые сведения о контрагенте, осуществляя право граждан на соответствующую информацию, но и делает их анализ, на основе которого остается просто принять решение.

Любому предпринимателю необходимо реализовать свою продукцию, а участие в торгах позволяет находить новые каналы сбыта. Сервис «Гарант Тендер» осуществляет поиск закупок либо автоматически по сохраненным фильтрам, либо вручную по одному или нескольким параметрам. Это удобный сквозной поиск по закупочным площадкам России по пяти типам тендеров, включая коммерческие торги и торги по банкротству. После нахождения интересной закупки её можно поставить на контроль, комментировать, использовать встроенные аналитические инструменты. «Гарант Тендер» позволяет:

– нарастить объем продаж за счет организации и расширения отдельного канала сбыта;

– повысить вероятности выигрыша закупок за счет организационных и аналитических инструментов;

 – увеличить объем найденных закупок за счет «скрытых» закупок благодаря поиску по внутренней документации;

– обеспечить легкий и быстрый анализ и прогнозирование за счет встроенных аналитических инструментов.

Сервис организует также работу и контроль изменений закупок, а также автоматически напоминает о датах (этапах) тендера [7].

Компания «Гарант» не монополист на рынке организации участия в госзакупках. Так, компания «РосТендер», электронная площадка РТС-тендер, официальный сайт Единой информационной системы в сфере закупок (ЕИС закупки) помогают оптимизировать процесс сбора информации о проводимых в РФ государственных и коммерческих тендерах. Они предлагают подписки, благодаря которым можно ежедневно получать рассылку новых тендеров на электронную почту в соответствии с предварительно отмеченными отраслевыми и региональными настройками. Однако по удобству, эффективности и экономии времени они значительно уступают сервису ГАРАНТа, который не только стоит на страже информационных прав своих пользователей, но и обеспечивает  их инструментами контроля и управления.

Прямо из системы ГАРАНТ можно получить доступ в личный кабинет программного продукта «Онлайн Патент». Этот сервис позволяет оформлять и подавать электронные  заявки на регистрацию интеллектуальной собственности в Роспатент. Есть возможность обращаться к актуальным базам Роспатента, не доступным в открытых источниках, получать информацию об интеллектуальной собственности других лиц, удовлетворяя информационные потребности пользователя. Сервис напоминает обо всех важных сроках и обеспечивает мгновенную подачу документов. Грамотное использование интеллектуальной собственности может привлечь инвесторов, не даст украсть ваши идеи и сделает бизнес более конкурентоспособным.

Вести бизнес с помощью современных электронных технологий и пользоваться услугами одной компании удобно и выгодно. В «Гаранте» можно получить электронную подпись (ЭП) как для организации юридически значимого электронного документооборота с использованием сервиса «Экспресс документ», так и для торгов и торговых площадок в надежном удостоверяющем центре. Здесь же есть возможность пройти обучение участию в электронных торгах. Кстати, ЭП необходима и для взаимодействия с Роспатентом.

И это далеко не всё, что создано в компании «Гарант» для автоматизации правовых задач. В Сервисы ГАРАНТ-LegalTech также входят:

– «Гарант Диск», который позволяет создать собственную облачную базу документов для автоматизации процесса размещения и поиска внутренних документов;

– «Экспресс Согласование» – позволяет автоматизировать процесс визирования (утверждения) документов, создать маршрут движения для утверждения документа между подразделениями организации;

– «Эталонный Классификатор» – автоматизированная база данных, включающая набор классификаторов для правильного подбора кодов основных фондов (внеоборотных активов со сроком использования более 12 мес.), а также информацию о связанных с ними налоговых преференциях и льготах;

– «Бизнес на контроле» – информация о значимых изменениях в вашем бизнесе;

– «Гарант Коннект» – позволяет готовить юридические документы в современном формате со ссылками на действующие правовые нормы, а также поддерживать в актуальном виде документы, используемые в компании и на сайте через интеграцию возможностей системы ГАРАНТ [8].

Этот краткий обзор сервисов ГАРАНТ-LegalTech позволяет понять, что не в отдаленном будущем, а уже сейчас можно с минимальными затратами автоматизировать и упорядочить бизнес-процессы организации, связанные с решением правовых и околоправовых задач.  То, что было доступно лишь крупным корпорациям, теперь предлагается для широкого круга пользователей. Фактически компания «Гарант» осуществила доступ пользователей к комфортному использованию своего конституционного права на различные виды информации с возможностью её анализа и систематизации, а также позволила автоматизировать рутинные процессы.

Однако, несмотря на все очевидные преимущества, нельзя сказать, что эти сервисы широко применяются. Многие привыкли работать по старинке, кому-то новые технологии кажутся сложными, «собственники малого бизнеса с опаской рассматривают дополнительное программное обеспечение, требующее дополнительных затрат» [9]. Трудно сразу понять, даст ли какую-нибудь прибыль приобретение полного или среднего (4 сервиса) пакета ГАРАНТ-LegalTech. Вывод напрашивается один – необходимо обучение работе с этими сервисами. Не просто реклама, рассказывающая о том, что есть, а именно обучение. Если человек умеет чем-то пользоваться, он может решить – выгодно ему это приобретать или нет.

Например, разумно организовать обучение в вузах. У молодых людей нет страха и неуверенности, когда они осваивают технологические новинки. А после окончания учебного заведения те, кто захочет открыть своё дело, сделают это с применением высоких технологий.

Знакомство со справочными правовыми системами и обучение работе с ними обычно происходит на первых курсах. Но обучать работе с сервисами LegalTech первокурсников рано. Они не оценят их пользу и применить данные новшества во время учебы будет негде. А вот для старшекурсников в семинарах по коммерческому или предпринимательскому праву выделить одну-две пары для этого обучения было бы полезно. Но, чтобы преподаватели пошли на такой шаг, разработчику сервисов необходимо, во-первых, создать тестовые версии сервисов; во-вторых, подготовить практические задачи, позволяющие познакомиться со всеми возможностями автоматизации бизнес-процессов. Имея готовый обучающий курс и тестовые версии сервисов LegalTech, не только вузы, но и различные курсы повышения квалификации для предпринимателей охотно вставят его в свои программы.

Для двух сервисов – «Конструктор правовых документов» и «Аналитическая система "Сутяжник"» тестовые версии существуют. В «Практикуме для студентов юридических и экономически специальностей вузов», созданном разработчиком системы ГАРАНТ, есть практические задачи, которые знакомят с их работой. И совсем не случайно как раз эти сервисы наиболее известны и востребованы. А поскольку именно разработчику, в первую очередь, выгодна востребованность – иначе говоря, объемы реализации своей продукции, то слово за ним.

 

Список литературы

1. Ворникова Е.Д. Роль традиционных источников права в регулировании внешней торговли услугами в период цифровой экономики [Текст] / Е.Д. Ворникова // Юрист. - 2020. - № 11. - С. 62 - 68.

2. Рустамов П.А. Правовое регулирование информационного обеспечения предпринимательской деятельности в Российской Федерации [Текст] / П.А. Рустамов // журнал «Юридическая наука». - 2019. - №10. - С. 98-101.

3. Уголовно-юрисдикционная деятельность в условиях цифровизации: монография/ Н.А.Голованова [и др.]. - Москва: СЗиСП, КОНТРАКТ, 2019. - 212 с.

4. Наталья Сенюто, менеджер по развитию LegalTech юридической компании REVERA. [Электронный ресурс] // https://probusiness.io/law/7934-top-5-legaltech-resheniy-dlya-biznesa-kotorye-uskoryat-vashikh-yuristov.htm.

5. Аналитическая система «Сутяжник» [Электронный ресурс] // https://sutyazhnik.ru/

6. Информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ [Электронный ресурс] // https://www.garant.ru/company/about/press/news/1327999/

7. Гарант Тендер / Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] // https://internet.garant.ru/#/document/57750581/paragraph/3:2

8. Система ГАРАНТ [Электронный ресурс] // https://internet.garant.ru/#/startpage:1

9. Демироглу Н.Б. «Автоматизация бизнес-процессов как условие эффективности малого бизнеса» [Электронный ресурс] // Журнал "Вестник Алтайской академии экономики и права" . - 2020. - N 11, (часть 2), ноябрь. - С. 212-216. - https://vaael.ru/ru/article/view?id=1413

Войти или Создать
* Забыли пароль?