РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ДОСУГОВЫХ ПРЕДПОЧТЕНИЙ В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье показаны результаты выявления особенностей современного досуга молодежи в условиях городского пространства, раскрываются наиболее интересующие виды досуговой деятельности среди представленных многочисленных досуговых практик. Использованы эмпирические данные, полученные в результате опроса, проведенного среди молодежи Калужской области.

Ключевые слова:
досуг, досуговые предпочтения, молодежь
Текст
Текст произведения (PDF): Читать Скачать

В настоящее время все большее внимание учёных привлекают проблемы молодёжного досуга. Во многом это диктуется масштабом изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Досуг для современной молодёжи является одной из первостепенных ценностей. В этой области реализуются многие социокультурные потребности молодых людей.

Для сферы досуга наиболее важна свобода личности, что проявляется в добровольном выборе форм, места и времени для проведения своего досуга. Досуг позволяет молодёжи реализовывать свою индивидуальность.

Досуг как элемент свободного времени выступает в качестве структурного содержания, наполненного деятельностью, помогающей преодолеть стресс и усталость, а также развивать интеллектуальные и физические способности. При этом досуг остаётся относительно самостоятельной сферой жизнедеятельности молодёжи.

В досуговой деятельности существуют скрытые возможности для того, чтобы сформировать нравственные ориентиры, как отдельного человека, так и социальных групп и общества в целом. Досуг имеет мощное виляние на общественное сознание, создавая общепринятые ценности, принимаемые обществом и поощряемые им же. Активная досуговая деятельность свойственна молодёжи. Студенты отличаются высоким уровнем интеллектуального потенциала, что способствует формированию досуговых предпочтений. Однако студенческая молодёжь имеет ряд ограничений в выборе досуга в силу низкого уровня дохода, социального положения [6].

Исследуя досуговые предпочтения молодёжи, нами были взяты во внимание многие факторы, прежде всего то, что досуг считается очень трудным феноменом для анализа, поэтому следует изучить структурные элементы досуговой деятельности молодёжи.

Досуг считается очень трудным феноменом для анализа. Основной принцип оценки основывается на изучении его структурных элементов. Так, чем больше видов занятий содержит структура свободного времени, тем содержательнее и разнообразнее является деятельность человека в свободное время, т.е. тем выше оценка содержания свободного времени. В данном случае в качестве показателя служат определённые виды досуговых практик.

Существует большое количество разновидностей и классификации досуговых практик. Трудно определить весь спектр досуговых практик. На содержание свободного времени могут повлиять факторы, обусловленные социальной средой, уровнем культуры студента, его самосознанием, потребностями, интересами, психологическими качествами.

В данном исследовании респондентам было предложено указать наиболее интересующие их виды досуговой деятельности среди представленных многочисленных досуговых практик, которым студенты чаще всего посвящают своё свободное время.

В исследовании приняли участие молодые люди в возрасте 16-25 лет, обучающиеся в высших учебных заведениях г. Калуга.

Предмет исследования: досуговая деятельность молодёжи в городском пространстве.

Цель исследования: изучить особенности современного досуга в условиях городского пространства.

В опросе принимали участие молодые люди в возрасте от 16 до 25 лет. 

 

Рис. 1. Результаты ответа на вопрос «Какой у вас пол?»

 

Рис. 2. Результаты ответа на вопрос «Какой у вас возраст?»

 

Всего было опрошено 50 чел.: 20 чел. мужского пола и 30 женского пола.

На вопрос «Как Вы чаще всего проводите своё свободное время?» ответы респондентов выстроились следующим образом (табл. 1).

Таблица 1

Предпочтения в проведении свободного времени

Ответы

Процент ответов

1) Проводите время в Интернете

68,0%

2) Занимаетесь спортом

46,0%

3) Занимаетесь домашними делами

44,0%

4) Читаете книги

3,0%

5) Гуляете по улице

32,0%

6) Смотрите телевизор

26,0%

7) Посещаете культурные заведения (театры, музеи, дискотеки)

16,0%

Анализируя ответы респондентов, обращает на себя внимание факт увлечённости молодёжи сетью Интернет, большинство молодых людей предпочитает проводить свой досуг в сети Интернет. Вероятнее всего это обусловлено доступностью данного вида досуговой деятельности, некой разносторонностью, можно и общаться, и читать и смотреть кино и мн. др. Далее мы видим интерес молодёжи к спорту, 46,0% опрошенных предпочитают проводить свой досуг, занимаясь различными спортивными занятиями. Достаточную увлечённость молодёжи спортом можно объяснить тем, что, с одной стороны, утвердившейся в общественном сознании безусловной положительной оценкой спорта, а с другой стороны, реальными усилиями властей по его продвижению в области и стране в целом. Сегодня это общемировой тренд в развитии цивилизованного общества.

Посещение культурных заведений театра, музеев, выставок интересует только 16,0% опрошенных, что в совокупности с 3,0% читающих на досуге людей, является неким подтверждением того, что культура в досуге современной молодёжи теряется и имеет совершенно мало влияния в отличие от современных потребительских веяний, влияющих на досуг современной молодёжи студенческого возраста.

Дополнительные формы проведения досуга, отмеченные респондентами, выглядят следующим образом (табл. 2).

Таблица 2

Дополнительные формы досуга

Ответы

Процент ответов

1) музыка (играю), самообразование, творчество

17,0%

2) современные танцы

33,3%

3) вышиваю

16,7%

4) занимаюсь йогой

16,7%

5) дома занимаюсь тем, что не сделала на работе

16,7%

 

Из табл. 2 видно, что занятия домашними делами также выступают на первый план у молодых людей, большинство из них к двадцати годам успевают обзавестись семьёй и поэтому часть времени, отведённого на досуг, тратится на необходимые для жизни занятия.

Также мы видим, что часть молодёжи занимает свой досуг творческими видами деятельности музыкой, пением, танцами, другими видами искусства, что является обнадёживающим явлением для общества потребления, молодёжь хочет вносить свой вклад в развитие искусства и принимает в этом активное участие.

На вопрос «С кем вы предпочитаете проводить своё свободное время?» ответы выстроились следующим образом:

– 45,0% опрошенной молодёжи предпочитают проводить своё свободное время с семьей;

–  36,0% опрошенных респондентов из молодёжи высказали своё предпочтение в пользу проведения досуга в кругу своих друзей, что стоит отметить большинство из них, были молодые люди мужского пола;

 –  19,0% высказались в пользу проведения своего досуга в одиночестве (рис. 3).

Рис. 3. Результаты ответа на вопрос «С кем вы проводите свое свободное время?»

 

Далее в анкете респондентам были предложены уточняющие вопросы относительно их предпочтений и выбираемых ими видах и формах досуга.

Вопрос, представляемый вниманию респондентов, звучит следующим образом: «Какие культурные мероприятия и учреждения культуры Вы предпочитаете?».

Ответы респондентов отражены в табл. 3.

Таблица 3

Посещаемость мероприятий и учреждений культуры

Ответы

Процент ответов

Концерты эстрадной музыки

92,0%

Кинотеатры

72,0%

Театры

46,0%

Выставки

22,0%

Музеи

20,0%

Дискотеки

20,0%

Концерты классической музыки

18,0%

 

Концерты эстрадной музыки имеют самую большую популярность среди молодёжи. Мы видим, что их посещают 92,0% опрошенных. Кинотеатры также пользуются достаточно высокой популярностью (72,0%).

Далее показатели значительно снижаются: театры посещает всего 46,0% опрошенных, выставки интересны только 22,0% опрошенных, а вот музеи и вовсе посещает 20,0% респондентов, но, что примечательно, дискотеки также не пользуются большой популярностью среди опрошенных, их посещает также 20,0% респондентов. Самый низкий показатель посещаемости среди опрашиваемых респондентов заняли концерты классической музыки – всего 18,0%.

Большинство из опрошенных предпочитают потратить свободные средства и время на шопинг, поход в кино, посещение концертов эстрадной музыки, игры в боулинг или просто проведение времени в Интернете. Музеи и театры, выставки, как показал опрос, –  последние в списке, где молодые люди хотят проводить часть своего свободного времени.

Ещё один уточняющий вопрос касался того, сколько времени молодёжь уделяет посещению музеев, различных выставок. Ответы респондентов на вопрос «Как часто Вы посещаете музей и различные городские выставки?» приведены в табл. 4.

Таблица 4

Посещаемость музеев

Ответы

Процент ответов

1) один раз в год

18,0%

2) два раза в год

44,0%

3) раз в месяц

14,0%

4) каждую неделю

6,0%

5) не посещаю музеи

18,0%

 

Табл. 4 отражает, что из тех, кто посещает музеи, выставки и другие культурные мероприятия чаще всего делают это два раза в год и более (44,0%), что является достаточно хорошим показателем. Выявилось, что есть молодые люди, которые посещают учреждения культуры ежемесячно (14,0%).

На вопрос, помогающий выявить причины, почему молодёжь редко посещает культурные мероприятия: «Укажите, пожалуйста, причины, по которым Вы не посещаете или редко посещаете культурные мероприятия и учреждения культуры», были получены следующие ответы (табл.  5).

Таблица 5

Причины, по которым респонденты не посещают учреждения культуры

Ответы

Процент ответов

  1. Меня не интересуют эти формы досуга

22,0%

  1. Меня не устраивает предлагаемый репертуар

22,0%

  1. Мне трудно участвовать в культурных мероприятиях по финансовым причинам

17,0%

  1. Нехватка информации о мероприятиях

13,0%

  1. Мало свободного времени

16,0%

  1. Другое

10,0%

 

Из табл. 5 видно то, что:

22,0% ответивших не интересуются этими формами досуга, не посещают культурные учреждения и досугово-культурные мероприятия;

22,0% из опрошенных молодых людей высказались, что их не устраивает предлагаемый репертуар;

17,0% опрошенных указали, что испытывают финансовые трудности, поэтому не могут участвовать в культурных мероприятиях;

16,0% опрошенных отметили в качестве причины ограниченное свободное время;

13,0% респондентов ответили, что причина состоит в недостаточном информировании, где и когда проходит интересующее мероприятие;

10,0% ответивших не смогли выбрать один из предложенных вариантов и остановились на пункте «другое».

В ходе исследования возникла необходимость выяснить, из каких источников чаще всего молодёжь получает информацию о культурно досуговых мероприятиях и учреждениях.  Результаты отражены в табл. 6.

 

Таблица 6

Источники информации о культурных мероприятиях

Ответы

Процент ответов

1) Организация, в которой Вы работаете, Ваше учебное заведение

22,0%

2) Средства массовой информации

35,0%

3) Интернет

16,0%

4) Знакомые, друзья, родственники

17,0%

5) Специалисты по организации данных проектов

8,0%

6) Другое

2,0%

 

Опрос показал следующее:

  • 22,0% опрошенных указали, что источником информации о культурно досуговых мероприятиях и учреждениях для них стала организация, в которой они работают или учебное заведение, в котором обучаются;
  • 35,0% респондентов отметили средства массовой информации как источник, из которого узнали о существующих организациях культурно досуговой деятельности и культурных мероприятий. К средствам массовой информации относятся периодические печатные издания, сетевое издание, новостные сайты в Интернете, телеканалы, радиоканалы, различные телепрограммы, радиопрограммы и др.;
  • 16,0% опрошенных выбрали источником информации Интернет, вне зависимости от того, интересовались ли сами и искали информацию в Интернете о том или ином учреждении или мероприятии культуры либо увидели случайную рекламу и заинтересовались данным событием;
  • 17,0%  респондентов отметили, что информацию они получили об учреждениях или мероприятии культуры от своих знакомых, друзей или родственников. Информация, переданная вербально, интересующая не только непосредственно тех, кто ей воспользовался, но и тех, кто передавал эту информацию;
  • 8,0%  опрошенных получили информацию о культурно досуговых мероприятиях и учреждениях непосредственно от специалистов по организации различных культурно досуговых проектов, что указывает на положительную тенденцию работы специалистов различных досуговых проектов в молодёжной среде;
  • 2,0% опрошенных указали источником информации о культурно досуговых мероприятиях и учреждениях объявления или баннеры, которые встречаются в городе.

Для выявления культурного уровня опрашиваемых в анкете использовались следующие вопросы: «Любите ли Вы читать?» и «Каким книгам отдаёте предпочтение?».

Были получены данные:

62,0%  респондентов высказались в пользу чтения положительно;

4,0%  опрошенных не имеют интереса к чтению и не рассматривают чтение как часть своего досуга;

34,0%  респондентов затруднились с ответом.

Рассмотрим, каким книгам отдают предпочтение 62,0% читающих респондентов (табл. 7).

 

 

 

Таблица 7

Предпочтения читающей молодёжи

Ответы

Процент ответов

1) Классика

46,0%

2) Фантастика

40,0%

3) Учебная

30,0%

4) Женские романы

28,0%

5) Мистика

16,0%

6) Стихи

16,0%

 

Современная молодёжь слушает много разной музыки, жизнь современного молодого человека сложно представить без музыки. Прослушивание музыки является частью досугового времени большинства молодёжи, мы задали вопросы, которые позволят увидеть, как молодёжь рассматривает прослушивание музыки и является ли это частью досугового времяпровождения: «Любите ли Вы слушать музыку в свободное время?»; «Если да, то, - какие стили предпочитаете?»; «Для чего вы слушаете музыку?».

Любовь к музыке отметили 86,0% респондентов; 2,0% респондентов не любят слушать музыку; 12,0% опрошенных оказались не заинтересованными этим вопросом, нейтральное отношение к прослушиванию музыки.

Ответы на вопрос «Какие стили предпочитает», опрашиваемая нами молодёжь представлены в табл. 8.

 

Таблица 8

Стили музыки, которые выбирает молодёжь

Ответы

Процент ответов

1) Рок-музыка 

44,0%

2) Поп-музыка

42,0%

3) Джаз, блюз

32,0%

4) Альтернативная музыка

30,0%

5) Этническая музыка

26,0%

6) Свой вариант

20,0%

7) Классическая музыка

14,0%

8) Рэп

12,0%

9) Шансон

2,0%

 

Для чего современная молодёжь слушает музыку? Результаты опроса показывают, что 81,0% респондентов рассматривают прослушивание музыки как способ отдыха и расслабления,  20,0%   хотят быть в курсе модных новинок; 12,0% опрошенных слушают музыку, чтобы расширить свой кругозор и 4,0% участников опроса предложили свои варианты для чего они слушают музыку, ответы звучали так: «музыка часть жизни» или «музыка – это частично моя работа».

Исследуя досуговую деятельность молодёжи в городском пространстве, мы не могли не затронуть вопрос, насколько часто молодёжь пользуется Интернетом, сколько своего свободного времени молодые люди тратят в Интернете. Важно было уточнить, для чего молодёжь использует Интернет.

Интересным моментом стало то, что на вопрос: «Пользуетесь ли вы Интернетом?» 100,0% опрошенных ответили положительно. Из табл.  9 видно, что меньше одного часа в день в сети Интернет проводит своё свободное время всего лишь 6,0% участников опроса; меньше трёх часов в день в Интернете проводят 26,0% респондентов; меньше пяти часов в день 32,0% опрошенных; больше пяти часов в день находятся в сети Интернет 36,0% из опрашиваемой молодёжи.

 

Таблица 9

Сколько времени молодёжь проводит в Интернете

Ответы

Процент ответов

1) Менее 1 часа в день

6,0%

2) Менее 3 часов в день

26,0%

3) Менее 5 часов в день

32,0%

4) Больше 5 часов в день

36,0%

 

Таким образом, 36,0% опрошенных используют Интернет для личных целей, социальные сети, общение  и др.; 33,0% респондентов отметили, что у них получается использовать сеть Интернет также для отдыха, просмотра фильмов, просмотра киноконцертов, прослушивания музыки и др.; 29.0% опрошенных используют время, проведённое в Интернете, для работы, учёбы и поиска информации; 2,0%  участников опроса отметили, что используют в других целях, не указанных в нашей анкете.

Исходя из полученных данных, мы видим, что молодёжь очень активно использует сеть Интернет не только для учёбы и работы, но и Интернет активно включён в досуговое время молодёжи. Сеть Интернет в настоящее время становится неотъемлемой частью молодёжного досуга.

Далее наше исследование затрагивает ещё одну форму досуговой деятельности современной молодёжи. Хобби – деятельность в современных социально экономических, социально-культурных условиях является не только способом самовыражения и самореализации увлечённой личности, но и средством организации досуговой деятельности.

На вопрос «Есть ли у вас хобби?» 92,0 % опрошенных ответили положительно, что является большим показателем для пилотажного исследования. В исследовательской анкете использовали открытый вопрос, где респондент мог дописать название своего увлечения, хобби респонденты указали разнообразные виды досуговой деятельности, перечислим некоторые из них: дизайн, театральная деятельность, поэзия, пение, йога, игра в компьютерные игры, робототехника, современные танцы, туризм и др.

Ещё один немаловажный в нашем исследовании вопрос был связан с восприятием молодёжи своего свободного времени. Этой обширной, широко изучаемой в психологии, философии и других науках теме мы посвятили несколько вопросов нашей анкеты: «Как часто Вам бывает нечем заняться?»; «Хватает ли Вам свободного времени?»; «Нравится ли Вам, как Вы проводите свободное время?».

На вопрос «Как часто вам бывает нечем заняться?» ответы выстроились следующим образом, представленными в табл. 10.

Таблица 10

Уровень занятости молодёжи

Ответы

Процент ответов

1) Постоянно

0,0%

2) Редко

56,0%

3) Никогда

44,0%

 

Мы видим, что 56,0% опрашиваемой молодёжи редко не испытывают сложности, чем заняться в свободное время, но все же иногда наступают моменты, когда они чувствуют, что не знают, чем себя занять.

Главная проблема, с которой сталкивается молодёжь – это неумение организовать своё свободное время вероятнее всего это следствие молодости и неопытности в вопросах распределения своего досугового времени.

44,0% респондентов высказались, что у них никогда не бывает такой ситуации, когда им нечем заняться, как правило, это та часть молодёжи, у которой есть постоянное хобби и серьёзная мотивация заниматься своим самообразованием даже в свободное время.

На вопрос «Хватает ли Вам свободного времени?» были получены следующие ответы (рис. 4).

Рис. 4. Результаты ответа на вопрос: «Хватает ли вам свободного времени?»

 

Как видно из рис. 4, что 12,0% респондентов считают, что им вполне хватает свободного времени; 72,0% испытывают острую нехватку в свободном времени; 16,0% опрошенных затруднились ответить, хватает ли им свободного времени.

По результатам проведённого нами опроса молодёжи в возрасте 16-25 лет можно сделать следующий вывод: все меньше молодых людей используют досуг для саморазвития и интеллектуального роста.

Чаще у молодёжи студенческого возраста среди форм проведения досуга преобладают пассивные формы досуга [1].

Такие виды отдыха, как посещение выставок, театров, музеев и т.п., перестают быть популярными, а новые, такие, как компьютер, общение через Интернет, занимают основную часть досуга молодёжи, влияя на духовный мир и ценностные ориентации.

Судя по цифрам, отмечается тенденция определённой части молодёжи к проведению досуга перед компьютером, телевизором, на дискотеках, в кафе, в некоторой степени сокращается время для самообразования, саморазвития и культурного творчества. Преобладает, в основном, развлекательный и домашний тип молодёжного досуга, а вот такие типы отдыха, как культурный, общественный и развивающий занимают вторые позиции.

Для того чтобы увеличить количество посещаемых выставок, театров, концертов, предлагаем проводить данные мероприятия на открытых площадках в летний период, а в зимнее время делать упор на спортивные мероприятия на дворовых площадках, открывать танцевальные площадки для молодёжи, различные творческие мастерские.

Мы видим, что танцевальные и культурно-познавательные программы кажутся наиболее интересными для современной молодёжи и это не удивительно, так как молодёжь не сидит на месте, им нужно общаться, развиваться, поэтому они посещают мероприятия, где находятся такие же, как и они [3].

Для того чтобы молодёжь посещала вечера отдыха, театрально-музыкальные представления, диско-программы, культурно-познавательные программы необходимо делать эти вечера более современными, интересными для молодёжи, учитывающими способности и предпочтения молодых людей [5]. Возможен вариант тематических вечеров. Для решения проблемы посещения мероприятий с участием молодёжи нужно как можно больше делать акцент на PR-компанию данного мероприятия, так как зачастую молодёжь не знает о предстоящих концертах, вечеринок, фестивалей, театральных представлениях с участием молодёжи.

Исходя из данных, полученных в ходе исследования, мы можем сделать вывод о том, что интересы современной молодёжи преломляются в досуге, который по сравнению с досугом других возрастных групп отличается разнообразием и преобладанием активных и развлекательных форм. Соглашаясь с А.В. Меренковым, считаем, что нужно делать большой акцент не только на проведении культурно-досуговых мероприятий, но и спортивных, подвижных видах деятельности [7]. Наряду с этим, важно организовывать досуговую деятельность на онлайн-платформах [2], реализовывать проекты, учитывающие способности и интересы молодых людей [8].

Полагаем, что при организации и проведении периодических опросов по данной теме в анкетах необходимо предусмотреть не только вопросы изучения количественных показателей, но и качественных.

В качестве заключения:

  1. Сфера досуга является базовым элементом современного молодого поколения, в частности, в среде молодёжи студенческого возраста. В силу изменений, происходящих в российском обществе, приобретающем все больше черты общества потребления, все большую актуальность имеют исследования данного типа, рассматривающие влияние досуговой деятельности на молодёжь. Сам досуг рассматривается не просто как часть свободного от работы времени, оставшаяся у человека после исполнения необходимых обязанностей, но, в первую очередь, как неотъемлемое пространство свободы, где он имеет возможность выбрать любой вид деятельности, руководствуясь принципом добровольности в том, как проводить свой досуг.
  2. Досуговая деятельность – это социальное пространство, через которое культурные ценности могут реализоваться в обществе. Сам досуг молодежи также неизбежно трансформируется под влиянием технологических и культурных изменений, которые происходят в условиях глобализации. Возникают и новые виды досуга, которые объединяет общая черта – потребительская развлекательная направленность.
  3. Проведенное исследование позволило прийти к выводу, что молодежь стремится выбирать более пассивные виды досуга. Появление новых информационных технологий значительно влияет на мотивационную сферу личности молодого человека, молодежь чаще выбирает проводить свой досуг в социальных сетях, играя в компьютерные игры, просматривать фильмы через Интернет. Основные виды досуга значительно изменились, в обществе происходит снижение роли традиционных институтов, отсутствует стабильная скоординированная работа в области молодежного досуга.
  4. Изучая досуговые предпочтения молодежи, мы пришли к выводу, что молодежь воспринимает досуг как основную сферу жизнедеятельности и, если молодой человек удовлетворен тем, как он проводит свое свободное время, это распространяется на его восприятие жизни в целом.
  5. Соглашаясь с выводом В. Демченко, считаем, что необходимо реформировать прежние структуры управления досугом, а также разрабатывать новую систему, которая поможет регулировать досуг молодежи, не упуская из виду современные тенденции социокультурной ситуации [3].
  6. Важно использовать инновационные подходы к организации досуговой деятельности молодежи, основанные на учете способностей и интересов молодых людей, их предпочтений, субъектном выборе [9].

 

 

 

Список литературы

1. Барг М.А. Цивилизационный подход к истории // Свободная мысль. - 1991. - № 3. - С. 146-156.

2. Брайцева С.В. Психолого-педагогическое раскрытие саморазвивающейся личности в условиях дополнительного online-образования // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т.6. - №3. - С. 28-33.

3. Грушин Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы. - Москва: Прогресс, 2006. - 175 с.

4. Демченко А. Возможности российского досуга Клуб. - Москва, 2012. - 49 с.

5. Доронина М.В. Саморазвитие личности ребенка в процессе музыкальных занятий // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.5. - №5. - С. 43-47.

6. Социология молодежи : учебник / [Боенко Н. М. и др.] ; отв. ред. В. Т. Лисовский.- Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 1996. - 457 с.

7. Меренков A.B. Социология стереотипов. - Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2011. - 290 с.

8. Сязи Е.В. Проектная деятельность как важный фактор саморазвития обучающихся // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т.5. - №6. - С. 17-22.

9. Теоретические основания педагогического сопровождения саморазвития подростков: монография / И.В. Иванова, М.И. Рожков, Т.В. Машарова, Л.В. Байбородова, Т.В. Лушникова; под ред. И.В. Ивановой. - Москва: Русайнс, 2020. - 132 с.

Войти или Создать
* Забыли пароль?