Россия
Россия
Россия
сотрудник
Киров, Кировская область, Россия
УДК 159.9 Психология
Аннотация. В данной статье рассматриваются особенности уголовно-правового воздействия, применяемые к несовершеннолетним, который составляет ежегодно около 80-85%. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 24 июня 1999 года № 120 (ред. от 24.04.2020) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» индивидуальная профилактическая работа с подростками является составной частью системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Осуществление этой работы входит в круг полномочий комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, органов внутренних дел, социальной защиты населения, образования, опеки и попечительства, здравоохранения, службы занятости, культуры, спорта. Уголовно-исполнительные инспекции (далее – УИИ) проводят ее среди несовершеннолетних, осужденных к наказаниям без лишения свободы. При осуществлении данной работы очень важно, на наш взгляд, чтобы подросток не остался без внимания ни одного из учреждений профилактики, только совместная слаженная длительная работа может привести к эффективным результатам. Также важно, чтобы подросток не оставался без внимания социума, ближайшего и дальнего окружения, молодежных и общественных организаций. Цель исследования: изучить социально-психологические особенности личности несовершеннолетних осужденных с различным сроком нахождения на учете УИИ. Предметом исследования являются социально-психологические особенности личности несовершеннолетних с различным сроком нахождения на учете в учете в УИИ. Методологические основы исследования стали научные труды по изучению личности осужденных на различных этапах отбывания наказания занимались В.Г. Деев, Н.А. Полянин, А.А. Истомин, В.Ф. Москаленко, А.И. Папкиным, Д.В. Сочивко и др. Методы исследования: – тест-опросник «Индивидуальный психологический опросник» (ИТО) Л.В. Собчик; – тест-опросник «Индекс жизненного стиля» (LSI) Р. Плучека, Г. Келлермана, Г. Конте; – методика оценка уровня волевого самоконтроля (ВСК) Е.В. Эйдмана, А.Г. Зверкова; – методика «Мотивация успеха и боязнь неудач» А.А. Реана; – методика «Смысложизненные ориентации» (СЖО) А.Н. Леонтьева; – авторская анкета по изучению социально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете в УИИ. Теоретическая значимость исследования: заключается в обобщении социально-психологических особенностей личности несовершеннолетних осужденных с разным сроком нахождения на учете уголовно-исполнительных инспекций. Практическая значимость работы заключается в том, что полученные данные могут быть использованы в работе специалистов-психологов с целью профилактики девиантного поведения подростков. Базу эмпирического исследования составили осужденные несовершеннолетнего возраста, состоящие на учете в УИИ в количестве 62 человек.
уголовно-исполнительная система, осужденные, уголовно-исполнительные инспекции, условно осужденные, несовершеннолетние осужденные
Актуальность. В современных условиях в Федеральной службе исполнения наказаний стоит актуальная проблема в замене лишения свободы альтернативными видами наказаний, с целью профилактики рецидивной преступности. В настоящее время рассматривается вопрос о введении службы пробации стоит достаточно актуально на всех уровнях управления государственной власти.
Методологической основой исследования деятельности уголовно-исполнительных инспекций (далее УИИ) освещались в трудах Е.О. Ананьевой, Е.А. Антонян, Н.П. Белой, Н.В. Богорева,
А.И. Зубкова, В.И. Зубковой, Б.Б. Казака, Э.В. Лядова, В.Н. Ольховика, И.Н. Смирновой, М.В. Сысоева, О.Н. Чистотиной, Н.Б. Хуторской, В.А. Уткина и др.
УИИ осуществляют прежде всего участие в профилактике рецидивной преступности, в том числе с несовершеннолетними осужденными, а также отсутствия криминальной зараженности.
Проблема: В настоящее время особенно остро стоит избрание альтернативных мер наказания особенно в отношении несовершеннолетних осужденных, в связи с исключением криминальной зараженности. В основном предполагается применять уголовные наказания не связанные с изоляцией от общества.
Гипотезы исследования:
– можно предположить, что у осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества до 1 года отсутствует потребность в достижении успеха. Своей жизни придают большую осмысленность и насыщенность, однако сопряженных с ассоциальными тенденциями. В конфликтных ситуациях чаще проявляют эмоциональную неустойчивость, конфликтность, насаждение своей точки зрения, игнорируя мнение окружающих;
– можно предположить, что для осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества свыше 1 года будет характерна большая потребность в достижении успеха, отсутствие четких жизненных ориентиров и целей в жизни, осторожность, принятие мнения окружающих, наличие лидерских тенденций в поведении, соблюдение принятых норм и правил, более высоким уровнем самообладания и преобладания защитного механизма подавление.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ФКУ ГУФСИН России по СПб Ленинградской области и включало в себя ряд этапов:
На первом этапе проводился контент-анализ личных дел, для разделения осужденных по экспериментальным группам различавшихся по срокам отбывания условного наказания.
На втором этапе проводилось психодиагностическое исследование.
Третий этап включал в себя сравнение полученных данных по проведенным методикам в экспериментальных группах.
На четвертом этапе проводилась разработка практических рекомендаций.
Описание выборки
Испытуемые были разделены на две группы:
- экспериментальная группа 1;
- экспериментальная группа 2.
Критерием отбора испытуемых в вышеуказанные группы являлся срок отбывания наказания в УИИ.
В экспериментальную группу были отобраны осужденные несовершеннолетнего возраста, состоящие на учете в УИИ менее одного года в количестве 31 человека.
Во вторую экспериментальную группу были отобраны осужденные несовершеннолетнего возраста, состоящие на учете в УИИ свыше одного года в количестве 31 человека.
Обе группы были уравновешены по возрасту, образованию, статусу и другим значимым характеристикам.
В ходе исследования было установлено, что наиболее сложным периодом нахождения, по мнению большинства респондентов (75%), является период до 1 года (см. табл. 1).
Таблица 1
Результаты ответов респондентов на вопрос: «Какой период нахождения в условиях УИИ являлся для Вас наиболее сложным?»
Самым сложным периодом нахождения на учете в УИИ является |
Количество ответивших (%) |
|
75,0% |
|
11,5% |
|
13,5% |
Данные таблицы 1 свидетельствуют о том, что первоначальный период осуждения характеризуется сложностью в адаптации и принятия самого факта осуждения, в связи с этим необходимо углубленное изучение личности и оказание социально-психологической поддержки.
По результатам анкетирования мы установили отношение осужденных к совершенному преступлению (см. табл. 2).
Таблица 2
Результаты ответов респондентов на вопрос: «Признаете ли Вы вину в совершенном преступлении?»
Основные трудности, испытываемые осужденными на учете в УИИ |
Количество ответивших (%) |
|
34,60% |
|
45,20% |
|
20,20% |
Как видно из таблицы 2, каждый второй испытуемый (45,2%) не признает вину в совершенном преступлении, что подтверждается данными ведомственной статистики, тогда, как лишь треть испытуемых (34,6%) осознает свое наказание.
Далее рассмотрим с какими трудностями сталкиваются осужденные, находясь в условиях УИИ (см. табл. 3).
Таблица 3
Результаты ответов респондентов на вопрос: «С какими трудностями Вы столкнулись, находясь в УИИ?»
Какие трудности, испытывает осужденные в УИИ |
Количество ответивших (%) |
|
34,6% |
|
20,2% |
|
19,2% |
|
2,9% |
|
2,9% |
Примечание: результаты более 100%, т.к. разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.
Данные представленные в таблице 3 свидетельствуют о том, что треть опрошенных осужденных (34,6%) не испытывает трудностей, находясь в условиях УИИ. В тоже время 20,2% осужденных не желают проходить обязательные отметки в УИИ. Это может быть связано с тем, что нахождение в условиях УИИ связано с недоверием администрации к соблюдению осуждёнными возложенных на них судом обязанностей. Кроме того, пятая часть опрошенных осужденных (20,2%) испытывают трудности, выражающиеся в нежелании отмечаться.
Ответы респондентов на вопрос «Какие пути преодоления трудностей при нахождении в УИИ для себя Вы видите?» распределились следующим образом (см. табл. 4).
Таблица 4
Результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие пути преодоления трудностей при нахождении в УИИ для себя Вы видите?»
Пути преодоления трудностей при нахождении на учете в УИИ |
Количество ответивших (%) |
|
58,7% |
|
13,5% |
|
12,5% |
|
7,7% |
Примечание: результаты более 100%, т.к. разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.
Как видно из таблицы 4, при решении проблем, возникающих при нахождении на учете в УИИ, каждый второй респондент (58,7%) считает в снятии с учета. Также были предложены и иные варианта, такие как:
- помощь психолога;
- помощь родных и близких.
Относительно чувств и переживаний, испытываемых осужденными на учете в УИИ распределились следующим образом (см. табл. 5).
Таблица 5
Результаты ответов респондентов на вопрос: «Какие чувства и переживания вы испытываете имея условное осуждение?»
Характерные чувства и переживания осужденных, состоящих на учете в УИИ |
Количество ответивших (%) |
|
31,7% |
|
23,1% |
|
16,3% |
Примечание: результаты более 100%, т.к. разрешалось выбирать несколько вариантов ответа.
Результаты, представленные в таблице 5, свидетельствуют о том, что в большинстве случаев осужденные не испытывают каких-либо переживаний имея условное осуждение, что зачастую приводит к неосознанию факта уголовного наказания и как следствию совершению повторных правонарушений.
Психологическое напряжение при отбывании уголовных наказаний не связанных с лишением свободы респонденты предпочитают следующим образом, что около трети испытуемых (30,8%) не испытывают психологическое напряжение, находясь в УИИ.
В целом, по результатам изучения субъективного отношения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в УИИ можно сделать ряд выводов:
- наиболее сложным периодом отбывания наказания в УИИ является период до 1 года;
- в преодолении трудных ситуаций осужденные, отбывающие наказание в УИИ, в основном надеются на себя, либо ориентируются на помощь сотрудников УИИ.
Далее рассмотрим результаты сравнения, полученные по методике исследования «индивидуального типологического опросника»
(Л.Н. Собчик) в экспериментальных группах №1 и №2.
Для испытуемых экспериментальной группы №2 характерны более высокие значения по шкале «Лидерство», в отличие от испытуемых экспериментальной группы №1 (p<0,05). Следовательно, несовершеннолетние условно осужденные на данном этапе отбывания условного наказания имеют склонность к лидерству в межличностном отношениях, стремлении доминировать над окружающими.
Для испытуемых экспериментальной группы №2 также характерны более высокие значения по шкале «неконформность», в отличие от испытуемых экспериментальной группы №1 (p<0,05). Следовательно, отбывание наказания в условиях УИИ более 1 года у несовершеннолетних осужденных способствует проявлению самоудовлетворенности, находчивости, склонности идти собственной дорогой, принимать собственные решения.
Далее хотелось бы отметить, что существуют значимые различия полученных с помощью методики исследования «Индекс жизненного стиля» (Р. Плучек Г. Келлерман Г. Конте) между испытуемыми экспериментальной группой №1 и экспериментальной группой №2 по шкале «подавление».
Испытуемые экспериментальной группы №2 чаще избирают такую психологическую защиту как «подавление», в отличие от испытуемых экспериментальной группы №1 (p<0,05). Следовательно, несовершеннолетние условно осужденные, находящиеся более 1 года в УИИ стараются избегать ситуаций, которые могут стать проблемными и вызвать страх (например, совершение повторного преступления, уклонение от отбывания наказания, на данном этапе), неспособность отстоять свою позицию в споре, соглашательство, покорность, робость, забывчивость, боязнь новых знакомств. Возможно, это связано с тем, что условно осужденные несовершеннолетнего возраста, отбывающие наказание более года подходит к отбыванию наказания более осознанно.
Результаты, полученные с помощью методики исследования «Оценка уровня волевого самоконтроля» (Эйдман Е.В. Зверков А.Г.) в экспериментальных группах№1 и №2 представлены в таблице 6.
Таблица 6
Сравнения результатов, полученных с помощью методики исследования «Оценка уровня волевого самоконтроля» (Эйдман Е.В. Зверков А.Г.) в экспериментальных группах№1 и №2
Название шкалы |
Средние значения в экспериментальной группе № 1 |
Средние значения в экспериментальной группе № 2 |
Значимые различия по критерию Манна-Уитни |
Шкала общего самоконтроля |
11,64 |
12,33 |
|
Шкала самообладания |
6,34 |
8 |
p<0,01 |
Шкала настойчивости |
8,18 |
8,08 |
|
Как видно из таблицы 10, существуют значимые различия между испытуемыми экспериментальной группой №1 и №2 по «шкале самообладания» (p<0,01).
Для испытуемых экспериментальной группы №2 характерны более высокие значения по «шкале самообладания». Следовательно, несовершеннолетние осужденные данной группы более эмоционально устойчивы, хорошо владеют собой в различных ситуациях. Свойственное им внутреннее спокойствие, уверенность в себе освобождает от страха перед неизвестностью, повышает готовность к восприятию нового, неожиданного и, как правило, сочетается со свободой взглядов, тенденцией к новаторству и радикализму. Вместе с тем стремление к постоянному самоконтролю, чрезмерное сознательное ограничение спонтанности может приводить к повышению внутренней напряженности, преобладанию постоянной озабоченности и утомляемости.
Далее необходимо сравнить результаты, полученные по методике исследования «Мотивация успеха и боязнь неудач». (Реан А.А) в экспериментальных группах №1 и №2.
Для испытуемых экспериментальной группы №2 характерны более высокие значения мотивации достижения успеха, в отличие от испытуемых экспериментальной группы №1 (p<0,05). Следовательно, условно осужденные несовершеннолетние, находящиеся в условиях УИИ более одного года проявляют стремление к правопослушному и осознанному отбыванию наказания. Можно предположить, что возрастание потребности в мотивации достижения успеха у несовершеннолетних осужденных в УИИ, связано в ряде случаев с осознанием наказания и дальнейшим устройством собственной жизни. В связи с чем в нашем исследовании, представляется целесообразным проанализировать особенности смысложизненных ориентаций. Результаты сравнения, полученные по методике «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьева) в экспериментальных группах №1 и №2 представлены в таблице 7.
Таблица 7
Сравнения результатов, полученных с помощью методики «Смысложизненные ориентации» (Д.А. Леонтьев) в экспериментальных группах №1 и №2
Название шкалы |
Средние значения в экспериментальной группе № 1 |
Средние значения в экспериментальной группе № 2 |
Значимые различия по критерию Манна-Уитни |
Цели в жизни |
32,1 |
30,42 |
p<0,05 |
Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность. |
29,1 |
28,6 |
p<0,05 |
Результативность жизни, удовлетворенность. |
24,6 |
22,12 |
|
Локус контроля-Я (Я хозяин жизни). |
21,62 |
21,1 |
|
Локус контроля-жизнь, или упровляемость жизни. |
30,1 |
28,5 |
|
Общий показатель осмысленности жизни. |
99,1 |
98,1 |
|
Как видно из таблицы 7, значимые различия у испытуемых экспериментальных групп № 1 и № 2 наблюдаются по шкалам «Цели в жизни» (p<0,05) и «Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» (p<0,05).
Для испытуемых экспериментальной группы №2 характерны более высокие значения по шкале «Цели в жизни», в отличие от испытуемых экспериментальной группы №1 (p<0,05). Следовательно, несовершеннолетние условно осужденные, находящиеся в условиях отбывания наказания более одного года имеют собственные убеждения в том, что человеку дано контролировать свою судьбу, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь.
Также испытуемые экспериментальной группы №2 имеют более высокие значения по шкале «Процесс жизни, интерес и эмоциональная насыщенность» (p<0,05). Можно сказать, что для несовершеннолетних условно осужденных, находящихся в УИИ более одного года сам процесс своей жизни воспринимают как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом.
Таким образом, у данной категории лиц осмысленность жизни выражается, прежде всего в принятии установленных правил и норм, осознании наказания и построении дальнейших планов на будущее, наше предположение о том, что в зависимости от времени нахождения в УИИ личностные особенности несовершеннолетних осужденных будут отличаться, нашло свое подтверждение.
Исходя из результатов эмпирического исследования необходимо подчеркнуть, что для осужденных, отбывающих наказание без изоляции от общества до 1 года отсутствует потребность в достижении успеха. Своей жизни они придают большую осмысленность и насыщенность, однако они сопряжены с ассоциальными тенденциями в их поведении. В конфликтных ситуациях они чаще проявляют эмоциональную неустойчивость, конфликтность и активно насаждают свою точку зрения, не считаясь в большинстве случаев с мнением окружающих.
В рамках психологического сопровождения данной категории осужденных необходимо уделять особое внимание индивидуальной психологической коррекции, направленной на демпфирование ассоциальных жизненных целей и способов поведения. Осуществлять целенаправленную работу по формированию адекватных жизненных ориентиров. При построении диалога с данной категорий осужденных следует учитывать конфликтность их поведения и эмоциональную неустойчивость, в связи с чем не избирать тоталитарного стиля взаимодействия. Для снижения уровня конфликтности и эмоциональной неустойчивости рекомендуется в рамках психологического сопровождения спланировать занятия направленные на обучения приемам и техникам саморегуляции. Также при работе с данной категорией осужденных необходимо формировать в межличностной сфере конформные установки при построении диалога с окружающими.
При построении психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, состоящих на учете УИИ свыше 1 года также обратимся к эмпирическим результатам нашего исследования. Для них характерна большая потребность в достижении успеха, отсутствуют четкие жизненные ориентиры и цели в жизни, поскольку изменение привычных стереотипов в поведении протекает для их личности довольно сложно и болезненно. В своем поведении они часто демонстрируют осторожность, принятие мнения окружающих, наличие лидерских тенденций в поведении, стараются соблюдать принятые норм и правила. Также данная категория несовершеннолетних осужденных характеризуется более высоким уровнем самообладания и использовании в поведении такого защитного механизма как подавление.
Психологическое обеспечение данной категории осужденных должно основываться, прежде всего, на определении четких жизненных целей после освобождения. При осуществлении данных мероприятий активно привлекать семью и институты гражданского общества. В рамках социально-психологических тренингов следует уделять особое внимание формированию уверенного поведения в стрессовых ситуациях, развитие социально-поддерживающего поведения, ведущего к формированию адаптивного жизненного сценария.
В целом, психологам необходимо построить психологическое сопровождение данной категорией лиц, прежде всего, так, чтобы они овладели социально приемлемыми жизненными сценариями, обрели навыки здорового образа жизни, конструктивного общения, преодоления стрессовых ситуаций, умения планировать свое будущее.
1. Краткая характеристика ВК [Электронный ресурс]. Сайт ФСИН России (дата обращения: 21.01.2022). URL: https://fsin.gov.ru/structure/inspector/iao/statistika/Xar-ka%20v%20YII/
2. Маришин С.В. Преодоление психологических барьеров у несовершеннолетних осужденных в процессе перевоспитания: дис. … канд. психол. наук : 19.00.07 / Маришин Сергей Васильевич. - Курск, 2010. - 283 с.
3. Роль психологов уголовно-исполнительных инс¬пекций в процессе исправления осужденных без лишения свободы в УФСИН России по Брянской области // Дея¬тельность уголовно-исполнительных инспекций по испол¬нению наказаний и иных уголовно-правовых мер, не свя¬занных с изоляцией от общества: сб. материалов передово¬го опыта. М., 2006. С. 52.
4. Российская Федерация. Законы. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации Текст.: [федер. закон от 8 янв. 1997 г. № 1-ФЗ] // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. - № 2. -Ст. - 198.
5. Российская Федерация. Министерство юстиции РФ. Об утверждении Инструкции по организации деятельности психологической службы УИС: Электронный ресурс.: [приказ: издан Министерством юстиции РФ 12 декабря 2005 г. № 238]. Режим доступа: [Консультант Плюс]
6. Статистические сведения Министерства внутренних дел РФ. Режим доступа: www.mvdinform.ru
7. Щербаков, Е. А. Психолого-педагогические условия ресоциализации несовершеннолетних осужденных: дис. … канд. психол. наук: 19.00.07 / Щербаков Евгений Анатольевич. - Самара, 2009. - 242 с.