ПРОБЛЕМЫ СТАНДАРТИЗАЦИИ И ИНСТРУМЕНТАЛИЗАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
В статье проанализированы новые виды профессиональной деятельности современного учителя, задаваемые профессиональным стандартом «Педагог» и Федеральными государственными образовательными стандартами высшего образования (ФГОС ВО). Современная деятельность учителя должна отвечать таким требованиям стандартизации, как владение проектированием педагогических объектов, педагогическими технологиями, знание теории управления образовательным процессом и путей достижения образовательных результатов. Предложена и рассмотрена модель технологического учебника полного цикла, в котором целесообразно моделируются и реализуются указанные инновационные требования. В учебнике моделируется целостный процесс формирования компетенций, задаваемых ФГОС ВО. Модель такого учебника предусматривает и технологический мониторинг качества формируемых компетенций. В статье представлена модульная структура технологического учебника, где в каждом модуле формируются конкретные профессиональные компетенции. В комплект учебника входит DVD с системой автоматической обработки результатов диагностик.

Ключевые слова:
профессиональный стандарт «Педагог», компетенции ФГОС ВО, мониторинг качества формируемых компетенций, технологическая карта — проект учебного процесса по формированию компетенций, оценка качества формируемых компетенций, управление процессом формирования компетенций, автоматизация аналитической обработки результатов диагностик.
Текст

Основной проблемой перехода высшего профессионального педагогического образования на новые стандарты, безусловно, является процесс модернизации профессиональной деятельности учителя и учебно-методического обеспечения, прежде всего это проблема учебника, задающего основные параметры этой профессиональной деятельности и максимально обеспечивающего и гарантирующего качество формируемых профессиональных компетенций, задаваемых ФГОС. В статье представлены результаты многолетней теоретической и экспериментальной работы, связанной с исследованием проблемы современной профессиональной деятельности учителя как центральной фигуры образовательного процесса в школе и преподавателей педагогического университета, готовящих бакалавров математики. Традиционная профессиональная деятельность учителя определялась содержанием и структурой как самого учебника, так и методической системой обучения, в рамках которой и для которой создавался учебник.

В отечественной методике и педагогике проблеме школьного учебника традиционно уделялось достаточно большое внимание. К сожалению, до сих пор методы и практики создания хороших учебников не исследовались и не становились достоянием методической и педагогической науки.

Список литературы

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогических технологий // Педагогика. М., 1989.

2. Боровских А.В., Розов Н.Х. Деятельностные принципы в педагогике и педагогическая логика: Пособие для системы профессионального педагогического образования, переподготовки и повышения квалификации научно-педагогических кадров. М.: МАКСпресс, 2010.

3. Боровских А.В., Розов Н.Х. Надпредметное содержание школьного образования // Педагогика-2014. № 1. С. 3-15.

4. Власов Д.А., Монахов Н.В., Монахов В.М. Математические модели и методы внутримодельных исследований: «Линейное программирование». «Теория игр». «Исследование операций»: Монография. М.: 2007. 346 с.

5. Ерина Т.М., Монахов В.М. Нужна ли сегодня адаптивная оптимальная система модернизации образования с наперед заданными свойствами // Известия ВГПУ. 2013. № 7 (82). C. 44-50.

6. Монахов В.М. Алгебра-8: Технологический учебник. Ульяновск: изд. Ульяновский ИПК, 1999. 145 с.

7. Монахов В.М. Введение в теорию педагогических технологий: Монография. Волгоград: Перемена, 2006.

8. Монахов В.М. Информатизация учебно-методического обеспечения целостного процесса формирования компетенций и технологического мониторинга управления их качеством // Вестник МГГУ. 2012. № 4. С. 46-59.

9. Монахов В.М. ИТ-образование и некоторые вопросы эволюции отечественной методической системы обучения математике, обеспечивающие технологизацию учебного процесса: Сборник избранных трудов IХ Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование» МГУ им. М.В. Ломоносова. 2014. C. 100-107.

10. Монахов В.М. Компетентностно-контекстный формат обучения и проектирование образовательных модулей // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. 2012. № 1.

11. Монахов В.М. Методологические основания разработки технологии построения образовательных систем с заданными свойствами // Материалы Международной научно-практической конференции «Технология построения систем образования с заданными свойствами». МГГУ им. М.А. Шолохова, 2010. C. 26-32.

12. Монахов В.М. О модели вузовского технологического учебника полного цикла, обеспечивающего реализацию ФГОС ВПО // Педагогика. 2012. № 10. С. 17-25.

13. Монахов В.М. Об одной точке зрения на инструментализацию современной дидактики // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова, педагогика и психология. 2014. № 2. C. 9-14.

14. Монахов В.М. Проектирование и реализация учебно-методического обеспечения целостного процесса формирования профессиональных компетенций // Материалы III Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами» МГГУ им. М.А.Шолохова. 2013. C. 37-44.

15. Монахов В.М. Технология проектирования методической системы с заданными свойствами в высшей школе // Педагогика. 2011. № 6. C. 43-46.

16. Монахов В.М. Усиление инструментальной направленности методологии проектирования педагогических систем с заданными свойствами (на примере эволюции отечественной методической системы обучения математике) // Материалы V Международной научно-практической конференции «Технологии построения систем образования с заданными свойствами» МГГУ им. М.А. Шолохова, 2014. C. 32-38.

17. Монахов В.М., Ерина Т.М., Васекин С.В. Система проектно-технологических компетенций современного педагога-исследователя, учебник-хрестоматия для магистрантов по направлению «Педагогическое образование», 2013. 252 с.

18. Монахов В.М., Ерина Т.М. Инструментальная дидактика: миф или реальность // Известия ВГСПУ. 2014. № 4 (89). C. 189-198.

19. Монахов В.М., Мусаелян А.Г., Монахов Д.Н. Математика: Технологический учебник полного цикла. М.: Изд-во МГУП, 2012. 140 с.

20. Мордкович А.Г., Монахов В.М., Тульчинская Е.Е. Алгебра-7: Технологический учебник. Серия «Школьные учебники нового поколения» НИУУ, М.; Новокузнецк, 1999. C. 124.

21. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н г. Москва. http://www.rg.ru/2013/12/18/pedagog-dok.html

22. Садовничий В.А. О математике и ее преподавании в школе. М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. Сухомлин В.А. Реформа высшей школы - анализ итогов: Сборник избранных трудов V Международной научно-практической конференции «Современные информационные технологии и ИТ-образование», М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2010. C. 3-21

23.

24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 050100 Педагогическое образование (квалификация (степень) «бакалавр»). http://www.edu.ru/db-on/mo/Data/d_09/prm788-1.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?