ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОММУНИКАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ВУЗА
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Совершенствование педагогической коммуникации является важной задачей для педагогических коллективов современных вузов, выполнение которой происходит не только при традиционной форме обучения, но и в процессе коммуникации в условиях цифровой трансформации образовательного пространства. С развитием информационных и коммуникационных технологий педагогическая коммуникация становится всё более активной и разнообразной, расширяются границы профессионального взаимодействия в цифровой образовательной среде. В контексте цифровой педагогики рассматриваются такие педагогические процессы, как цифровое обучение, цифровое воспитание, киберсоциализация и педагогическая коммуникация. Авторы анализируют свой опыт создания дистанционных курсов на платформе LMS Moodle и работы со студентами педагогического направления подготовки (уровень бакалавриата и магистратуры) в Рязанском государственном университете имени С.А. Есенина. Подчеркивается, что в условиях цифровой образовательной среды преподаватель должен обладать способностью проектировать содержание обучения, мотивировать студентов к активной деятельности и формировать у них полимотивированность, управлять самостоятельной работой студентов по получению новых знаний, организовывать образовательно значимую коммуникацию. С целью предотвращения ухода обучающихся в виртуальный мир педагог осуществляет интеграцию их жизненных пространств – виртуального и реального. Определено, что из-за разнообразия образовательных задач и цифровых образовательных ресурсов содержание педагогической коммуникации может видоизменяться в соответствии с различными ролями, которые выполняет педагог. Показано, что в процессе повышения квалификации педагогам необходимо получение знаний о работе с различными цифровыми технологическими средствами, о цифровом этикете, нормах общения, понимание специфики цифровой педагогической коммуникации и коллаборации.

Ключевые слова:
педагогическая коммуникация, цифровая трансформация образовательного пространства вуза, студенты вуза, дистанционные курсы, цифровая педагогика
Список литературы

1. Аксёнов С. И., Арифулина Р. У., Катушенко О. А., Сергеева Т. Н., Романовская Л. В. Цифровая трансформация образовательного пространства: новые инструменты и технологические решения // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 24-43. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.2

2. Блинов В.И., Сергеев И.С., Есенина Е.Ю. и др. Педагогическая концепция цифрового профессионального образования и обучения: монография / Под научной редакций В.И. Блинова. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. - 112 с.

3. Воевода Е.В. Коммуникация и взаимодействие в цифровом образовании // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2019. Т. 8. № 3. С. 49-52.

4. Герасимов С.В. Динамика социально-культурных процессов вуза: цифровой аспект // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9. № 6. С. 8-12. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-8-12

5. Гончарова Л.М. Профессиональная коммуникация в ракурсе вопросов современной коммуникативистики: вызовы и задачи в условиях цифровизации и пандемии // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 3 (52). С. 5-10.

6. Гончарова Л.М. Современная коммуникативистика: многоликость проблем и многоаспектность задач // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 5 (54). С. 5-10. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2021-10-5-5-10.

7. Гречушкина Н.В. Онлайн-курс: модели применения в образовательном процессе // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 4. С. 120-130. DOI:https://doi.org/10.31992/0869- 3617-2021-30-4-120-130

8. Илалтдинова Е. Ю., Беляева Т. К., Лебедева И. В. Цифровая педагогика: особенности эволюции термина в категориально-понятийном аппарате педагогики // Перспективы науки и образования. 2019. № 4 (40). С. 33-43. doi:https://doi.org/10.32744/pse.2019.4.3

9. Краснопеева Т.О., Шевченко А.И., Гураль С.К. Проектирование индивидуальных образовательных траекторий в информационной образовательной среде // Язык и культура. 2020. № 51. С. 153-176. DOI:https://doi.org/10.17223/19996195/51/8

10. Лобова С.В., Понькина Е.В. Онлайн-курсы: принять нельзя игнорировать // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 1. С. 23-35. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617- 2021-30-1-23-35

11. Лукашенко М.А. Селф-менеджмент студента как основа результативности е-learning // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 2. С. 61-70. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-2-61-70

12. Машарова Т. В., Зенкина С. В., Шабалина Д. А., Бушмелева Н. А. Формирование навыков управления проектом в ходе совместной деятельности студентов в среде Smartsheet // Перспективы науки и образования. 2021. № 4 (52). С. 506-522. doi:https://doi.org/10.32744/pse.2021.4.34

13. Немтинов В.А., Борисенко А.Б., Морозов В.В. Немтинова Ю.В. Повышение уровня профессиональных компетенций с использованием виртуальной образовательной среды // Высшее образование в России. 2021. Т. 30. № 3. С. 104-113. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2021-30-3-104-113

14. Носкова А.В., Голоухова Д.В., Кузьмина Е.И., Галицкая Д.В. Цифровые компетенции преподавателей в системе академического развития высшей школы: опыт эмпирического исследования // Высшее образование в России. 2022. Т. 31. No 1. С. 159-168. DOI:https://doi.org/10.31992/0869-3617-2022-31-1-159-168

15. Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/urKHm0gTPPnzJlaKw3M5cNLo6gczMkPF.pdf (дата обращения 07.02.2022).

16. Пучкова Е. Б., Сорокоумова Е. А., Чердымова Е. И., Темнова Л. В. Представления педагогов и обучающихся о существующих преимуществах и возможных рисках использования цифровых продуктов в образовательной среде // Перспективы науки и образования. 2021. № 5 (53). С. 95-109. doi:https://doi.org/10.32744/pse.2021.5.7

17. Рыбакова М. В. Цифровая образовательная среда как фактор развития иноязычных компетенций // Перспективы науки и образования. 2021. № 1 (49). С. 232-248. DOI:https://doi.org/10.32744/pse.2021.1.16

18. Рябова А.Л. Обучение способам работы с текстом в контексте дистанционного образования // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2021. № 1. 47-51. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-47-51

19. Семенова Л.М. Проблемы и перспективы смешанного обучения в вузе в период диджитализации // Научные исследования и разработки. Современная коммуникативистика. 2020. Т. 9. № 5 (48). С. 44-59. DOI:https://doi.org/10.12737/2587-9103-2020-44-49

20. Соболева Е. В., Суворова Т. Н., Блохина Н. Ю., Батакова Е. Л. Формирование группового творческого мышления при работе с виртуальными стенами // Перспективы науки и образования. 2021. № 3 (51). С. 465-480. doi:https://doi.org/10.32744/pse.2021.3.33

21. Соболева Е. В., Суворова Т. Н., Поднавознова Е. О., Факова М. О. Формирование цифровой грамотности будущих педагогов средствами облачных технологий // Перспективы науки и образования. 2021. № 6 (54). С. 505-520. doi:https://doi.org/10.32744/pse.2021.6.34

22. Соколова Г. Е. Коммуникативные основы педагогического общения // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Педагогика. 2019. № 4. С. 52-58.

23. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО. Париж: ЮНЕСКО, 2011. 115 с. URL: https://iite.unesco.org/pics/publications/ru/ files/3214694.pdf

Войти или Создать
* Забыли пароль?