В современных условиях проблема трудоустройства стоит особенно остро перед людьми с ограниченными возможностями здоровья. Прежде всего это связывается с требованиями законодательства к трудоустройству инвалидов, с одной стороны, и нежеланием работодателей принимать их на работу – с другой. Городские центры занятости совместно с другими заинтересованными службами осуществляют поиск подходящей работы лицам с ограниченными возможностями, выполняя профреабилитационные рекомендации индивидуальных программ реабилитации. Сложившаяся ситуация на рынке труда позволяет судить о том, что людям с ограниченными возможностями здоровья приходится особенно сложно в процессе самостоятельного трудоустройства. В статье рассматриваются наиболее распространенные причины отказа в трудоустройстве человека с ограниченными возможностями и возникающие впоследствии социально-психологические проблемы, а также преимущества работы инвалида в компании, возможность инклюзивного образования и дистанционная работа как вид трудоустройства человека с ограниченными возможностями.
люди с ограниченными возможностями, трудоустройство, инклюзивное образование, индивидуальная программа реабилитации, дистанционная работа.
В России люди с ограниченными возможностями здоровья определяются как инвалиды. Согласно ст. 1 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2014 г.), понятие «инвалид» трактуется как лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности [5].
В зависимости от степени расстройства функций организма и ограничения жизнедеятельности лицам, признанным инвалидами, устанавливается I, II или III группа инвалидности и составляется индивидуальная программа реабилитации.
Индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР) — это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы, комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности (ст. 11) [5].
Из определения следует, что ИПР предоставляет человеку с ограниченными возможностями здоровья в качестве реабилитационной меры право трудиться, а российское законодательство, в свою очередь, предоставляет гарантии трудовой занятости. Иными словами, человек с ограниченными возможностями здоровья имеет право трудиться в любой организации, независимо от ее организационно-правовой формы.
С 1 января 2010 г. в постановление Правительства РФ от 20 февраля 2006 г. № 95 «О порядке и условиях признания лица инвалидом» (ред. от 4 сентября 2012 г.) внесено изменение, которое отменило степени ограничения способности к трудовой деятельности. Таким образом, с 2010 г. не существует понятий «рабочие» и «нерабочие» группы — все категории людей с ограниченными возможностями здоровья имеют право обращаться в государственную службу занятости и работать в условиях, не противоречащих рекомендациям индивидуальной программы реабилитации.
1. Семенова И.Н. Инновационные компьютерные технологии в управлении персоналом // V Всероссийский межвузовский кадровый форум «Инновационное управление персоналом»: Сборник материалов / Государственный университет управления, Институт управления и предпринимательства в социальной сфере, кафедра управления персоналом; Под ред. д-ра экон. наук, проф. А.Я. Кибанова, канд. экон. наук, доцента Т.В. Лукьяновой. М.: Издательский дом ГУУ, 2014. 83 с.
2. Постановление Правительства Москвы от 31 мая 2011 г. № 236-ПП «Об утверждении Порядка распределения и предоставления субсидий из бюджета города Москвы на реализацию мероприятий по созданию, сохранению (модернизации) рабочих мест для инвалидов, созданию рабочих мест для молодежи, обеспечению беспрепятственного доступа инвалидов к рабочим местам и инфраструктуре организаций» (ред. от 22 января 2013 г.).
3. Закон РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (ред. от 2 июля 2013 г., с изм. от 5 мая 2014 г., вступающими в силу с 1 сентября 2013 г.).
4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 297 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы».
5. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (ред. от 28 июня 2014 г.).
6. Конвенция о правах инвалидов (принята Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 г. № 61/106) [Электронный ресурс] / СПС «ГАРАНТ». URL: http://base.garant.ru/2565085/#ixzz3GmpJDeBE
7. Особенности трудоустройства инвалидов. Опыт работы Рассказовского городского Центра занятости населения [Электронный ресурс] / Национальный союз кадровиков. URL: http://www.kadrovik.ru/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=924
8. Работа для людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Северо-Западный административный округ города Москвы. URL: http://szao.mos.ru/sotsialnaya_sfera_okruga/zanyatost_naseleniya/work-for-people-with-disabilities/
9. Сообщество людей с ограниченными возможностями [Электронный ресурс] / Форум. URL: http://www.invaforum.ru/
10. Трудоустройство инвалидов: мифы и реальность [Электронный ресурс] / Портал для инвалидов. URL: http://dislife.ru/