Организация ученических экскурсий в Крым в конце XIX - начале XX века (на примере Вятской губернии)
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
На основе исторических документов рассмотрена практика организации ученических экскурсий в Крым в конце XIX — начале XX вв. На примере экскурсионно-туристского опыта учебных заведений Вятской губернии, в частности, Елабужской женской гимназии, раскрыта организация культурно-познавательных экскурсий для учащихся в Крым. Благодаря дошедшему до нас полному и точному описанию ученической экскурсии в Крым, опубликованному на страницах Вятских епархиальных ведомостей одним из ее участников, возможно установить роль Крымского горного клуба в становлении культурно-познавательных экскурсий для учащихся. Ученические экскурсии осуществлялись по специально разработанным программам под руководством членов Крымского клуба. Целью данных экскурсий являлось ознакомление учеников с природными и историческими памятниками Крыма. На конкретном примере показан один из таких ученических экскурсионных маршрутов. Показано новаторство Крымского горного клуба в индустрии туризма исследуемого периода. При освещении деятельности Крымского горного клуба особое внимание уделяется организации работы его Ялтинского отделения, которое впервые в России занималось широкой экскурсионной деятельностью для учащихся образовательных учреждений. Ученические экскурсионные маршруты представляли собой однодневные экскурсии в окрестностях Ялты. Рассмотрены основные направления деятельности Ялтинского отделения Крымского клуба, способствующие распространению и популяризации культурно-познавательных экскурсий среди учащихся образовательных учреждений: разработка новых планов экскурсионных маршрутов (пешеходных, верховых, экипажных, морских, комбинированных), удешевление экскурсий для воспитанников учебных заведений, нахождение мест для проживания экскурсантов, заключение договоров с поставщиками лошадей и экипажными мастерами.

Ключевые слова:
ученические экскурсии, Крымский горный клуб, Ялтинское отделение Крымского горного клуба
Текст

Отечественное экскурсионно-турист-ское движение конца XIX — начала XX вв. представляло собой целостное историко-культурное явление, на развитие которого оказывали влияние как социально-политические, экономические, религиозные, культурные, этнические факторы общественной жизни, так и большое значение имели природно-климатические условия [8-10]. Мягкий климат, близость теплого моря, красивая природа, разнообразие исторических памятников и достопримечательностей сделали Крым этого периода самым посещаемым экскурсионно-туристским местом Российской империи. Экскурсионно-тури-стический сезон в Крыму длился с апреля по октябрь. При благоприятных погодных условиях происходило увеличение экскурсионно-туристического сезона с февраля (в 1912 г.) по конец ноября (в 1909 г.) [1]. Как правило, значительную часть летних экскурсантов-туристов составляли учащиеся земских школ, реальных, коммерческих, епархиальных училищ и гимназий.

В конце XIX — начале XX вв. экскурсион-но-туристская практика в учебных заведениях Вятской губернии Казанского учебного округа стала распространенным явлением. Первоначально проводились местные экскурсии (производственные и естественно-исторические: географические, геологи-

ческие, гидрологические, почвоведческие, ботанические, зоологические и т.д.) в ближайших к учебным заведениям окрестностях или в пределах уезда. Во второй половине XIX в. начали реализовываться дальние экскурсии, основными направлениями которых становятся Москва, Санкт-Петербург и Крым. Их целью являлось знакомство учащихся со столичными центрами, историческими памятниками, музеями и другими достопримечательностями.

Следует отметить особую роль вятской периодической печати в популяризации ученических экскурсий в Крым. Так, «Вятские губернские ведомости» публиковали отдельные статьи, посвященные ученическим образовательным экскурсиям и их воспитательному значению. Приведем в качестве примера одну из типичных статей. Так, например, в №119 за 1902 г. статья, размещенная на первой полосе, начиналась следующим призывом: «Ведите ваших детей в мастерские, фабрики, заводы и другие учреждения, «где труд человека спорится». Ознакомив детей с окружающей средой, везите их в большие села и города, везите их туда, где природа и люди живут «не по-нашему». Дальше достаточно подробно шло описание ученической экскурсии в Крым, где акцент делался на культурно-исторические

Список литературы

1. Вебер Ф. Деятельность и денежный отчет Ялтинского отделения Крымско-Кавказского горного клуба за 1912 год//Записки Крымско-Кавказского горного клуба. Одесса, 1913. Вып. 2. С. 45.

2. Левченко Ю. Под солнцем Крыма // Вятские Губернские Ведомости. 1902. №88, 25 июля. С. 2-3.

3. Мленарич А. Отчет об экскурсионном сезоне Ялтинского отделения Крымского горного клуба за 1898 г. // Записки крымского горного клуба. Одесса, 1899. Вып. 3. С. 39.

4. Москвич Г. Практический путеводитель по Крыму с приложениями. Ялта, 1889.

5. На Юг России // Вятские епархиальные ведомости. 1913. №1-24.

6. Овчинников А. Ученические образовательные экскурсии и их воспитательное значение // Вятские Губернские Ведомости. 1902. №119, 5 окт. С. 1-2.

7. Познанский М. Штангеевская тропа // Записки Крымского горного клуба. Одесса, 1900. №5. С. 18-19.

8. Wang S., Yamada N., Brothers L. A case study: discussion of factors and challenges for urban cultural development// International journal of tourism research, 2011. №13(6). P. 553-569.

9. Dickinson E., Peeters P. Time, tourism consumption and sustainable development // International journal of tourism research. 2014. №16(1). P. 11-21.

10. Majdoub W. Analyzing cultural routes from a multidimensional perspective //AlmaTourism: Journal of tourism, culture and territorial development. 2010. №2. P. 29-37.

Войти или Создать
* Забыли пароль?