МЕНЕДЖМЕНТ В АГРОПРОМЫШЛЕННОМ КОМПЛЕКСЕ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПРОБЛЕМЫ
Аннотация и ключевые слова
Аннотация (русский):
Статья посвящена исследованию менеджмента в агропромышленном комплексе (АПК). Установлено, что после перехода к рыночной экономике система управления АПК потерпела значительные изменения. В связи с либерализацией экономики значительно сократилась функция государственного управления. Теперь АПК России утратил свою целостность. Сегодня помимо отраслевых министерств и ведомств, которые непосредственно курируют АПК, отдельные функции по отношению к АПК выполняют другие федеральные Министерства и ведомства России такие, как Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство образования и науки и др. Такая ситуация в некотором смысле не соответствует принципам единоначалия в управлении, которую считают золотым правилом менеджмента.

Ключевые слова:
менеджмент, аграрный сектор, агропромышленный комплекс (АПК), управление, структура управления, типы управления, методы управления, мотивационная направленность воздействия
Текст

Введение. Аграрный сектор особое место занимает в экономике любой страны. Эта сфера включает в себя наряду собственно сельское хозяйство, и отрасли, занимающиеся производством средства производства для сельского хозяйства и хранение, и переработку сельскохозяйственной продукции.

Агропромышленный комплекс (АПК) является организационно-экономической формой функционирования аграрного сектора страны и включает различные отрасли, под отрасли и виды производств. По мере развития и диверсификации отрасли, в последнее десятилетие труднее становится определить его границы.

В более четверти странах мира создается около трети валового общественного продукта и национального дохода в агропромышленном комплексе. Из сельскохозяйственного сырья изготавливаются более 70% потребительского товара, в аграрном секторе мира трудится более 40% трудоспособного населения страны (в Европе - 7,9%, Северной Америке - 10,0%, Южной Америке - 21%, Азии - 57,3%, Африке - 60,7%). Более четверти населения в странах ЕС сосредоточены в сельских местностях, которые занимают более 60% территории страны. Наряду с этими приоритетными особенностями сельскохозяйственного производства имеются и некоторые характерные черты. К ним относятся: зависимость ее от нестабильных природных условий, сезонный характер производства и денежных поступлений, использование в качестве средства производства земли, обширная инфраструктура и др. [4,6,7,8].

Главной целью управления АПК является развитие сельскохозяйственного производства, вследствие чего удовлетворение потребностей населения в продовольствии, а промышленности — в сельскохозяйственном сырье.

Материалы и методы исследований. Материалом исследования послужили данные статистической отчетности Минсельхоза России за последнее 30-летие, а также материалы периодических научных изданий по проблемам управления АПК. В процессе исследования применялись абстрактно-логический, монографический, расчетно-конструктивный, сравнительный анализы и статистические методы.

Результаты исследований и их обсуждения. Как объект управления сельское хозяйство России имеет некоторые специфические особенности.  К ним относят [2,3]:

  1.  многоукладная экономика и разнонаправленность деятельности субъектов хозяйствования,
  2. после перехода к рыночной экономике в 90-е годы ХХ века разрушение существовавших ранее производственно-хозяйственных и финансово-экономических связей между организациями АПК,
  3. необоснованное изменение формы собственности и системы управления в предприятиях и организациях,
  4. недостаточная компетентность новых собственников и руководителей в вопросах управления;
  5. нерациональные планирование и организация производства,
  6. неправильное построение учетной политики и контрольной деятельности в предприятиях и организациях;
  7. ослабление регулирующего воздействия государства в процессах планирования, организации и регулирования производственных процессов в АПК;
  8. Востребованность АПК в государственной поддержке,
  9.  востребованность в восстановлении управляемости по «вертикали» и «горизонтали» со стороны государственных органов.

Эти характерные особенности сельскохозяйственного производства значительное влияние оказывают на организацию управленческой деятельности в данной сфере экономики. В аграрном секторе исторически сложились две модели управления:

  1. функционирование в условиях свободного рынка;
  2. управление на основе регулируемого рынка.

Модели функционирования в условиях свободного рынка показала практическую несостоятельность и привело к Великой депрессии США в 30 – х годах ХХ века. Она заставила США перейти к модели государственного регулирования рынка.

В девяностые годы ХХ века внедрение модели свободного рынка, привело к катастрофическому положению России. Это еще раз подтвердила практическую несостоятельность рыночных методов управления сельскохозяйственного производства и крах идей либерализма. Для достижения позитивного эффекта необходимо было, перейти к управлению на основе регулируемого рынка, как это сделали все развитые страны.

Опыты мировых развитых стран с многоукладной экономикой показывают эффективности применения обоих направлений система управления (регулируемая и нерегулируемая) одновременно в пределах одной страны: Установлены, что устойчивое функционирование и достаточно высокие темпы роста в аграрном сектор обеспечиваются тогда, когда регулируемой (государственный) сектор составляет 65 - 70%, а нерегулируемый (рыночный) — 30 - 35%.

Учитывая вышеизложенные положения можно отметить, что структуры управления сельскохозяйственными предприятиями и организациями сильно приплетена внешними и внутренними факторами. Так как учет и эффективное сочетание этих факторов создает определенное благоприятное условие для эффективного функционирования и развития хозяйствующих субъектов [1,4]. Разбираем эти факторы по группам в отдельности.

       1.  Внешние факторы. К ним относят:

- цели, задачи, принципы, функции и методы управления;

- территориальное размещение предприятий и организаций;

- форма собственности, организационно-правовая форма предприятий и организаций.

      2. Внутренние факторы.  К ним относят: факторы производственного и управленческого характера.

К факторам производственного характера относится:

- сфера деятельности предприятия и организаций;

- производственная и организационная устройства предприятия;

- объем и тип производства;

- формы организации производства;

-  уровень обеспеченности производства основными фондами;

- природоресурсные, экономические и экологические условия;

- наличие необходимых сетей коммуникации;

-  наличие нужных кадров.

К факторам управленческого характера относится:

- соответствия структуры управления к организационной структуре предприятий и организаций;

-  сочетание централизации и децентрализации в системе управления предприятий и организаций;

- соблюдения нормы управляемости во всех уровнях управления предприятий и организаций;

- учет территориальных и отраслевых особенностей региона при построении системы управления;

- учет уровня квалификации управленческих кадров;

- уровень механизации и автоматизации управленческого труда.

Учитывая вышеизложенные факторы для конкретных предприятий или организаций подбираются эффективно работающие типы управления из числа их многочисленных разнообразий.

Выделяют следующие основные типы управления [1,4]:

- линейная структура управления,

- функциональная структура управления,

- линейно-функциональная структура управления,

- дивизионная или отделенческая структура управления,

-  матричная или проектная структура управления.

Отметим, что при выборе типов управления для конкретного хозяйствующего субъекта необходимо наряду четкого определения цели и задачи управления, надо найти способы построения наиболее эффективной формы приобщения людей в пределах хозяйствующего субъекта. Наряду с этим важным моментом в управлении сельскохозяйственными предприятиями и организациями являются подбор методов управления, учитывающей мотивационной направленности коллектива. Методы управления представляют собой совокупность способов, средств и приемов целенаправленного воздействия управляющей системы (руководителей) на управляемую систему (исполнителей) в целях максимальной эффективности достижения поставленных целей.

В процессе управления предприятиями и организациями возникают многочисленные проблемы и задачи с разными сложностями и спецификой, что определяет разнообразие методов управления, используемых при их решении. Отметим, что несмотря на их разнообразие, для всех методов управления объектом воздействия являются производственные коллективы и его отдельные члены. При этом менеджер должен подобрать более эффективные и влиятельные способы воздействия. Специфика и общие признаки этих способов воздействия обуславливают их сгруппировать по выявленными общими признаками. Таким образом образуются некоторые группы методов управления (методов воздействия) в менеджменте предприятий и организаций.

Воздействие методов управления на коллектив работников или отдельного работника непосредственно связано с мотивацией, то есть с образованием в сознании коллектива или отдельного человека мотива (побудительного стимула, к действию в нужном направлении).

Как доказывают ученые созидатели поведенческой теории менеджмента, определяющим фактором в поведение человека, является его потребности и интересы. Осознание потребности побуждает к действию. Поэтому применяемые методы управления коллективом в сельскохозяйственных предприятиях и организациях должны быть ориентированы на поведение отдельного работника, которое обусловливается прежде всего с его потребностями. Отсюда появляется понятие мотивационная направленность методов управления. Мотивационная направленность медов управления, это совокупность потребностей, на обеспечении которых направлен тот или иной метод управления. В этом смысле выделяют властное, материальное и моральное мотивационное воздействие. Учитывая направленности мотивационного воздействия на поведение работников методы управления можно разделить на административно - правовое (организационно-распорядительные), экономические и социально-психологические (табл. 1).

Таблица 1.

Мотивационные характеристики методов управления

Методы управления

Мотивационная направленность

Административно - правовое (организационно-распорядительные)

Применение властной мотивации: осознанная необходимость дисциплины труда и управления, чувство долга, стремление личности трудиться в определенной организации

экономические

Экономические (материальные) интересы: объединяют все те приемы и способы воздействия, с помощью которых косвенно воздействуют на экономические интересы производственных коллективов и отдельных их членов

социально-психологические

Социально-психологические, моральные (духовные) интересы: способы воздействия на людей путем воспитания сознательного отношения к труду, использование социальных, эмоциональных и психологических свойств личности и коллектива.

 

Административно – правовое (организационно-распорядительные) методы отличает директивный и прямой характер воздействия: установить определенный регламент или административный акт, который подлежит обязательному выполнению. Принятые управленческие решения руководителем должны быть выполнены безотказно, что требует принятия научно обоснованного решения, а также использования действенной системы контроля за исполнением приказов и распоряжений.

Отметим, что применение властной мотивации не создает условия для раскрытия и использования творческого потенциала коллектива и их отдельных членов на решение стоящих перед ними задач. Поэтому для достижения максимального эффекта учеными управленцами рекомендуется параллельно с административно – правовыми (организационно-распорядительные) методами управления использовать и методы, ориентированные на материальные и моральные мотивы.

Экономические методы управления основано на использовании требований экономических законов и закономерностей. Они объединяют все те приемы и способы воздействия, с помощью которых косвенно воздействуют на экономические интересы производственных коллективов и отдельных их членов. Таким образом формирование эффективного экономического механизма управления в сфере АПК предполагает обеспечение оптимального сочетания централизма и самостоятельность хозяйствующих субъектов. Централизм и самостоятельность в сфере управления производством находит свое выражение через перераспределение прав и обязанностей между управляющим центром, с одной стороны, и национально-территориальными, и территориальными образованиями и предприятиями — с другой стороны. Поэтому воздействие на экономические интересы предприятий и организаций АПК осуществляется как федеральными, так и региональными органами управления, сельскохозяйственных предприятий и организаций.

Социально-психологические методы управления, это совокупность приемов и способов воздействия на людей в направлении сознательного изменения отношения его к труду. При этом ориентируются на социальные, эмоциональные и психологические свойства личности и коллектива. Поэтому социально-психологические методы делятся на социологические и психологические средства воздействия, которые ориентированы на создание благоприятного морально-психологического климата и сплоченного коллектива.

Отметим, что на практике управления предприятиями и организациями в чистом виде одним методом управления не ограничиваются, все эти три методы применяются в их комбинации. Так как все методы управления взаимосвязаны, в рыночных условиях они друг друга дополняют. Все методы управления взаимосвязаны и взаимоувязаны, то есть образуют единую систему и учитывают одновременно организационные и экономические интересы, материальное и моральное стимулирование, социально-психологические факторы. Только в совокупности методы управления создают условия и предпосылки для наиболее эффективного управления в агропромышленном секторе. В современных условиях руководители всех уровней должны уметь владеть комплексом методов управления, осуществлять правильный выбор и применять те методы воздействия, которые в конкретной ситуации будут более эффективными и результативными.

Заключение. После перехода к рыночной экономике система управления АПК потерпела значительные изменения.  В связи с либерализацией экономики значительно сократилась функция государственного управления. До 1990 г. АПК РФ представляли сельское хозяйство, лесное, рыбное и водное хозяйства, пищевая и перерабатывающая промышленность, сельское строительство, материально-техническое обеспечение и агросервисное обслуживание и имел четкую систему органов государственного управления на всех уровнях. Теперь АПК России утратил свою целостность. Сегодня помимо отраслевых министерств и ведомств, которые непосредственно курируют агропромышленный комплекс, отдельные функции по отношению к АПК выполняют другие федеральные Министерства и ведомства России такие, как Министерство экономического развития и торговли, Министерство финансов, Министерство образования и науки и др. Такая ситуация в некотором смысле не соответствует принципам единоначалие в управлении, которую считают золотым правилом менеджмента.

Список литературы

1. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. - 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: Магистр: ИНФРА-М, 2021. - 656 с.

2. Ибрагимов, А. Г. Контроллинг в деятельно-техноприродной системе / А. Г. Ибрагимов, Л. М. Рекс. - Москва, 2014. - 162с.

3. Ибрагимов, А. Г. Управление природопользованием. Учебное пособие для вузов /А. Г. Ибрагимов, Н. Г. Платоновский. Москва: Издательство Юрайт, 2022. - 151с.

4. Основы менеджмента. Чернышев М. А., Коротков Э. М., Солдатова И. Ю., проф. И. Ю. Солдатовой., Чернышева М. А., Под ред. проф. И. Ю. Солдатовой., Солдатовой И., Чернышов М.А. - ред.-сост., Изд.: ИТК "Дашков и К", НАУКА/ИНТЕРПЕРИОДИКА МАИК, Наука-Пресс 2006 г.

5. Рекс, Л. М. Менеджмент деятельно-техноприродной системы / Л. М. Рекс, А. Г. Ибрагимов. - Москва: Издательство МГУП, 2012. - 205с.

6. Федеральная служба государственной статистики России. [Электронный ресурс] - Режим доступа. - URL: http://www.gks.ru/ (дата обращения: 29.10. 2021).

7. Хоружий В.И. Методология и инструментарий повышения прибыльности аграрного сектора экономики. Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук/ Горский государственный аграрный университет. Владикавказ, 2012.

8. Хоружий Л.И. Межорганизационные системы управленческого учета в агросфере / Л.И.Хоружий, Ю.Н.Катков // Бухучет в сельском хозяйстве. 2012. №5. С.35-41.


Войти или Создать
* Забыли пароль?