Калуга, Калужская область, Россия
На основе исследования публикационной активности в «Журнале педагогических исследований» проанализированы тенденций развития современной отечественной педагогической науки в рамках реализации теоретико-методологических и практикоориентированных идей, разрабатывающихся в научной школе экзистенциальных подходов в педагогике под руководством доктора педагогических наук, профессора Михаила Иосифовича Рожкова. Показано, что в современных социально-культурных условиях особенно актуальной является реализация образовательных практик, построенных на основе идей, воплощающих смыслы экзистенциальной стратегии воспитания свободной личности. Проведённое нами исследование показало, что ведущими тенденциями развития отечественного образования на современном этапе, воплощающими идеи экзистенциальных подходов в педагогике, являются: использование в образовательном процессе субъектно-ориентированных технологий, организация личностно-развивающей образовательной среды в школе, педагогическое сопровождение саморазвития детей и подростков в условиях дополнительного образования, специфика форм подготовки педагогов к реализации педагогического сопровождения саморазвития и самореализации обучающихся в условиях дополнительного образования, стимулирование саморазвития и самореализации обучающихся в условиях ценностно-ориентированной образовательной среды. Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-013-00616.
анализ тенденций, научная школа, экзистенциальные подходы в педагогике, субъектно-ориентированная технологий, саморазвитие, самореализация, субъектность, педагогическое сопровождение, дополнительное образование, исследования публикационной активности, «Журнал педагогических исследований»
1. Астахова Л.Г. Психологические особенности саморазвивающейся личности // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 88-98.
2. Ахлебинина Т.В. Саморазвитие личности школьников в ходе реализации проекта по созданию личностно-развивающей образовательной среды // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 37-42.
3. Байбородова Л.В. Особенности организации дополнительного образования сельских школьников // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 33-42.
4. Брайцева С.В. Психолого-педагогическое раскрытие саморазвивающейся личности в условиях дополнительного online-образования // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 3. - С. 28-33.
5. Васильев В.А., Гурьева В.В. Прокрастинация как барьер саморазвития личности // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 4. - С. 63-66.
6. Гиричева Л.С., Новикова Я.О., Макарова В.А. Характеристики саморазвивающейся личности // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 17-20.
7. Доронина М.В. Саморазвитие личности ребенка в процессе музыкальных занятий // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 43-47.
8. Иванова А.В. Особенности творческого развития в подростковом возрасте // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 4. - С. 67-72.
9. Иванова А.В. Сопровождение саморазвития обучающихся в организациях дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 21-25.
10. Иванова И.В. Всероссийская научно-практическая конференция «Дополнительное образование детей - пространство саморазвития личности» // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 3-7.
11. Иванова И.В. Профессиональный выбор и его значение для жизненного самоопределения личности // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 2. - С. 3-9.
12. Иванова И.В. Рефлексивно-ценностный подход к организации педагогического сопровождения саморазвития подростков в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 23-36.
13. Кононова А.Ю., Бракк Т.А. Тенденции саморазвития на современном этапе модернизации дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 55-59.
14. Лабчук Н.С. Образовательная робототехника как средство формирования мировоззрения школьника // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 50-54.
15. Лискина В.С. Коучинг в повышении мотивации молодых специалистов молодежных общественных организаций // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 67-71.
16. Лунева Е.С. Педагогическое сопровождение обучающихся как фактор саморазвития личности // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 14-20.
17. Майкова К.В. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в ходе моделирования и реализации социальных проектов // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 2. - С. 26-30.
18. Милютина С.Л. Эффективное управление педагогическими кадрами во время педагогического сопровождения обучающихся в дополнительном образовании детей и взрослых // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 21-27.
19. Мишин И.С. Летний онлайн-лагерь «Нескучные каникулы» как средство дополнительного самообразования детей и родителей // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 3. - С. 34-38.
20. Рожков М.И. Преодоление как фактор саморазвития // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 10-16.
21. Рожков М.И. Социальные пробы как средство формирования социальной ответственности школьников // Журнал педагогических исследований. - 2018. - Т. 3. - № 2. - С. 12-19.
22. Старостина И.А. Педагогическое сопровождение саморазвития обучающихся в условиях дополнительного образования, как фактор формирования «навыков будущего» // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 45-49.
23. Сязи Е.В. Проектная деятельность как важный фактор саморазвития обучающихся // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С. 17-22.
24. Тихомирова Е.И. Субъектное саморазвитие личности в дополнительном образовании // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 5. - С. 17-22.
25. Фадеева С.Д. Программирование как основа развития алгоритмического мышления и саморазвития личности // Журнал педагогических исследований. - 2020. - Т. 5. - № 6. - С.29-32.
26. Шевчик М.С. Коучинг как современная технология повышения мотивации педагогов дополнительного образования // Журнал педагогических исследований. - 2021. - Т. 6. - № 1. - С. 63-66.